Причины долгового кризиса в Греции

Игнат Костян
Ленты новостных агентств за последнее время пестрят  сообщениями  о долговом кризисе в Греции, масштабы и последствия которого предстоит еще оценить аналитикам. Сегодня, наблюдая общий упадок финансового состояния всей еврозоны, трудно  иногда понять с чего же все началось, что послужило катализатором пробуксовки европейских интеграционных процессов.
Каковы же причины кризиса в процветающей Греции – стране наших грез и ностальгических воздыханий?
Прежде всего, говоря о причинах кризиса в Греции, стоит четко осознавать суть единой европейской валюты. Введение евро представляет собой уникальный эксперимент в мировой экономической истории: никогда ранее страны, входящие в валютный союз, не проводили единую денежно-кредитную политику и при этом не имели общей бюджетной системы.    Бюджетно-долговой кризис в Греции стал первым серьезным испытанием для единой европейской валюты. Появление евро создало априори единую «кровеносную систему» всех стран европейского сообщества. Стабильные крепкие экономики таких стран сообщества, как Германия, Франция, Бенилюкс, согласно замыслу интеграции, вольно- невольно соединили свои жизненно важные органы с более слабыми партнерами, вступившими в еврозону. Одним из таких партнеров была Греция. И причины кризиса в этой стране, как ни странно, кроются в активном участии вышеуказанных стран.
 Огромное желание Греции некогда вскочить в зону евро, пренебрегая осознанием того, что экономика страны традиционно зиждется на оливках, мехах и туризме, уже предопределило базис будущих причин кризиса. Вступление в единую общеевропейскую семью, как говорится, открыло для греков широкие кредитные возможности международных финансовых займов. Кредиты, так легко предоставляемые международными банковскими корпорациями, буквально за какой-то десяток лет превратили Элладу в колосса на глиняных ногах. Страна начала «жиреть».  Кризис в Греции был обеспечен, он был лишь вопросом времени. Вопрос лишь в том: почему?  Банальный ответ: да потому, что страна не просто брала деньги в долг, она их бездумно «проедала». Бюджет накачивался и раздувался чужими
незаработанными деньгами. Выросли зарплаты в бюджетной сфере.
В этой связи огромный толчок в развитии получил частный сектор. Нацию обуял наркотический дурман красивой жизни. А то, что страна  уже попала  в кабалу к банкам, никто на это не обращал внимания.
В 2008 – 2009 гг. на фоне мирового финансового кризиса начался резкий рост государственного долга Греции. Только в 2009 году страна одолжила около 80 млрд. евро, или 30 процентов ВВП. Бюджетный дефицит по итогам 2009 года составил рекордные для еврозоны 13,6 процента ВВП.
Но мы же знаем, что вечно в долг жить нельзя. Долг Греции превысил 350 млрд. евро при населении 11 млн. человек, при этом продолжает неуклонно расти за счет процентов.
Вот на этом этапе начинает выходить на первый план и политическая составляющая причин кризиса в Греции, поскольку экономика – это квинтэссенция политики. Причины кризиса резко отрицательно повлияли на всю стабильность системы евро, что произошло не без участия закулисных игр в высокой политической сфере.
Всему виной международный консорциум банков, прежде всего французских и немецких. Неужели финансовые бонзы, люди, несомненно, прагматичные, не осознавали того, что творилось в Греции на протяжении многих лет, и того, что в конечном итоге привело к ужасающему и всепоглощающему кризису в Греции?! Не видели или не хотели видеть?
Кризисы не бывают спонтанными – это  известно любому человеку, мало-мальски интересующемуся экономикой.
Общая политическая и стратегическая обстановка в мире заставляет осознать, что за столь безрассудной «любовью» банковского сектора к  грекам стоял мировой гегемон – США, а точнее, его финансовая элита, контролирующая посредством ЕЦБ (Европейский центробанк) настроения и предпочтения даже казалось бы чужих, европейских банков.
Детальная стратегия мирового закулисья, о существовании которого также никто уже не сомневается, сводилась к тому, чтобы запустить маховик общеевропейской нестабильности. Каким образом?  Вынудить банки Германии, Франции и др. партнеров накачать «финансового наркомана» – Грецию – кредитами, затягивая тем самым петлю на их собственной шее. Одним словом, чтобы больной (Греция) стал  злокачественным наростом на теле здорового. Им это удалось, так как они четко разработали и претворили в жизнь экономические конструкции, по которым живет весь мир, а именно – современная экономика, которая  в ее либеральном понимании является экономикой долга – кредитной, как принято ее называть.
