Эстетическое чувство

Елена Красавина 2
               

     С точки зрения материализма чувство прекрасного не может быть врожденным. Его нужно воспитывать с первых дней жизни. Вкус к музыке и изобразительному искусству можно развить, слушая произведения классиков и окружая себя тем, что радует глаз.
     Что касается детей, то это оправдывается: води ребенка в театр и на выставки, и он вырастет эстетом. Посещай концерты знаменитых исполнителей, и получишь меломана. А уж если дома есть музыкальный центр, то и того проще.

     Что касается животных, то те редкие наблюдения, которые зафиксированы в литературе, не могут быть объяснены целенаправленным воспитанием. Значит, есть что-то в самой природе, что отвечает потребности живого в гармонии.
     Есть у знаменитого писателя-охотника рассказ «Медведь музыкант». Однажды в лесу охотник услышал необъяснимый звук, который регулярно повторялся и был похож на порождение гигантского  струнного инструмента. Оказалось, что это медведь играет на расщепленной ели, оттягивая и отпуская ее тонкую часть. Зверь явно наслаждался своей музыкой.
      О том, что коровы отдают больше молока, если во время дойки слушают классику, знают все, кто читает «Науку и жизнь». Там же сообщали, что классическая музыка способствует занятиям математикой в то время, как тяжелый рок отупляет и зацикливает мышление.
      Во времена Сталина и много лет после его смерти, до выхода в эфир программы «Маяк», на радио целыми днями подряд звучала классическая и народная музыка, шла передача «Театр у микрофона» и чудесные детские передачи.
     Почему я выделяю выпуск «Маяка»? До него всем выступлениям предварялись объявления: название и автор произведения, а также исполнители. Все это складывалось в тезаурус слушателя. Он учился отличать и авторов, и исполнителей, развивая более тонкий слух.
     Спору нет, сейчас это тоже доступно, но, чтобы знать, нужно не только слушать, но и смотреть. Что не всегда удобно. «Маяк» начал давать все подряд, как саундтрек повседневной жизни, прерываемый сводкой новостей каждые полчаса.
      Теперь ребенок с детства слышит то же, что и домашние животные. О том, как это на него влияет, можно судить, анализируя их реакции. Хотя моя дочь уже повзрослела, когда я целенаправленно провела свои опыты, надеюсь, другие смогут использовать это.

      То, что у собак есть эстетическое чувство, нам стало ясно с первого года жизни нашей Пульхры. До восьми месяцев она была, что называется, тише воды, ниже травы. Чужих опасалась, но никогда не лаяла и не огрызалась. Гуляющие по Арбату с детьми часто просили разрешения ее погладить. Ей не нравилось, но она терпела.
     Как-то в электричке нагловатый сосед по купе, пропахший керосином, почти час приставал к щенку, а я стеснялась его одернуть. Сидела и мечтала, чтобы собака цапнула его как следует. Но Пульхра только молча жалась ко мне.
     Выходя на своей остановке, нелюбезный попутчик отрекомендовался охотником, у которого две своих лайки. Он, как видно, прекрасно понял мои чувства и пообещал, что с восьми месяцев никто безнаказанно не протянет к моей собаке даже палец.
     Вздохнув с облегчением, я приняла этот посул за извинение, но особенно не поверила. И надо же такому случиться, что ровно в восемь месяцев возник повод для собаки проявить агрессию!

     Шествуя на озеро, мы увидели бегущую по полю женщину в купальнике. По дороге далеко впереди ехала белая «Волга», которая остановилась, и из нее вышли два вполне одетых человека  и быстро направились от дороги к женщине.
    Было видно, что они хотят, чтобы она села в машину. Женщина отбивалась и что-то кричала. Увидев нас, она бросилась бежать в нашу сторону и просить о помощи. Ее преследователи не отступили и одновременно с беглянкой оказались около нас.
    С облегчением убедившись, что в паре и мужчина, и женщина в брюках, я выступила в том смысле, что даму надо оставить в покое.  Они пошли к машине, а беглянка потребовала, чтобы ее доставили в милицию.
    Отказаться от прогулки в выходной ради сомнительных приключений мне показалось неправильным. Женщина была явно не в себе. И тут на мое счастье на той же тропе, но уже с озера, показалась знакомая потерпевшей. Она взяла ту под свою опеку, а мы продолжили путь.
    Все это время Пульхра молчала. И в этот день никак не проявила свои собачьи качества. Однако уже на следующий день, когда мы снова были на озере, она бросилась на мужчину, похожего на вчерашнего «похитителя».
   Он был в трениках. Постепенно все мужчины в трениках стали для Пульхры персонами нон грата. Уважение вызывали люди в форме: милиция, солдаты, офицеры, люди в наглаженных брюках. Все остальные были подозрительны.

     Свое понимание прекрасного в одежде Пульхра доказала в совсем еще юном возрасте. В старшем классе мы купили Марине потрясающий прикид: черную бостоновую юбку-годе, белую блузку с множеством оборок и двухцветные лаковые туфли на высокой шпильке.
     Когда стройная девушка с тонкой талией, надев все это на себя, кружилась перед зеркалом, собака повалилась на спину к ее ногам. Мы развеселились: отпала от такой красоты!
   
