Инженерная мысль

Павел Юрченко
После окончания авиационной академии в середине 2000-х годов лейтенант Трубников прибыл для дальнейшего прохождения службы в одну из подмосковных воинских частей. Проучившись пять лет в военном ВУЗе, он искренне считал, что его в армии уже ничем не удивить. Но уникальная (можно сказать, авторская) методика вывоза мусора в той части оставила в его сердце неизгладимые впечатления!

Казалось бы, что может быть уникального в технологии вывоза мусора? Вполне обычная картина: подъехала спецмашина, подцепила манипулятором контейнер за борт, опрокинула его в отверстие в кузове, высыпала содержимое, поставила на место и поехала дальше. Но гарнизон в то время такой продвинутой техникой (разработки годов этак 70-х), увы, не располагал. Зато в его автопарке были обычные бортовые самосвалы. И для возможности использования этих машин в качестве мусоровозов в части, в которую посчастливилось попасть лейтенанту Трубникову, была разработана особая методика.

Суть её состояла в следующем. Инженерами части были разработаны и изготовлены две уникальные идентичные металлоконструкции, представляющие собой длинные полые профили с квадратным сечением (проще говоря, квадратные железные палки), оснащённые особым приспособлением – прямоугольной металлической планкой, приваренной к концу конструкции и выступающей в сторону примерно на 10 сантиметров. Самосвал приезжал в основном раз в неделю. На организацию вывоза мусора выделялось 6-8 офицеров. Когда самосвал подъезжал, два офицера забирались в кузов, вооружившись совковыми лопатами. Остальные офицеры брали указанные выше приспособления и цепляли выступающими планками за заднюю часть кузова машины на определённом расстоянии друг от друга. В результате получались своеобразные направляющие. После чего эти люди брали мусорный контейнер, ставили его на направляющие и под массу весёлых фразеологических оборотов и междометий заталкивали его под углом вверх в кузов самосвала. Два офицера, находящихся в кузове, принимали контейнер и лопатами выгребали из него мусор. После чего контейнер с высоты кузова самосвала с сильным грохотом скидывался на землю. Затем по той же методике определяли в кузов «мусоровоза» содержимое остальных трёх контейнеров.

Методика поистине уникальная, не правда ли? Будь командир той части поэнергичнее, он вполне мог бы оформить на неё авторский патент и продавать за хорошее вознаграждение для использования в других частях и учреждениях Министерства обороны. Тут можно добавить лишь то, что офицеры, участвовавшие в этом мероприятии, были не только лейтенантами и старлеями, многие из них имели воинское звание «майор», а некоторые даже воинское звание «подполковник» (для справки: по войсковым меркам того времени майор - это командир учебной роты, заместитель командира (а иногда и командир) батальона; подполковник - командир отдельного батальона, заместитель командира полка, начальник штаба полка). Ну, и ещё была одна интересная мелочь. Солдат – водитель «мусоровоза» - принимал активное участие в этом торжественном мероприятии крайне редко. В подавляющем большинстве случаев он сидел в кабине машины, умиротворённо покуривая, и ждал, когда ему дадут команду ехать.

А однажды самосвал приехал за 10 минут до обеденного перерыва. В результате водитель рядовой Пришвин был отпущен на обед в столовую, а офицерской «погрузочной команде» во главе с майором Решетниковым было приказано по отлаженной технологии загружать мусор в машину. И в этом нет ничего удивительного. Солдат в армии – это святое! И не дай Бог он останется без обеда! Это жуткий прецедент! Помимо Устава, солдата защищает целая куча общественных организаций, например, широко известный Комитет солдатских матерей. Любое незаконное притеснение солдата со стороны офицера может перерасти для последнего (да и не только для него, но и для его начальников разного уровня) в серьёзную проблему, вплоть до уголовной ответственности. У российского солдата есть один святой закон, который гласит: война войной, а обед – по распорядку. А офицеры вполне могут и без обеда работать, если есть такая необходимость. То есть, «терпеть тяготы и лишения военной службы», как предписывает Устав…

...Приходят молодые лейтенанты в часть для дальнейшего прохождения службы, водят их по корпусам, показывают продвинутую компьютерную технику, газовую систему пожаротушения, дизельный генератор, обеспечивающий недельную автономную работу части в случае перебоев электропитания... Но главное достижение инженерной мысли, можно сказать, главную гордость части - методику вывоза мусора - почему-то не показывают... Наверное, это должно быть для вновь прибывших офицеров сюрпризом, которым они смогут в полной мере насладиться уже в процессе службы. Чтобы сами, без указания на то руководящего состава части, смогли оценить всю мощь и прелесть этой поистине уникальной технологии.