Лев Максимов Продолжение. 15, 16, 17

Лев Максимов
15. РАДОСТИ И ПЕЧАЛИ

Берите жизнь с весельем! Отдайте
её с ещё большим весельем. Бро-
сайтесь в прекрасные и сомнитель-
ные приключения, как в холодную
воду. Позор и величие — одно и то
же. Это переживается одинаково.
                К.Паустовский

Присмотревшись к событиям нашей жизни, мы замечаем, что не так-то много можно указать причин, вызывающих в нашей душе чувства радости. Очевидно, что радостное расположение духа порождается всего-навсего двумя причинами: удовлетворением потребностей и осу­ществлением мечтаний (надежд). Иначе обстоит дело с печалями. Они к еам приходят не только из-за неосуществления желаний и надежд, но и по многим другим причинам. Мы страдаем, например, из-за любых по­терь, собственной духовной слабости, болезней, плохого к нам отноше­ния друзей, близких и посторонних, страхов, неприятностей у наших род­ных, знакомых и незнакомых. У нас портится настроение от плохой пого­ды, недоброго взгляда начальника, размолвки с  любимыми и ещё по множеству других причин.
Получается, что печалиться у нас гораздо больше оснований, чем радоваться, и, следовательно, как открыл ещё Будда: «Жизнь — это страдание».
Нам не хочется соглашаться с подобным утверждением древнего мудреца. Нам хочется праздников, радости и веселья. Мы урезониваем собственную чувствительность и сознание, стараясь меньше замечать, говорить и думать о неприятностях жизни и тем самым будто бы избе­гать последних. Беда только в том, что уменьшая чувствительность в от­ношении неприятностей, мы тем самым уменьшаем и собственную вос­приимчивость к радостям, ведь чувства-то наши одни и те же, что со зна­ком минус, что со знаком плюс.

- - -
То, что со мной происходит вопреки моему желанию, называется ЗЛОМ, как и то, что не позволяет осуществляться этим желаниям.
- - -
Страдание — предвестник радости.
- - -
Зло — то, что укорачивает жизнь или окрашивает её в тёмный ко­лер.
- - -
Радуйтесь, радуйтесь, если имеется причина! Ведь к радостям нас ведут собственные усилия, а печали сами настигают нас.
- - -
Радости подобны светлым пятнам в безбрежном тёмном мире буд­ней и печалей.

- - -
Если вы действительно рады за других, значит вы ещё не конченый человек.
- - -
Мы боимся сильных, во всяком случае, тех людей и обстоятельств, которые сильнее нас. Это очевидное суждение. Но боятся в не меньшей степени нужно и слабых. Ибо, загнанные в угол, они становятся не пред­сказуемыми, злобными, безжалостными, неожиданными, готовыми ис­пользовать любые средства, чтобы вас принизить или даже уничтожить. Нет предела человеческим способностям, в том числе и у слабых людей.
- - -
Все ценят дружбу, потому хотят иметь и ищут друзей, но редко на­ходят. Друг или подруга — редчайший зверь на земле, точно так же, как и любимый человек.
- - -
Оглянитесь вокруг — вас окружает множество людей. Но почему среди них так мало друзей, а то и нет ни одного? Определите, сколько людей ВАС СЧИТАЮТ ДРУГОМ, и тогда всё поймёте.
- - -
Не бойтесь ОДИНОЧЕСТВА: чем раньше вы дорастёте до состоя­ния радости от одиночества, тем лучше. Не страшиться одиночества означает чувствовать себя, по крайней мере, не пустым. Стремиться к одиночеству — значит быть переполненным идеями, мыслями, проекта­ми, находиться на пороге творчества.
Бойтесь одиночества, ведь быть одному — это ощущать непонима­ние со стороны окружающих или переживать состояние собственного не­понимания всех других. И нужно очень сильно быть уверенным в себе и своём деле, чтобы пересилить страх такого одиночества.
 - -
Радости забываются, ибо их в памяти затмевают причины радостей — успехи, удачи, достижения, преодоления, победы в любви, вообще до­брые дела. Мы помним очень долго лишь НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ обиды.
- - -
Лень стирает всё индивидуальное в человеке.
- - -
Мы все боремся с ленью, большую часть людей побеждает она, меньшинство продолжает с ней бороться до самой смерти.
- - -
Лень объединяет меня со всеми людьми, делает естественной ча­стью человечества.
- - -
Лень в ряду негативных черт человека самая ВСЕОБЩАЯ.
- - -
Триумф лени приостанавливает только организованность, но побе­дить лень НЕВОЗМОЖНО.
- - -
Нет плохо организованных людей, имеются только ленивые.
- - -
Почему вы не чувствуете себя счастливым? Да потому, что не делае­те счастливым НИКОГО.
- - -
Злу противостоят врождённое чувство любви и разнообразные про­явления его. Но зла больше всегда, и оно чаще побеждает потому, что мы любим очень узкий круг людей и незначительный набор дел и вещей. Не ищите оправданий злу в своём окружении и обстоятельствах, зло и добро в нас самих. Поскольку человеческие обстоятельства — дело рук самих людей. Вольтер заметил: «Зло летает на крыльях, добро ползает, как черепаха». А Волков и Поликарпов в совместной книге утверждают: «...иногда говорят, что в человеке столько же ненависти, сколько любви, хотя в обыденной жизни больше ненависти, нежели любви:  история человечества — это история войн и санкционированных юридических убийств, одним из истоков которых служит ненависть».
- - -
Будда утверждал, что самое большое страдание — это не быть с теми, кого мы любим. С нашей точки зрения, существует большее стра­дание, истинная трагедия — это осознание факта, что ты уже НИКОМУ не нужен.
- - -
Праздник — это нарушение привычного режима жизни, это ожида­ние нового, небывалого, это по ощущениям равнозначно первому свида­нию с понравившимся человеком. И  мы подсознательно ценим пережи­вание ожидания больше самой встречи. Когда мы перестаём ожидать праздника — это сигнал, что нам или наскучили участники вечеринки, или мы сами уже всем в тягость, или мы исчерпали себя.
- - -
Реальные небольшие, но ближайшие удовольствия всегда побежда­ют огромные, но дальние и возможные позже. Потому-то пути к большим удовольствиям неисповедимы.

