Отвечаем на вопрос Зачем снятся сны?

Андрей Момад
Мне не снилась периодическая таблица. Я не умнее "по ту сторону".
У меня бывают очень образные сны, но вряд ли более, чем стихи, написанные наяву. Таланта больше не становится.
Однако мне всё же есть в чём брать пример с собственных снов.
Говорят же, что смелый - это не тот, кто не боится (таких людей не бывает), а тот, кто идёт навстречу своему страху.
У меня во сне бывают сильные страхи, но никогда там страх не бывает властен надо мной, вот что ценно. Часто даже кажется (наутро), что я не владел собой, до того образ "я" наяву сросся с мелкими и крупными испугами.
Вот я во сне (пятнадцатилетней давности, это просто первый приходящий на ум из моих кошмаров) вижу под собой Снежного Человека в массандринском овраге - и удивляюсь, через гулкий ужас, чувству "ноги сами несут туда". Сбегаю по асфальтированному серпантину к глумливо посмеивающемуся чудовищу, угадывающему, какой гогот мне страшнее всего, слышащему мои мысли. На самом деле, один только страх истошно окликает меня, а остальные чувства не прочь принять бой.
И я побеждаю: складываю из указательного пальца левой руки и мизинца правой крест и показываю противнику; тот обращается в труху, потом в белёсый пепел.
Если бы было хоть какое-то единое соображение против этой битвы, кроме тупого страха, я бы не спустился. Хотя бы привычка убегать, произошедшая наяву из той же трусости, но уже отдельная.
Привык бы бегать от всамделишных хулиганов из оврага - так и во сне бы я остался я.

А есть ведь ещё боязнь боли, боязнь нормальности, будничности (это когда ты скарабей и видишь перед собой только то, что сейчас же лепишь сам, и ненавидишь себя за это), боязнь опоздания, боязнь нелепости, боязнь усталости - да мало ли какие ещё ужасы. Вплоть до - поменяться местами с персами стратежки, в которую играешь (испытано неоднократно). Все они, в полной, и даже, можно предположить, гипетрофированной мере, ощущаются в моих снах, но - не сковывают. Не будят (во всех смыслах) ни условных рефлексов (не помню, как там во сне с безусловными), ни неврозов, ни "вытеснений". Просто процарапываются безо всякой анестезии. Это прекрасно.
Ведь, например, в скарабея превращает как раз трусость.

Может быть, секрет, над которым я бьюсь в каждую бессонницу - именно в (не)податливости страхам дня.
В том числе, страху не выспаться.
Не разгоняй страхи, а нырни в них - и попадёшь в сонное царство.