Культура вождения

Андрей Кунырин
1.Несоблюдение ПДД
Правила дорожного движения – правила жизни. Многие водители зачастую нарушают эти правила. Самые частые нарушения это: превышение скорости, проезд на красный сигнал светофора, игнорирование правила о пропуске пешеходов на зебре, выезд на полосу встречного движения, а так же вождение автомобиля в нетрезвом виде (об этом отдельно). Все эти нарушения влекут за собой очень серьезные последствия. А ведь это же не сложно убрать ногу с педали и не превышать скорость, постоять на светофоре, остановиться для того,  чтобы пропустить пешехода,  который переходит дорогу по зебре,  и не выезжать на встречную полосу,  а подождать,  когда будет возможность для безопасного обгона. Но для многих это почти невыполнимая задача. Из-за этого многие из них не доезжают до дома -  поспешили, выиграли пол минуты, но потеряли жизнь… А самое ужасное то, что из-за них гибнут ни в чем неповинные люди, которые тоже ехали домой, а их дома ждали родные, но не дождались…

А теперь о нетрезвых за рулем. Некоторые водители садятся за руль в нетрезвом виде. Я думаю, что эти люди совсем не понимают, что делают. Некоторым из них я задал вопрос: «Неужели так сложно, когда вы выпили,  не садиться за руль своего автомобиля, а просто взять и вызвать такси?». В ответ я слышал: «У меня большой стаж вождения - мне можно», «Я профессионал - я доеду», «Я не хочу оставлять машину здесь», и наконец ответ, который меня ввел в состояние шока: «Когда я выпью, я лучше езжу».  Разве может человек, который выпил, ехать лучше, чем в трезвом состоянии??? В 2010 году проводили испытание: на полигоне разметили трассу и попросили водителей проехать по ней. Когда все испытуемые проехали трассу, их попросили выпить по 50 грамм крепкого алкогольного напитка, что равняется 0,3 промиллям, тогда это была максимально допустимая доза алкоголя в крови водителя. На этот раз некоторые из водителей начали сбивать конусы, их вождение стало немного агрессивнее, а один из них даже сбил макет женщины с коляской, который появлялась из ниоткуда для проверки реакции водителя. После этого водителей попросили выпить еще 100 грамм алкоголя и посадили их снова за руль - теперь уже испытание стало опасным. Все водители начали сбивать конусы, многие сбивали тот самый макет, а некоторые даже улетали с трассы. Испытание остановили в связи с реальной угрозой жизни испытуемых. Данная проверка является прямым доказательством того, что нетрезвым за руль садиться категорически запрещено. Это даже не из-за того, что так прописано  в ПДД, просто существует реальная опасность как для водителя и его пассажиров, так и для других участников дорожного движения, включая пешеходов.

Это все были автомобилисты, а как же мотоциклисты? Или как их любят называть – байкеры. Они также нарушают ПДД. Самым грубым нарушением является езда без шлема. В Америке один из байкерских клубов решил провести мотопробег под названием «Мы против шлемов». Они же и доказали, что шлем - это обязательный атрибут мотоциклиста. Один из них не справился с управление, попал в небольшую яму и упал. Он погиб на месте. Медики, прибывшие на место ДТП, вынесли вердикт о том,  что, если бы он был в шлеме, его можно было бы спасти.

2. Неуважение других участников дорожного движения
Как-то раз я услышал фразу: «Автомобилист автомобилисту -враг…», и она верна. Я очень много времени провожу за рулем автомобиля и  часто вижу, как водители не пропускают друг друга, подрезают, пытаются проучить тех, кто их подрезал или не пропустил. У меня появляется вопрос: «Зачем вы мстите тем, кто вас подрезал, не пропустил или просто не понравился?». Этот вопрос я также задал водителям и услышал следующее: «А че он меня подрезал? Я ему показал, каково это», « Он слишком медленно ехал в левом ряду, я проучил его, чтоб он больше не лез в левый ряд». Самый страшный ответ это: «Просто захотелось его подрезать». То есть этот приступ агрессии необоснованный. Никто из тех, кто так делает, не отдает себе отчет в том, что другой водитель может быть не опытным - не справится с управлением и просто вылетит на полосу для встречного движения,  где другие автомобили, либо на тротуар, где идут пешеходы,  либо просто может въехать в того,  кто подрезал.

