Не-отражение грёз или девочка и философский камень

Дмитрий Мудриченко
Как известно, в нашем городе достаточно литературно-художественных и поэтических объединений и вообще Шахты богаты в эти «интересные времена» самородками, так сказать талантами из народа. Но молодая поэтесса, не побоюсь этого серьёзного слова, о которой я расскажу сейчас, пожалуй, стоит  неким особняком даже на данном фоне.
    В конце прошлого, 2011 года, в ростовском издательстве «Альтаир» вышел поэтический сборник «Не-отражение» юной писательницы из посёлка Каменоломни Александры Ластоверовой. Саша постоянная участница шахтинских литературных объединений «Созвучие» и «Постижение», публикуется в городском альманахе «Эхо шахтинских прогулок». Её стихи печатались в региональных альманахах «Дон и Кубань» и «Донские волны». Ну, и что здесь особенного? Спросит, не сведущий читатель. А вот и ошибаетесь! Сборник Саши Ластоверовой не обычен уже самой своеобразной авторской структурой - он разбит на три неравных поэтических цикла-раздела: «Акварель», «Микрочип времени» и «Междумирие». Само по себе это, разумеется, не ново, но нам интересна не форма, как таковая, а то, что за ней стоит.
    Рассмотрим содержание первого сборника поэтессы. Эпиграфом к нему Александра поставила высказывание известного британского писателя Оскара Уайльда: «Лечите душу ощущениями, а ощущения пусть лечит душа». Оставим, конечно, эту цитату оригинального литератора 19 века без комментариев. Далее хочу рассказать о первом по порядку цикле в сборнике - «Акварель». Он, безусловно, наиболее насыщен философскими размышлениями автора. Интересно, что открывает его довольно сложное стихотворение «Механизм», хорошо запомнившееся мне ещё по интернет-порталу «Стихи.ру». Не буду утруждать читателя своеобразным построением произведения, оцените в цитате:
«Струны – что? Поменять бы
                хоть пару винтов в механизме,
Где отмечены вехи веков,
                из начал начала,
Чтобы можно было прожить
                сразу десять жизней
(Да хотя бы и две –
                слава Богу уже немало)…»
Александра размышляет о проживании человеческой душой не одной, а сразу нескольких жизней параллельно. Здесь вспоминаются идеи европейских и латиноамериканских мистиков ХХ века – роман Г. Мейнринка «Голем», и не столь давно изданная в США книга «Твин Пикс» (есть одноимённый фильм), где герои по сюжету действительно живут в нескольких жизнях одновременно…
    В стихотворении «Дом напротив» из этого же цикла проходит, как бы исповедь человека, восходящего в своём миросозерцании к романтическим высотам, а затем срывающегося в низ в бытовую повседневность:
«…Вот ещё одна несётся в низ –
                Сквозь листву – стремительно сгорая,
      Миг – и разобьётся о карниз.
  (Загадаю иль не загадаю?)
  А не загадаю – что тогда?
                Ничего – ведь небо в хмарь одето.
     Это, видно, вовсе не звезда:
        Как обычно, чья-то сигарета.»
    В заключительном стихотворении цикла «Акварель» размышления Александры о том, как история человека, семьи, а, возможно, и целого народа отразилась в старом доме на пустыре, где прожило свою жизнь не одно поколение:
«И просто было знать, что мы умрём,
   Но жить так, словно сущее нетленно,
         Как тысячам «одних во всей вселенной»,
    Как тем двоим, нашедшим этот дом –
           Не посвящённым в тайны этих комнат…»
В заброшенном теперь доме жили когда-то люди, в их судьбах проносились сквозь годы простые человеческие радость и несчастье, были смех и слёзы, отразились великие события истории их Отчества… Но молчат старые стены и никому уже не расскажут о том, что видели:
«И будет то уже чужой секрет:
         Про старый дом на этом пустыре.
                А жили в нём… да кто теперь их помнит…»
    В цикле «Микрочип времени» А. Ластоверова рассказывает о своём восприятии нашего времени, куда фатум или провидение забросили её душу и одарили творческим началом. В данном контексте показательным представляется произведение Саши «Моё время»:
«О время моё! Ты куда направляешь свой бег?
                Ты и так бездуховно,
                Ты и так упрощающе-пресно!…»
В завершении стихотворения идёт, можно сказать, программное заявление поэтессы:
«Разве здесь мне приют,
                Разве здесь должен биться мой стих,
                Где, неистовствуя и сокрушаясь,
               Я пою: о тех, кто скоро уйдут, -
                Без войны хоронить молодых?! –
           И это лишь самая малость…»
    О том, как наша «цивилизованная и демократическая» эпоха держит мёртвой хваткой человека, тем более человека творческого, пытающегося как-то преодолеть её, железными кандалами объективной реальности пытается сковать душу навязанными кем-то отношениями и представлениями, интересно и довольно точно сказано в стихах «Ни на шаг»:
«Но есть тайная дверь. За ней
   Время смотрит глазами свор.
        Выйдешь вон - и пойдёт отсчёт,
И уже не возможно вспять.
                Ведь в тебе часовой завод,
   И нельзя ни на шаг отстать.»
К концу этого произведения ощущение своего времени, из которого уже никуда не вырваться, становиться в строчках Александры даже обречённым, просто летальным:
«Да и в сторону нет пути,
     Как на рельсах – по колее.
       Всё, казалось бы, просто. И
         То обычная дверь – в фойе…
                Но лишь только ты выйдешь вон,
    Тебя - током по проводам,
     И ворованных тень времён
          За тобой шмыгнёт по пятам.»
    В этом же цикле «Микрочип времени» в стихотворении с ироничным названием «Лечитесь» оригинально обыгрывается старая тема – «поэт в искусстве или искусство в поэте»:
«Искусство, если им можно лечиться,
                имеет много побочных действий.
                А если лечить – то уж точно никак
                из воды сухим…
                Есть такая страна, где поют тебя твои песни,
                Пишут меня стихи,»
Такое стихотворение – своеобразная полемика о творчестве, посвящено Александру Лебедеву, поэту и музыканту из Оренбурга. Эпиграфом к нему А. Ластоверова взяла довольно спорное утверждение О. Уайльда: «Всякое искусство совершенно бесполезно». Действительно интересный вопрос: «Лечить или лечиться?!» Далее следуют строки, говорящие, что не всё ясно здесь и самому автору:
«И это выходит слишком правдиво,
                чтоб не принять всерьёз.
              Кажется, это внутри, но, на самом-то деле,
                наш пластилиновый внутренний мир –
                сам по себе сырьё…»
    Заключительный раздел сборника, «Междумирие», выглядит более лиричным. Здесь много личных переживаний Александры, стихи, посвящённые друзьям, близким людям. Великолепно своей красотой и своеобразным мистицизмом стихотворение-трилогия «Двуликая явь» посвящённое, кстати говоря, одной известной поэтессе:

1.
«Небесный янтарь – мираж –
                Двуликую явь грызёт.
  Отдай мне меня. Отдашь? –
                И я не останусь здесь,
                Где, пущена в горизонт,
  Стрела повернула вспять…

                Из этих пропащих
                Тебе ли меня спасать?..»
Некая потусторонняя романтика отношений присутствует в строках из 2-й части трилогии:
«…То не ты на моём троне,
            То не мне позабыть трудно.
             Этой сказке нельзя сбыться,
       Не отняв у тебя счастья.»
Констатация фатальной, ниспосланной как бы свыше духовной или душевной близости заканчивает трилогию:
«Если не бес, то Бог
            В солнце твоих вершин –
      Тот, кто меня с тобой
         Нитью одной прошил.»
    Лично мне понравилось так же своими фэнтазийными образами, в духе Марии Семёновой, стихотворение «Чужак» из данного раздела «Междумирие»:
                «…Ей рубаху выжать бы:
                Придержи-ка смех:
        Думаешь, не выживет? –
                Зря на душу грех!
                Заживёт ранение –
   Бог с тобой, чужак…

                Уходя в спине её
                Не оставь ножа.»
    И здесь снова драма отношений двух душ… Возможно, именно красота высоких человеческих чувств, помогла этому произведению стать авторской песней. Одна из граней творчества Александры Ластоверовой – писать гитарную музыку на свои стихи. Бардовские песни Саши отличает лиричность и одновременно серьёзность затрагиваемых тем.
    Бегло просмотрев данный материал, автор этих строк невольно задумался: «Да, как-то очень уж серьёзно всё получается!..» Хотя я пишу о стихах юной 22-летней девушки. Отодвинувшись от компьютера, взял «мобильник», набрал её номер:
- Привет, Саш!
- Привет!
- Можно вопрос, почему ты пишешь такие серьёзные стихи?
- Ну-у, не знаю… Наверно по тому, что я странная. А вообще не воспринимайте это как истину в последней инстанции.
- А вот есть мнение, что твои стихотворения отличает какая-то нарочитая сложность?
- Не знаю, я так не считаю. А, возможно, я просто всё усложняю!
    Поняв иронию в интонации Александры, попрощавшись и пожелав ей новых творческих успехов, вернулся к работе над материалом. Да, на мой взгляд, эта юная поэтесса, конечно, не лишена таланта, заключающегося и в оригинальности её творчества то же. Она, пожалуй, нашла свой «философский камень», который превращает мысли и переживания девушки в совершенно неповторимые стихи. В этом и проявляется её творческий дар. Пожелаем Александре Ластоверовой и дальше следовать в поэзии собственной дорогой, совершенствуя творчество – «свой философский камень».

январь, 2012г.