     В молодости у рыжей Пульхры был черный нос. С годами посветлел, а потом и поседел. За этот нос ее дразнил колоритный старик в оранжевом жилете дорожного рабочего,  часто пересекавший наш проходной двор. «С курами клевала?» - спрашивал он собаку. Распознавая издёвку, Пульхра заливалась лаем в ответ.
     Постепенно красный цвет стал восприниматься как вызов. Собака лаяла на редких в то время женщин, осмелившихся надеть красные брюки, хотя на женщин вообще никогда не лаяла. А однажды оторвала мне пояс от костюма с ярко желтыми пятнами.
     Костюм из толстого хлопчатобумажного полотна. Пиджак, как гимнастерка, с манжетами и поясом. Пестрый, не маркий, купленный специально для прогулок с собакой: не своя, так чужая обопрется лапами и испачкает. Желтые пятна дают возможность собаке быстро разглядеть меня среди других людей.
     Как-то после прогулки я чуть задержалась переодеться в домашнее. Пульхра подлетела, подпрыгнув, повисла на поясе и дергалась, пока он не оторвался «с мясом». С тех пор я не мешкала с переодеванием, когда носила этот костюм.
    Свою подозрительность к цветам красного конца спектра собака передала и своим двум дочкам, которых мы оставили себе.

     Последняя псина, заведенная мной, продемонстрировала свои цветовые пристрастия не так радикально, но не менее доходчиво. Сходила я как-то на выставку породистых собак со своими молодыми, чтобы поддержать их с выставляемой бассенджи Тингой.
    Удовольствие это не из дешевых для хозяев, но и мне тоже обошлось не даром. Уж больно много соблазнов в таких местах! Одежда, аксессуары, литература и лежанки всех фасонов и расцветок.
     Я приобрела уникальную книгу для профессиональных кинологов и самый простой, но, на мой взгляд, красивый матрасик. Покрытый импортным гобеленом, на котором были изображены рыжие белочки на зеленом фоне, серые зайчики на синем, желтые кошечки на желтом и надписи на английском, что это именно белки, зайцы и кошки.
     Уверенная, что Бэла оценит покупку, я постелила ее туда, где она частенько располагалась отдыхать. Лучи успела обновить лежанку первая, поспав на ней некоторое время. А разборчивая  Бэла тут же превратило лежак в отхожее место. Она загадила матрасик так, что после стирки я всю зиму продержала его на балконе, чтобы всякий дух выветрился.
      Возвращая матрас в дом, я поместила его в угол тахты, где обычно устраиваются более мелкие собаки. Они своими когтями подрали там весь ковер. Им это нововведение очень понравилось. Можно не только драть, но и вертеть, как вздумается.
      Возможно, что я неверно истолковала нелюбовь Бэлы как неприятие расцветки. Кто знает, какие запахи она считывала с вещички, принесенной с собачьей выставки. Однако Лучи не гадила на новинку никогда. С тех пор я  думаю над цветовой гаммой, покупая собачьи подстилки.

     Пульхра была беременна два раза. И оба раза я давала ей слушать Моцарта. Концерт ре минор лучше всего создавал ей спокойную атмосферу. После родов щенки сосали мать под ту же пластинку гораздо интенсивнее, чем без музыки.
     Был и еще один эффект, о котором я напишу, стесняясь в своих предположениях. В последнюю неделю первой беременности Пульхры в комнате иногда слышался как будто тоненький вой.
    Источник звука мы так и не установили. Но позже один из новорожденных обладал поистине громовым голосом и очень любил «петь» по всякому поводу и без всякого повода.
    Религиозным людям дальше не советую читать пару абзацев. Есть предание, что Сергий Радонежский, в отрочестве Варфоломей, подавал голос в утробе матери, когда она приходила в церковь на богослужение.
    Я бы подумала, что это миф, если бы не заподозрила, что сама была свидетельницей такого же феномена. Вода, в которой находится плод, проводит звук лучше, чем воздух. Вопрос в том, как звук может зародиться внутри живота матери.

     Одна из дочерей Пульхры, ее любимица Ника, выношенная и вскормленная при участии Моцарта, была особой, утонченной во всех отношениях. Я, шутя, характеризовала ее как учительницу младших классов, - такая она была правильная.
     Ника заставила меня выключить телевизор, когда я захотела посмотреть триллер Хичкока. Не потому, что мне хотелось адреналина,  а казалось, что надо же и об этом иметь представление.
     Как только началась музыкальная заставка к фильму, собака напряглась и уставилась мне в лицо. Потом она встала передо мной, не отрывая глаз от моей физиономии. Будто спрашивала: неужели тебе это может нравиться?
    Дело закончилось тем, что Ника взобралась мне на колени и перекрыла своим туловищем всю видимость экрана. Такое недвусмысленное пожелание нельзя было проигнорировать.

     Но это все домашние собаки, которых не обвинишь в отсутствии сочувствия своим хозяевам. Кто знает, может быть, они просто разделяли наши чувства, по крайней мере, в отношении музыки и фасона одежды.
    А вот как удивил меня охранный пёс Полкан. Я полагаю, ему неведомы те звуки, к которым поневоле привыкают наши домочадцы. То есть, он дитя природы чуть менее дикий, чем лесной зверь.
     Однако и этот дикарь оказался не чужд удовольствию, которое получал медведь, бренча елкой. Забравшись в свисающие обледеневшие тонкие ветки склоненной березы, он раз за разом проходил сквозь них, вызывая хрустальный звон потревоженных льдинок.
     Моя спутница сердито велела ему прекратить баловство. А я ее остановила и сказала, что это удивительно и прекрасно, когда такой брутальный пес наслаждается тонким музыкальным звуком.
     И он оценил мое заступничество и сопереживание. Выйдя из ледяных занавесей, подошел и ткнулся мне в руку своим огромным носом. За еду он так меня не благодарил.

     Чем больше узнаешь о братьях наших меньших, тем глубже понимаешь всю бездну своего невежества не только в отношении животных, но и в отношении человека. И нет ничего хуже, чем упорствовать в своем самолюбовании в ущерб окружающему миру.