Я сам лично видел, как решили «пободаться» два автомобиля: первый - Toyota Land Cruiser 100, второй - BMW 525. Действие проходило на Садовом кольце. Я как обычно еду из института домой и вижу такую картину: BMW перестраивается из правого  в средний ряд, в котором ехала Toyota. Водителю джипа не понравился этот маневр, и он решил проучить водителя БМВ (я так и не понял, что именно не понравилось водителю Тоёты, БМВ ему никак не мешала ехать, но водитель Тоёты, видимо, думал по-другому). Водитель джипа обогнал БМВ и очень грубо подрезал его. Итогом стало то, что БМВ стояла около отбойника на выезде из туннеля с разбитой правой фарой бамперов и разбитым правым крылом. За что водитель Тоёты так поступил с ним? Я решил догнать джип и узнать это у водителя. Догнав его, я включил аварийку и прижал его к обочине. Из джипа вылез мужчина лет 30-35 спортивного телосложения, в общем «браток» из 90-х годов, и начал мне угрожать. Я спросил у него, осознает ли он, что из-за него водитель БМВ сейчас стоит на дороге с разбитой машиной и ждет сотрудников ГАИ. В ответ я не услышал внятного объяснения этого маневра, а главное то, что водитель даже не жалеет об этом поступке и ему абсолютно все равно на эту БМВ.
Таких примеров, как этот, очень много. Меня тоже пытались так же проучить из-за того, что я, чтобы не въехать в автомобиль, который стоял на аварийке в правой полосе, перестроился во второй ряд. Из-за этого маневра я чуть не поплатился. Меня догнал БМВ Х5 и решил подрезать,  а также резко затормозить передо мной. Но у него не получилось это сделать. Что-то мне подсказало, что меня сейчас будут «учить», и я решил немного притормозить. Поэтому действия водителя БМВ показались мне очень смешными: он сначала резко въехал в мой ряд, а потом начал тормозит и газовать, но так как я был на безопасном от него расстоянии, его действия показались непонятными не только для меня, но и для него самого,  а также для других водителей, которые ехали в этот момент вместе с нами. Впоследствии этого водителя остановили работники ГАИ.

Мне кажется, что не так уж и сложно пропустить другого водителя и понимать, что он тоже человек, а не робот, который не может ошибиться. Уважение к другим участникам движения - вот чего не хватает автомобилистам.

3. Отношение автомобилистов к мотоциклистам
По моему мнению, это является одной из главных проблем нашего времени. Сейчас начало мотосезона, и на улицах снова будут появляться байкеры. Многие автомобилисты не замечают байкеров и зачастую из-за того, что не хотят посмотреть в зеркала дважды, просто сбивают их. Автомобилист полностью защищен железом, а на байкере есть только защитный костюм и шлем. Мотоциклист появляется из ниоткуда, и об этом надо думать. Сейчас очень приятно видеть на некоторых автомобилях наклейку: «Пропусти мотоциклиста - спаси ему жизнь». Я говорю спасибо этим водителям за то, что они понимают, что мотоцикл надо пропускать. Я сам езжу на скутере (тот же мотоцикл только маломощный), и когда водитель просто не видит меня и начинает ехать на меня, когда перестраивается, это не очень приятно. Многие даже специально пытаются сбить байкера. Я также подошел к водителям с вопросом: «Как вы относитесь к мотоциклистам на дороге?». Ответы были разные: «Я сам езжу на мотоцикле, поэтому всегда пропускаю их в пробке, и при нормальном движении всегда стараюсь смотреть в зеркала, чтобы случайно не сбить его», «Ненавижу мотоциклистов: они вечно куда-то несутся, ездят с бешеной скоростью. Передавил бы их всех», «Моё отношение нейтральное. Если увижу, то пропущу, но специально сидеть высматривать его не буду». Мнения по поводу мотоциклистов разделились. Большинство ответили, что относятся нейтрально, немного меньше ответили, что ненавидят мотоциклистов, и мало кто сказал, что сам ездит на мотоцикле. Мне стало интересно, почему же автомобилисты ненавидят мотоциклистов. Может быть, из-за того, что мы не стоим  в пробках, то есть мы страдаем из за банальной зависти, а может быть, просто из-за того, что мы кому-то не понравились. В общем, на этот вопрос найти ответа мне не удается. Но все же хотелось бы, чтобы водители понимали, что каждый выбирает свое: кто-то автомобиль, кто-то мотоцикл. Байкеры - такие же участники дорожного движения.

Надежда на то, что мотоциклистов все-таки начнут принимать за участников дорожного движения, есть. Буквально 2 года назад начали появляться наклейки «Пропусти мотоциклиста - спаси ему жизнь». Их было сначала очень мало, но их все больше и больше. Я не знаю, может некоторые водители клеят их просто так, а может, и делают это осознано, но все же они есть, и их видят, а значит, кто-то все-таки задумывается над этим. И возможно, очень скоро осознают, что байкер - это такой же живой человек, все.

