Страдания молодого гения. Эпизод 4. Научный семина

Игорь Коровин
Эпизод 4. Научный семинар

Руководитель.

Голос Игоря: Следуя рекомендации Горянского, я обратился к одному из авторитетных научных руководителей - Льву Соломоновичу Дымщицу.
Это был, говорю  «был» с сожалением, большой ученый, руководитель,  воспитатель молодых ученых.
У него было больше сотни аспирантов, которые его до сих пор вспоминают с благодарностью.
Была у него небольшая слабость - женщины. Несмотря на то, что он жил со своей женой в полной любви и умерли они почти в один день. Ну, довольно о грустном, тем более что он не любил грустить. И был лихой «водила»
Я вообще не понимаю,  почему осуждают мужчин за любовь к женщинам. Без этого не было бы радости на Земле. Более того, красивых женщин не осуждают за то, что они позволяют ухаживать за собой многим мужчинам.
А  умные и успешные мужчины для женщин очень привлекательны, и мужчины часто не могут устоять от массовых атак и предложений. Вспоминаю более позднее время
. Ресторан «Астория». Два банкетных зала, рядом. Между ними и общим залом темный коридор. Показывается компания Игоря. Рядом с ним  хорошенькая женщина.
Игорь: (наливает в бокал) Давай выпьем еще! За любовь!
 (Обнимает её одной рукой).
Спутница освобождается от руки.
Спутница: (явно навеселе) Игорь, давай выйдем вон туда.
(показывает на темный коридор). Мне надо подышать.
(Идут в  коридор. И как только они туда входят, Игорь обнимает спутницу и страстно целует).
Спутница: (отталкивает) Игорь! Не надо! Не здесь!
(Игорь не перестает её обнимать, пытается поцеловать)
Спутница: Здесь кто-то есть!
Игорь высвобождается из ее объятий и проходит в другой угол. Темнота постепенно уходит, виден Дымшиц, обнимающий даму.

Игорь: (подходит к своей подруге и резко): «Идем!»
Спутница: А почему мы?»
Игорь: Это мой учитель!
(и она покорно сопровождает его  в застолье).

.

Приемная Дымшица. Секретарь занята за пишущей машинкой.
Игорь: У меня назначен прием у Льва Соломоновича.
Секретарь: На какое время?
Игорь: На 10 часов 15 минут
Секретарь: (смотрит на часы, на часах 10.10): Ждите. У Льва Соломоновича принцип. Если Вы приходите раньше, то ждете. Если приходите на 5 мин. Позже, то он уже занят другим делом. Запомните!
Часы показывают 10 часов 15 минут
Секретарь: Заходите:
Дымшиц: (встает из-за стола) «Слышал! Слышал!». Что же не позвонили.
Голос Игоря: Ну  и чудеса! Кто я такой, чтобы звонить ему напрямую.
Игорь: Я звонил секретарю.
Дымшиц: В следующий раз можете договариваться со мной напрямую. Какой у Вас вопрос?
Голос Игоря: Мое предложение Руководителю звучало как предложение руки и сердца
Игорь: Прошу взять меня в аспиранты».
Дымшиц:  Но Вы 
Голос Игоря:  Пока еще он ко мне обращается на Вы
занимаетесь конечными автоматами, а я теорией массового обслуживания. Мне надо было как-то выходить из этого положения.
Игорь: Но я думаю, что это две стороны одного вопроса, управление системами передачи информации и Ваша школа будет неполной, если кто-то не займется этим вопросом».
Голос Игоря: Это была лесть. Он вполне обошелся бы без этого, но она сработала.
Дымшиц:  Ладно,  подавайте заявление в аспирантуру, но учтите, Вы будете в одиночестве».
Голос Игоря: Это и случилось. Мне приходилось выслушивать массу докладов и рецензировать много работ не моей специальности, а я как обычно выступал в аудитории, где людям была не интересна моя тема. Потом мы стали друзьями. Это был учитель с большой буквы.
Но в своей жизни я проповедовал широту научных интересов. Лозунгом было высказывание Гильберта:
«Перед человеком лежит большой горизонт, но когда он стягивается в точку,  Человек говорит – Это моя точка зрения».
 Когда появились первые результаты и статьи, я начал готовится к первому семинару.
Кабинет Дымшица. Игорь у доски.