- - -
Единственное, от чего человек не в состоянии отказаться, - это удо­вольствия.
- - -
Даже отказываясь от какого-либо удовольствия. Человек испытыва­ет удовольствие.
- - -
Кто служит ближним удовольствиям, не знает истинных. Ведь путь к большим удовольствиям лежит через малые, в которых мы и вязнем.


16. ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ

Мне довелось много путешество-
вать: я видел смертных, намного
уступающих нам, видел и намного
нас превосходящих, но никогда не
видел таких, чьи желания были бы
ограничены истинными нуждами, а
нужды — возможностью их удовле-
творения.
                Вольтер

Человек отличается от любой органической системы на Земле разу­мом и наличием у него безграничных желаний. Он постоянно чего-то хо­чет. Для него хотеть — это жить, а жить — это хотеть. Чаще всего его хо­тение слабо связано с реальностью и его персональными возможностя­ми. В сфере хотения человек чувствует себя совершенно свободным (ведь хотеть можно чего угодно, сколько угодно и в любом ре­альном состоянии).
Свобода желаний порождает целый мир, вернее, второй мир чело­века. Это мир иллюзий, мир духовный, мир особых чувств, актуализирую­щийся в художественных, философских, религиозных и му­зыкальных творениях. В этом втором мире человек постоянно находится в состоянии войны, ибо каждый стремится навязать собственное хоте­ние как можно большему количеству людей, сделать его всеобщим. На­ходясь же в истинной реальности, желая есть, пить, согреваться, про­должать род, человек чаще всего презирает себя за эти «низменные» чувственные желания, ибо ему кажется, что главное в жизни — хотеть чего-то несбыточного, идеального,огромного, фантастического и чужого.
И лишь старые и больные люди вынуждены осознавать, что такое реальная жизнь, которую, как здоровье не замечает небольной человек.
Разумеется, можно объявить мир иллюзий частицей реального мира, составным элементом последнего. Да, мы грезим, мечтаем хотим нереального, и уйти от этого невозможно, человек именно так устроен. Но можем лт мы желать только реального? Ведь большинство реальных желаний утолимы. Артур Шопенгауэр писал: «Самоубийца именно пото­му и перестаёт жить, что не может перестать хотеть». А Г.Мерсье заметил: «Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может».

- - -
Недоступность женщины отбивает желание. Всё недоступное гасит чувство и плодит только фантазии.
- - -
В любой сфере жизни, как на войне, долгое сопротивление ослаб­ляет победителя, чрезвычайное сопротивление ослабляет чрезвы­чайно.
- - -
Отдавать себе отчёт в своих желаниях — значит ослаблять их!
- - -
Влечения — это посланцы будущего в нас.
- - -
Вас обуревает страсть? Спросите себя, чего же вы точно так сильно хотите. Не окажется ли ваше желание чрезмерным по сравнению с це­лью?
- - -
«Движение — всё, цель — ничто», не потому ли, что цель почти все­гда меньше желания?
- - -
Если вы чего-то хотите от других, обязательно дайте им знать!
- - -
Очень часто внешность человека сортирует наши желания на ис­полнимые и нереальные.
- - -
Мы не потому преодолеваем собственные чувства в отношении других людей, что обладаем сильной волей и здравым умом, а потому, что другие отвергают их.