Поэтому Грецию привели к такому состоянию, о котором можно с уверенностью заявить: «Ваш долг никто не будет покупать, пока вы не отдадите активы».
Может возникнуть вопрос, зачем это нужно мировому закулисью в лице США. Зачем им нужны греческие активы? Затем, чтобы  дестабилизировав обстановку в зоне евро – конкурента зоны доллара, заставить финансовые потоки хлынуть в доллар, тем самым удерживая его на плаву. Кризис в Греции и ЕС в целом направлен именно на удержание американской валюты от краха. Опять же зачем? Да потому что США сами испытывают огромные (не меньше греческих) проблемы с экономикой  и, боясь повторить кризис в Греции, пошли на эти крайние меры. Председатель Федеральной резервной системы (ФРС) США Бен Бернанке высказался по этому вопросу так: «Риски, что события в Европе будут развиваться неблагоприятным образом и ухудшат перспективы развития экономики США, существуют. Мы поддерживаем регулярный контакт с европейскими властями, продолжаем внимательно следить за развитием ситуации и предпримем все возможные шаги, чтобы защитить финансовую систему и экономику США. Пройдет еще много времени, прежде чем можно будет сказать, что рынок труда в США функционирует нормально».
В этой ситуации парадоксально то, что Германия и Франция, прекрасно осознавая причины кризиса в Греции, продолжают предоставлять ей свою финансовую помощь, причем в ущерб себе. Казалось бы, какой смысл?! Пересмотрите свою политику. Так как многие эксперты и аналитики уже подтвердили тот факт, что кризис в Греции, означающий сегодня крах этого государства, причем полный, вполне может стать возможностью исключения страны из состава ЕС. Почему флагманы еврозоны не идут на данные, пусть и крайние, меры. Ведь если объективные причины кризиса в Греции заставят вывести ее из ЕС, фактически ничего страшного для единой Европы не произойдет.
Ответ кроется в политической плоскости. Германия и Франция больше страшатся кризиса американского, т.е. контролируемого обрушения доллара. Так как обвал доллара, а это значит, что и США, будет означать коллапс международного рынка, на который завязаны и американские, и  немецкие, и французские интересы. Убивая кризисом в Греции свои собственные экономики, эти страны удерживают на плаву доллар. Убивая себя, они поддерживаете Штаты. Почему? Может быть, потому, что так повелось с 1949 года, когда ФРГ был подписан с США договор, согласного которому до 2099 года каждый новый канцлер ФРГ должен в обязательном порядке подписать с США так называемый канцлеракт, в соответствии с которым США осуществляют полный контроль над немецкими средствами массовой информации – радио и телевидением, печатными изданиями (газеты, журналы, издательства), кинопродукцией, театром, музыкой, школьными воспитательными программами, учебными планами и т.д. Правительство ФРГ обязано выполнять все указания и рекомендации США в этих областях и хранить в США весь государственный золотой запас ФРГ – в хранилищах ФРС.
Важно знать, что долговой кризис в Греции спровоцирован мировым закулисьем еще и потому, что Греция отказывалась идти в русле требований Евросоюза по сворачиванию разработки своих новых нефтегазовых месторождений в районе континентального шельфа.
Открытие в конце 2010 года огромного месторождения природного газа на средиземноморском шельфе Израиля стимулировало соседние страны более пристально взглянуть на свои собственные воды. Результаты показали, что все восточное Средиземноморье плавает в огромном, еще не использованном резервуаре нефти и газа. У этого открытия есть огромные политические, геополитические, а также экономические последствия. Оно может также потенциально иметь и военные последствия. Предварительная разведка подтвердила такие же внушительные запасы газа и нефти в водах Греции, Турции, Кипра и Сирии.
В декабре 2010 г., когда казалось, что греческий кризис мог бы разрешиться без огромных «спасительных» финансовых вливаний или приватизации, Министерство энергетики Греции сформировало специальную группу экспертов, чтобы исследовать перспективы добычи нефти и газа в греческих водах. После успешного меньшего нефтяного открытия в 2009-м году греческая компания «Energean Oil & Gas» начала вкладывать инвестиции в бурение в оффшорных водах. Были проведены основные геологические изыскания. По предварительной оценке, на текущий момент запасы нефти в греческих водах превышают
22 млрд. баррелей – в Ионическом море и приблизительно 4 млрд. баррелей – в северном Эгейском море, что оценивается на сумму  около девяти трлн. долларов. Даже часть (302 млрд. евро за 25 лет) вырученных от нефте- и газодобычи средств позволила бы Греции выйти из финансовой зависимости от международных банков. Вместо этого греческое правительство вынудили согласиться на транши помощи ЕС и Международного валютного фонда, которые еще больше способствовали  спаду экономической активности в стране.
