Благодарность и посвящение

Павел Заякин
Зачем и кому нужны все эти заметки – старые и новые статьи, воспоминания, итоги уже давно прошедших лагерей и других событий? Признаюсь честно – я не знаю. Я мог бы наговорить много красивых слов про опыт, который может пригодиться кому-то, про преемственность в педагогике и про то, что за все эти двадцать с лишним лет вменяемой жизни во мне  жила и работала какая-то большая идея – в отрядах и клубах, в лагерях и походах – идея, дать детям больше, чем просто туризм, все эти «горы-пещеры». Все так, но я не хочу прикрываться никакой педагогической идеей. Потому что не я, со всеми моими идеями, дал что-то подросткам, прошедшим через эти года, отряды и лагеря, а, скорее, они мне. Я не могу судить о том, что я дал кому-то, но очень хорошо, обостренно чувствую их вклад в свою душу.
Так что все это, что вы читаете сейчас – моя благодарность всем тем, кто прошел со мной рядом – на земле и под землей. Для кого все это было не зря.
- Клубу юных спелеологов из новосибирского Академгородка, вам, с кого «все начало быть»;
- Скаутскому отряду «Сталкер» оттуда же, и его многочисленным друзьям, дальним и ближним – «зимородкам», «эдельвейсам»,  «спреевцам», «пилигримам», томским, омским, иркутским и прочим скаутам, у которых учились мы и которые учились у нас;
- Туимскому клубу «Проводник», что за четыре года проделал путь «Сталкера», но вырос совсем другим;
- Скаутскому клубу «Вершина», всем, кто и в Туиме и в Абакане смогли взять свои вершины (и глубины)
- Всем моим друзьям, кто был предан нашим лагерям, и кто каждый год приезжал и приезжает.
- Всем выпускникам курсов «Вершины-Тур», экскурсоводам и проводникам по нашим маршрутам. Надеюсь, я заразил вас интересом к этой хакасской земле, а вы меня, уж точно заразили энергией и молодостью.
Я вас всех помню и люблю.

Потому я все это и собрал в кучу, все эти старые дневниковые записи, отрывки из лагерных Положений и книжек, статьи (не только свои, заметьте) – чтобы сказать вам об этом. О том, что все было не зря. О том, что это было кому-то нужно.
Это все – вам...

И, знаете, еще я подумал вот о чем. Многие люди в моем возрасте плачутся, что они, мол, не успели реализоваться, не достигли поставленных перед собой целей, не прожили жизнь, как хотели бы. А я тут подумал, что я-то, за все эти годы прожил кучу жизней! Сколько было отрядов и клубов? Сколько лагерей? И каждый год, каждый поход, каждое лето – это жизнь, а каждый отряд или клуб – это целая вселенная.
Как там, у Визбора? «Ну, а будь у меня двадцать жизней подряд... Ну, а будь у меня сто веков впереди...» Двадцать жизней уже было, оказывается, ну а сто веков – еще впереди. И ваши жизни, как огоньки, вспыхнувшие в моей жизни, уже никому не затушить, они лежат «под моею рукой», они жгут и заставляют идти.  Через пещеры и горы, через тайгу, через поиск на Малой Сые, через Зону «Сталкера» и Разоренные Земли «Полигона», через робинзонаду «Берега» и открытия на «Пирамидах Сибири», вперед, вперед...

«Счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным...»
Я – счастлив...