Дымшиц: Я слушаю тебя
Игорь: Когда - то мною был предложен и начал работать метод синтеза логических схем, включая программы, одобренный Горянским. Потом мне захотелось пойти дальше.
Дело в том, что метод давал возможность делать реальные программы и устройства с помощью вычислительной техники. Но как говорил мой друг: «В жизни все сложнее, чем на самом деле».
Как оказалось, метод давал бесконечное число вариантов, что меня радовало. Это соответствовало реальности. Научный этикет требовал предоставить возможность найти оптимальное решение.
Для этого надо было сделать оценку сложности синтезируемого объекта.
Я начал думать и читать, что на эту тему написано у классиков.
Ничего путного я не нашел, кроме предельных оценок при бесконечном числе всего чего можно.
Когда мною был предложен и начал работать метод синтеза логических схем, включая программы, мне захотелось пойти дальше.
Дело в том, что метод давал возможность делать реальные программы и устройства с помощью вычислительной техники. Но как говорил мой друг: «В жизни все сложнее, чем на самом деле».
Как оказалось, метод давал бесконечное число вариантов, что меня радовало. Это соответствовало реальности. Научный этикет требовал предоставить возможность найти оптимальное решение.
Для этого надо было сделать оценку сложности синтезируемого объекта.
Я начал думать и читать, что на эту тему написано у классиков.
Ничего путного я не нашел, кроме предельных оценок при бесконечном числе всего чего можно.
Дымшиц: Ты слышал высказывание Казимира Беллучи. Он писал, что эта проблема неразрешима. Точнее он написал аксиому, которую молча поддержал весь ученый мир.
Эта аксиома говорит, что для того чтобы оценить логический объект его надо построить, и другого способа нет.
Игорь: Я эту аксиому  знаю. Сначала я понял, что это конец поискам оптимального решения. Мне  было особенно досадно, что у меня был уже работающий алгоритм, а оценить его результаты я не мог. Но я  засел за выкладки и получил какие-то оценки.
Дымшиц: Смотри, не ошибись. Ты жутко самоуверен, но это мне нравиться. Однако, как много раз было в истории науки, все, что приведено без доказательства, вызывает сомнение. Еще Эйнштейн сказал: «Науку двигают невежды. Все знают, что так нельзя. Но приходит некто,  он этого не знает, поэтому делает».
Нужно выступить на семинаре. Иначе ты варишься в своем соку, и ничего у тебя не получается». Давай назначим  дату.
.


Семинар

Голос Игоря: В ту эпоху, когда были «физики в почете, а лирики в загоне», очень были популярны научные семинары.
Это всемирное увлечение. Всемирно известны семинары Ландау, Резерфорда. Правда, назвать это увлечением - мало, что сказать. Это, наверное, единственный способ воспитания молодых ученых.
На экране цирк с большим количеством возбужденной публики.
Голос Игоря: Давно уже известно выражение «Гамбургский счет». В начале 20-го века были популярны матчи борцов в цирке. Это были эффектные зрелища.
Борцовская арена цирка.
Информатор (объявляет): Сегодня на арене выступают два знаменитых соперника. Чемпион всех континентов по французской борьбе. Непревзойденный никем  Федор Богатырь в красном трико.
Входит Федор с большими медалями на груди и в окружении свиты.
На его счету 350 побед и ни одного поражения. Победитель чемпионатов Австралии, островов Зеленого мыса и других стран.
Второй участник  в синем трико - Иван  Победитель.
На его счету 347 побед и ни одного поражения. Победитель чемпионатов Кипра и островов Средиземного моря.
Сегодня они сойдутся в непримиримой схватке.

Выходит судья. Жестом показывает начало борьбы. Борцы сходятся.
Федор: Ваня! Как договорились.
Идет несколько раундов. Федор явно проигрывает.
Информатор (объявляет): Последний раунд.
На ковре выходят борцы. Федор явно устал. Тяжелая походка, обвисшие руки. Иван готовится сделать последний бросок
Зрители: Кидай его!
Но Федр выворачивается из хватки Ивана, а потом эффектно бросает его на ковер. Цирк ревет.