- - -
Зачастую мы больше всего хотим того, что нам не очень-то нужно.
- - -
У плоти свой язык, его не понимает разум.
- - -
Чувство сильней расчёта, пока ты не начал рассчитывать.
- - -
Шизофрения. Может быть, она и болезнь, но если человек не чув­ствует в себе двойника (другого), то это ещё или уже не человек. Чувство и разум разделяют личность на две половинки. Если чувство — непо­средственная жизнь, прямое познание и переживание, беспрерывное хо­тение и всё, что  с этим связано, то разум — это вооружённый здравым смыслом, знанием, логикой страж, занятый, главным образом, осажива­нием чувства, ограничивающий его, накрепко привязывающий его к ма­териальной реальности. Сильное чувство отбрасывает разум, ослабляет его, но не уничтожает. Такое чувство загоняет разум в тёмный угол, в подсознание, но всегда ощущает, что разум жив, сидит в засаде и вот-вот выйдет из укрытия. Стоит последнему случиться, как чувство сни­кает, начинает стыдиться самого себя, само уже прячется в закоулки души, замирает до следующей причины или следующего повода, чтобы воспрять, вспыхнуть вновь, опрокинуть разум в забвение и почти небы­тие.
- - -
Не обижайтесь на бесчувственных людей, не тратьте свой пыл по­напрасну — они ведь не чувствуют вашей обиды.
- - -
Человек живёт желанием. Порой желания бывают очень сильными. Мы готовы сделать невозможное ради их удовлетворения. Но как гово­рил мудрец Ошо: «Подумай, пражде чем чего-то хотеть. Очень воз­можно, что это желание исполнится и тогда ты будешь страдать».



17. МУДРОСТЬ, ГЕНИАЛЬНОСТЬ

Кто никогда не совершал безрас-
судств, тот не так мудр, как ему
кажется.
                Ф.Ларошфуко

Гений осуществляет прорыв из известного в неизвестное. Он по­тому гений, что не только увидел новое в старом, но и сумел классифи­цировать неизвестное и найти слова для обозначения его. Новое посто­янно наступает на нас. Однако обычные люди изо всех сил стараются новое одеть в старое, подогнать его под старое, описать и понять его в известных, привычных терминах и понятиях. Гений обнажает новое, сдёргивает с него старые одежды и перечёркивает привычные представ­ления. Массе людей трудно мириться с этим, она просто не понимает ге­ниев, а потому и отвергает, а ещё саще старается их изолировать как лю­дей представляющих угрозу.. Большинство хочет жить в знакомом и по­нятном мире, по давно заведённым и освоенным правилам. Однако жизнь людей — это не повторение, а обновление, движение в небыва­лое будущее. Гении открывают людям глаза на это. Именно они вводят новое в круг привычного, срывают пугающую маску с небывалого. И то­гда, обычно постфактум, большинство воздаёт должное гениям, оно на­чинает их почитать.


- - -
У мудрости свой язык, который может понять только мудрый. Вот почему гении и мудрецы обречены на непонимание и чаще всего одино­ки.
- - -
Мудрый — это не знаток в какой-либо области жизни, а понимаю­щий жизнь.
- - -
Мудрый — это не кладезь накопленных человечеством знаний, а че­ловек способный делать выводы из происходящего и потому видящий следствия.
- - -
Великие люди имеют и великие изъяны.
- - -
Не слушай мудрого, ибо он предлагает тебе тяжёлую жизнь и оди­ночество! Слушай мудрого, ибо ты можешь достичь НАИВЫСШЕГО УДО­ВОЛЬСТВИЯ — быть в ладу с самим собой, преодолеешь трудности и не будешь боятся одиночества.
- - -
Творческий человек боится не столько критики и оскорблений, сколько неизвестности и забвения.
- - -
Тот, кто умеет отличать правду от лжи, - мудр.
- - -
Умение слушать и слышать — это Рубикон, отделяющий умного от недалёкого.
    - - -
Пойми и действуй, а не наоборот.
- - -
Устои, традации, привычки и законы спасают общество как систему от разрушения, но губят большую часть талантов отдельных его членов, тех, кто, в конечном счёте, способствует развитию данного общества. Воистину, НЕРАЗУМИЕ правит миром!
- - -
Творить — это общаться сразу со всем миром знания и воображе­ния. Это открывать дверь в запредельное.
- - -
Гениальность близка к помешательству, - утверждал ещё Ломброзо. Не потому ли обычный человек чувствует себя при жизни выше гения? Ведь он (обычный) не сумасшедший и даже не похож на него. Он ощу­щает одобрение и признание со стороны общества, и это наполняет его уверенностью и даже гордостью. Многие ставят себе в заслугу собствен­ную обыкновенность, похожесть на всех, тогда как действительной заслугой человека является его способность сойти с посредственного ума.
1