Примечательно, что Международный валютный фонд и правительства ЕС требуют от Греции распродажи своих нефтяных активов (порты и акционерные общества, среди которых, конечно, есть и греческие государственные нефтяные компании) взамен списания государственного долга. В самом лучшем случае эти активы принесли бы стране, возможно, 50 млрд. евро.
Еще одна существенная проблема (кроме того момента, что Международный валютный фонд требует от Греции распродажи ее государственных нефтяных активов) заключается в том, что она не объявила о своих правах на более глубокую, исключительную экономическую зону, как большинство других стран, которые производят разведочное бурение в поисках нефти. Исключительная экономическая зона (EEZ) дает государству специальные права на полезные ископаемые в заявленных водах в соответствии с третьей Конвенцией ООН о морском праве. До сих пор в этом не было необходимости, так как страна получала сверхдешевые зарубежные кредиты и довольствовалась этим. Но вот когда грянул гром, греки активизировались и вспомнили, что где-то там, вокруг их шельфа, есть нефть и газ. Тогда почему бы не начать самостоятельную экономическую политику и одним махом не разрешить свои проблемы?! Ведь это их природные ресурсы – что хотим с ними то и делаем. Вот тут-то и всполошились марионеточные правительства ЕС, направляемые из Вашингтона, и напомнили Греции, что нефть и газ не ее национальный ресурс, а ресурс ЕС, так как она  состоит в союзе.
 Турция недавно заявила, что, если Греция продолжит свое бурение в Эгейском море, она сочтет это военными действиями.
В июле 2011 г. Вашингтон присоединился к греческому энергетическому хороводу. Оказалось, что администрация Обамы отнюдь не безразлична к новым греческим нефтегазовым открытиям.
США предложили Греции и Турции отложить все разногласия по поводу Кипра и многочисленные другие исторические проблемы и согласиться объединить свои нефтяные и газовые запасы в Эгейском море, а также намекнули греческому правительству о том, что стоит забыть о сотрудничестве с Москвой по разработке проектов газопроводов Южный Поток и Бургас-Александрополис.
Заинтересованность Вашингтона в объединении Греции  с Турцией по данному вопросу заключается в формуле раздела грядущих нефтегазовых доходов. Вашингтон предлагает, чтобы 20 процентов доходов получила Греция, 20 процентов – Турция, а американская компания «Noble Energy Company» (Хьюстон, Техас), успешно ведущая бурение в израильских и греческих оффшорных водах, лоббистами которой выступает клан Клинтона, получила бы львиную долю в размере 60 процентов.
Кроме того, Израиль планирует построить подводный газопровод от израильского месторождения «Levantine» через воды Кипра к материковой Греции, откуда газ можно будет продавать на рынке ЕС. Правительства Кипра и Израиля взаимно договорились об определении границ своих соответствующих экономических зон, оставив Турцию в стороне. Турция открыто давила на Кипр, чтобы он подписал соглашение с «Noble Energy Company», что привело к российскому заявлению: «Россия не будет терпеть турецкие угрозы Кипру», все более усложняющие турецко-российские отношения.
Становится очевидным, что предполагаемое средиземноморское нефтегазовое золотое дно перерастает в быстро расширяющуюся конфликтную зону глобального значения, вовлекающую стратегические американские, русские, европейские, израильские, турецкие, сирийские и ливанские интересы.
  В этой связи важно понимать, что кризис в Греции не закончится никогда, проблемы будут актуальны еще долгие годы. Евросоюз будет пытаться исправить причины кризиса в Греции вне зависимости от результатов принимаемых греческим руководством мер по стабилизации национальной экономики. ЕС разработал так называемый пакет мер по преодолению греческого кризиса, который навязывается Греции вопреки ее национальным интересам и явно неадекватно оценивается населением страны, так как предусматривает жесточайшее сокращение бюджетных расходов. В этой связи по столице Греции прокатилась волна протестов. Свыше 100 тыс. протестующих (в основном молодежь) жгли магазины, кафе и машины, забрасывали стражей правопорядка бутылками с зажигательной смесью и вступали с ними в уличные бои.