Голос Игоря: Такая показуха стирала истинную квалификацию спортсменов. Чтобы установить истинную иерархию, они пришли к тому, что договорились проводить закрытый турнир в Гамбурге.
Закрытый зал около арены только несколько мужчин, а на трибунах борцы.
На арене возятся два толстых и мускулистых мужчины. Показываются их потные тела, и царапины, оскаленные лица и слышится тяжелое дыхание.
Голос Игоря: Это было очень некрасивое зрелище, когда два крупных самца, пыхтя и потея, со злостью физически издевались друг над другом. Но это позволяло выяснить, кто же из них сильнее. Это был «Гамбургский счет».
Вот так и истинный научный семинар. Опытные научные руководители настраивают аудиторию, которая обычно постоянна: «Разорвать докладчика на куски!».
«Добрая» обстановка идет во вред докладчику. И был семинар!
Показывается аудитория с кафедрой и доской, где собираются аспиранты и ученые.
Кабинет Дымшица, он последний раз смотрит доклад.

Дымшиц:  «Проще! Давай проще! Я же тебе говорил, что аудитория будет непосвященная».
Снова аудитория  на кафедре Игорь.
Голос Игоря: На семинаре я блистал, мои выкладки были точны и безупречны. 
Игорь. Делает доклад. Он явно любуется собой.
Голос Игоря:  Несколько анекдотов расшевелили аудиторию.
Игорь рассказывает анекдот, и сам заливается смехом

Голос Игоря: Несмотря на предупреждение Руководителя: «Не бери мел в руки», я исписал доску и потом часть стер и написал еще много выкладок.
На экране Игорь, подбегает к доске исписывает её знаками. Отбегает. На расстоянии читает им же написанное, стирает и снова пишет.
Голос Игоря:  И, наконец, я торжественно закончил.
Игорь: Все изложенное выше позволяет утверждать, что гипотеза Каземира Беллучи опровергнута!

Игорь торжественно поворачивается к аудитории.
Показывается аудитория, В ней кто-то спит, кто-то читает книгу, кто-то рассказывает что-то смешное своей соседки.
Дымшиц:  Вопросы есть? Замечания?
Аудитория молчит
Дымшиц:  Тогда выступит, назначенный оппонент.
Оппонент: Я прочел его тезисы, доклада скучно и не понятно. Его книга была интересна своими практическими приложениями. А теперь докладчик явно занялся не своим делом. Теория - это не его конек. Рассмотрим кратко тезисы доклада.
Далее голос исчезает.
Показывается аудитория, все явно скучают, все продолжают заниматься своим делом, кто-то разгадывает кроссворд.
Дымшиц:  Кто-нибудь чего   нибудь скажет?
Долгое молчание. Все оглядываются друг на друга, но только пожимают плечами.
Дымшиц:  Учтем, что он это в первый раз.
И все с облегчением встают и начинают обычные разговоры про свои научные задачи. Игорь стоит один.
Дымшиц (проходя мимо секретаря, которая заполняет какие-то бумаги):  Я тебе говорил, убери мел! Ты этого не сделала. Вот провалила человеку семинар!
Секретарь: Ну, вот и нашли виновную. Бездари.
Голос Игоря: Во мне не было ничего, кроме ощущения бесполезности моих усилий в теории и науке вообще. Я вспомнил цех, завод  и свою работу по настройке. Как было все понятно, и как четко был ясен результат.

К Игорю подходит мужчина

Голос Игоря: Это был знаменитый Вася Птицын. Когда - то я его увидел в НИИ 
Действие перемещается в коридор НИИ, по коридору идет Вася, окруженный людьми.