4. Отношение байкера к байкеру
Ну, тут все очень просто. Вы, наверное, помните ту фразу, которую я услышал: «Автомобилист автомобилисту враг…», у нее есть продолжение «… мотоциклист мотоциклисту брат» и это тоже верно. Байкеров намного меньше, чем автомобилистов, поэтому байкеры стараются держаться вместе. Если вы видите, что едет несколько мотоциклистов рядом, это не значит, что они друзья или просто знакомые. Зачастую они даже не знают друг друга и видят в первый раз и, возможно, больше никогда не увидят друг друга. Но все же они едут вместе, держаться кучкой для того, чтобы их заметили автомобилисты.

Байкер всегда поможет байкеру в беде. В прошлом году у меня сломался скутер, и я встал посреди дороги, встал очень опасно: было плотное движение и у меня даже не было возможности откатить скутер на тротуар для того, чтобы понять, в чем причина поломки и устранить ее.  Простоял я так недолго: ко мне подъехали несколько байкеров, которые ехали в группе и все же не знали друг друга. Они перекрыли движение для того, чтобы я мог откатить скутер на тротуар, и помогли устранить поломку. Каждый мотоциклист проезжающий мимо останавливался пусть ненадолго, пусть только для того, чтобы узнать, что у меня случилось, главное, что останавливался каждый. Вы только подумайте: совершенно незнакомые люди пытались мне помочь. Вы кто-нибудь видел такое, что каждый автомобилист будет останавливаться и пытаться помочь другому автомобилисту, который поломался. Лично я такого никогда не видел. Для того, чтобы дождаться помощи от автомобилиста, приходиться ждать очень долго и очень часто приходиться еще и платить деньги за эту «помощь».
Также в прошлом году я ехал по центру, попал в очень плотное движение ну и немного растерялся, так как только первый день ехал на скутере по Москве. Проезжающие мимо байкеры на очень мощных мотоциклах притормозили и, окружив меня, помогли мне проехать этот участок дороги.  Это говорит о взаимовыручке. Этим мне и нравиться культура вождения байкеров: они на дороге всегда уважают других участников дорожного движения и всегда готовы к бескорыстной помощи. И это не может не радовать.

5.Пешеходы
Немаловажную роль в дорожном движении играю пешеходы.  Каждый автомобилист и байкер также иногда становится пешеходом. Очень часто те, кто недавно были в роли водителя, выходя на улицу в качестве пешехода, начинают так же нарушать правила дорожного движения (так же, как и все остальные), а именно: переходят дорогу в неположенном месте, из-за чего провоцирую ДТП. Всем сложно пройти лишни 10-15 метров и перейти дорогу либо по зебре, либо по подземному или надземному переходу.  А если же их сбивают, то виноват все равно водитель, и из-за нарушения ПДД пешеходом водитель может лишиться прав и сесть в тюрьму на срок до 3 лет. Иногда водитель, пытаясь не сбить пешехода, нарушающего ПДД, сам попадает в аварию и разбивается, а пешеход спокойно уходит домой. А ведь за переход дороги в неположенном месте выписывают штраф, но на деле этого не происходит, работникам ГАИ просто не до этого, они не считают нужным следить за пешеходами.

Зачастую пешеходы настолько наглеют, что просто «бросаются под колеса автомобиля» и считают, что они правы. Они будут правы, если они будут на зебре, но все же надо понимать, что водитель защищен железным каркасом автомобиля, а на пешеходе нет никакой зашиты, кроме его одежды. Я сам попал в ситуацию, когда пешеход просто шел напролом не по зебре, а ведь до нее нужно было пройти буквально 5 метров. Мне пришлось резко затормозить, чтобы не сбить его. Из-за моей резкой остановки в меня сзади врезался другой автомобиль. Так как скорость была небольшая, повреждений на наших автомобилях не осталось, и мы поехали дальше, а пешеход даже не обернулся посмотреть, что именно он сделал, нарушив ПДД. А что было, если бы скорость была больше? Что было, если бы я не среагировал и не затормозил вовремя?

6. Итог
Итак, подведу итог под всем тем, что я написал. «Автомобилист автомобилисту - враг, мотоциклист мотоциклисту - брат» Это на 100% верное выражение, и оно соответствует действительности. Хотелось бы изменить первую часть этого выражения, но на это способны только сами автомобилисты. Хочется всех призвать к тому, чтобы быть вежливее на дороге, уважать других участников дорожного движения, ну и, конечно же, не нарушать ПДД. А также очень хотелось бы, чтобы пешеходы также не нарушали ПДД и не ленились, а проходили лишние 10-15 метров до пешеходного перехода. Никто не думает о последствиях совершенного действия, а они иногда бывают очень печальными.