По этой причине правительство Папандреу планировало вынести этот пакет на референдум, дабы не взваливать на себя ответственность за принятое решение по его реализации. Подобные действия правительства были восприняты в штыки Германией, Францией и МВФ, крупнейшими кредиторами Греции, которые считают, что план Евросоюза является «единственно возможным путем для Греции», тем более присутствует понимание того, что если провести референдум, то результат будет однозначным – против подобного пакета. Казалось бы, что плохого в том, чтобы граждане получили возможность легитимировать непопулярные меры по оздоровлению экономики собственными голосами? Суть в том, что греческая экономика давно уже не дело одних только греков. Больше того, и греческая политика уже не дело одних греков. Отрицательный результат референдума будет равнозначен выходу Греции из зоны евро, а европейские политики отчетливо это понимают. Но Греции всячески дали понять, что от предложений Евросоюза отказываться нельзя. Эту позицию выразил и президент Франции Саркози, когда заявил: «Дать слово народу – это всегда оправдано с точки зрения закона, но солидарность всех стран зоны евро так никогда и не заработает, если каждый не согласится на требуемые от него усилия». Альтернатива может стоить дорого не только Греции и даже не только всему ЕС. Узнав о возможном проведении референдума, немецкие банки-кредиторы Греции уже заявляли, что якобы не будут проводить списание 130 млрд. евро долгов до выяснения ситуации, а подобное развитие событий может привести к скорому дефолту в стране. Более того, стоит добавить, что у них присутствует страх относительно эффекта «заразительного примера»: вслед за Грецией могут объявить дефолт и затянувшие пояса Испания и Португалия. Это означает крах всех интеграционных процессов – развенчание идеи фикс.
Под давлением международных финансовых структур и глав правительств ЕС Папандреу пришлось отказаться от идеи проведения референдума по антикризисному пакету мер, приняв предложение о создании переходного кабинета министров во главе с Лукасом Пападимосом, бывшим главой греческого ЦБ и зампредом Европейского центробанка. А это означает, что международные банкиры взяли под свой контроль развитие ситуации в Греции и не отступят, пока не заберут в свои руки нефтяные активы этого государства. Кроме того, пока активы не перейдут к международным консорциумам, контролируемым мировым закулисьем, Греция останется очагом социальной напряженности.
 Задача коалиционного переходного правительства – подписание и выполнение кредитного соглашения с ЕС,  а это означает  дальнейшее 130-миллиардное финансирование Греции и списание 100-миллиардного суверенного долга страны в обмен на многолетнее продолжение политики «затягивания поясов».
Таким образом, кризис в Греции является лишь ступенькой к тщательно спланированному общеевропейскому падению. Причины кризиса в Греции зиждутся на том простом факте, что США создают массовую нестабильность во всем мире для замедления перестройки мировой экономической системы, которая была ими же и создана. Кризис в Греции и ЕС лишь одно из направлений движения, которое лишний раз подтверждает, что ситуация в экономике страны сложнее, чем кажется, и списание долга всех проблем не решит. Эксперты не раз обращали внимание на тот факт, что не видят точек для роста в слабой греческой экономике. Однако, страна, благодаря членству в ЕС, смогла обеспечить уровень ВВП на душу населения лишь на четверть ниже, чем в благополучной Германии. Часть экспертов считает, что наиболее приемлемое и адекватное решение в такой ситуации – это выход Греции из еврозоны.
Но подобное решение  Греции ударит по престижу самой еврозоны. Для еврочиновников это означает расписаться в неспособности решать общие проблемы. Более того, вслед за Грецией могут последовать другие страны – Португалия, Испания, Италия, усомнившиеся в том, что ЕС способен помочь своим членам, оказавшимся в трудной ситуации.
Кризис в Греции напомнил о том, насколько опасна политика наращивания государственного долга. Даже если пакет антикризисных мер греческого правительства возымеет действие, то политическим лидерам не стоит забывать о том, что одним из залогов не только финансовой, но и социальной стабильности является бюджетный консерватизм. Сегодня уже нет сомнений в том, что кризис в Греции превратился в кризис евро, который может трансформироваться в общеевропейский политический кризис, ставящий на повестку дня вопрос о самом существовании Евросоюза.