Голос Игоря: Это был настоящий русский богатырь с картин Васнецова. Такое впечатление создавало не только его мощное тело, занимавшее все пространство в любом помещении, но и русые волосы, подстриженные под русского Иванушку–дурочка.
Да и вел он себя по-простецки, несмотря на то, что, на нем не было посконной рубахи и портов. Он был в современной «водолазке» и обычных брюках, ниспадающих на красивые ботинки.
Человек идущий рядом с Васей: Вася, не подскажете, где посмотреть дискретные преобразования по Яблонскому?
Вася Птицын: Мы академиев не кончали. Дай глянуть!
 (смотрит в протянутую книгу с английским текстом).
Вася Птицын: Посмотри, летопись Proceeding Engineering, сказание number six page eighteen.
Человек идущий рядом с Васей: Правда, что Вы читали это в шведском оригинале.  И провели сравнение с немецкими материалами. Вы, что владеете несколькими языками.
Вася Птицын (останавливаясь,  со смущением говорит): Ну, прости, старик!  Так как - то само получилось
Действие возвращается в аудиторию после семинара. Игорь стоит рядом с Птицыным.
Вася Птицын: Ты уж извини, что я подвалил к тебе. Слушай, здесь есть пивная,  в ней пиво не разбавляют водой. Да и продавщица знакомая
Идут вместе по улице и заходят в  пивную, которая как бы сохранилась с давних времен. Грязные столики, опухшая от алкоголя публика, разбавленная, такими как мы, любителями пива.
Располневшая, но аппетитная продавщица, не отрываясь от крана, из которого она наливала пиво, кивнула головой в сторону, где стоял пустой столик.
Продавщица: Я сейчас подойду
Голос Игоря:  Мне рассказывали, что он был избалован вниманием продавщиц.
Показывается продавщица. Из крана в большую кружку идет пенистое пиво. На кране табличка «При обслуживании, требуйте отстоя пены». Напротив её стоит алкаш и ревностно смотрит, как уменьшается уровень пены. Это длится достаточно долго.
Продавщица подходит, и явно кокетничая, щебечет:
Продавщица: Ну, что, явился, не запылился. Видно и до меня очередь дошла.
Вася: (широко и сладко улыбается): Ну, что ты, разве таких как ты забывают. У нас с другом есть желание выпить пива.
(Пауза.).
Вася: (гладя продавщицу по руке). У нас же с тобой всегда все без очереди.
Разомлевшая продавщица доставляет на стол две больших кружки пива и пристраивается рядом с Васей, слушая разговор мужчин и  периодически поглаживая Васю по спине).
Вася: (поднимает кружку на уровень глаз): «Ну, давай за провалившийся  доклад!».
Вася: (отхлебнув немного пива,  философски замечает): Пиво без водки – деньги на ветер».
Игорь машет протестующе руками.
Вася: (увидев протест Игоря, добавляет): «Не будем об этом, а будем о науке».
Ну что тебе сказать. Я ни черта не понял, что ты там бормотал.
Пойми в хорошей науке всё на три буквы. Это не только в русском языке. У нас всё строится с помощью трех букв.
Вот  Исаак Ньютон  написал F= ma, Алик Эйнштейн написал: E=mc2. И даже Ом выразился U=IR.
И пусть многие и не знают, что это такое и, тем более, как получено, но легко узнают, а некоторые даже пользуются, когда включают свет в туалете.
Вася: (опять поднял кружку). Слушай. Чего мы сидим. За всё, что можно обозначить тремя буквами. А если выражаться серьезными словами, то всё, что ты нагородил, годится для защиты, чтобы заделать мозги Ученым советам, но не может быть истиной.
Прости мою неграмотность, но все твои преобразования рядов можно заменить приближенными формулами, или экстраполировать. Извини за такие выражения, вот до какого греха меня довел».
Вася: (снова поднимая кружку.). За то, чтобы я когда–нибудь понял, что ты там навалял»!
(Выпивают. Продавщица приносит  вторую кружку и новую порция снетка и вяленой воблы)
Вася:  Ты не сердись. Я человек простой. Все делали вид, что чего–то поняли. А я так ничего и не понял.
Мой совет -  посмотри Колмогорова. Он всегда говорит просто, но по делу.  Мне, кажется, у него есть что-то вкусненькое для тебя. Чего–то я с тобой много чепухи наговорил. Давай о бабах!
(Продавщица отрывается от Васи идет к стойке. Она передает, какие-то указания другой женщине и возвращается)
Голос Игоря: Продавщица с удовольствием приготовилась к разговору с Васей. Он тоже уже был подготовлен. Полюбовавшись этой парочкой, я удрученно пошел из пивной. В голове вертелись стихи

Что лучше нам – хвала или хула?
Похвалят, чтоб в доверие втереться.
А если же ругают за дела,
Пусть неприятно. Все–таки от сердца!