На половину вечный вопрос

Илья Комольцев
Научная фантастика всегда была и будет сказкой, которая учит морали.
Рэймонд Дуглас Бредбери.


1.

Днём солнце не попадало внутрь, но оно ощущалось своими весенними оттенками одуванчиков, заполнившими небольшой кабинет до самого потолка. За окном было ещё прохладно, и лежал серый рыхлый снег, но в домах, на ярко освещённых крышах и в оттаивающих сердцах уже неудержимо разгоралась весна.

Боком к окну, за массивным старинным столом из тёмного дерева, сидел пожилой мужчина, такой же седой, как те пушистые облака, за которыми со своего места он мог наблюдать. Но мужчина смотрел вперёд, на закрытую дверь в кабинет, периодически поправляя галстук и переставляя канцелярские принадлежности на столе. В остальное время руки его занимал карандаш.

Этого дня он ждал много лет. Именно этого весеннего дня, одного из самых необычных дней в его жизни.

Старик хорошо знал, что должно произойти, и ждал этого, словно артист перед выходом на сцену, и так же волновался, хотя превосходно помнил свою роль. Вот только не помнил он, как должны были лежать предметы на столе, и должен ли он надеть пиджак?  Но, наверное, это было не так важно, и пиджак висел на спинке стула.

Старик ждал одного гостя.

Всего одна фраза.  Может ли она изменить всю его жизнь, исказить весь мир до неузнаваемости? Или наоборот – не может преобразовать существование ни на один вдох? А вдруг гость не придёт, и что тогда? Можно ли изменить то, что должно случиться?..  Он не знал.

Стук в дверь. Сердце начало биться в сто раз сильнее.

- Войди, - сказал старик.

Дверь отворилась, и в комнату зашёл молодой парень в клетчатой рубашке. Увидев старика, он замер, словно в испуге, и лишь живые огоньки в глазах выдавали любопытство, но не страх.

- Закрой за собой дверь и садись, - сказал старик, указывая взглядом на мягкий стул напротив своего стола.

- Вы… - садясь, попытался спросить парень.

- Да, это я. – Ответил старик.

При этих словах оба слегка улыбнулись правым уголком губ. Заметив это сходство, парень снова замер, а старик улыбнулся шире.

- Вы знали, что я приду? – Осторожно спросил юноша.

- Конечно, знал, - ответил пожилой мужчина, улыбаясь.

Парень напряжённо думал, разглядывая старика со смесью любопытства и напряжённой до предела осторожности.

- Я знаю, кто ты, откуда, и зачем ты здесь, - продолжил старик, в ответ внимательно разглядывая парня и неподвижно держа в руках остро отточенный карандаш.

- И что теперь? – Спросил юноша.

- Ты ждёшь ответов. Слушай внимательно.

Старик подался чуть вперёд, а юноша сосредоточил всё своё внимание. Оба они понимали, что эта фраза для них значит. И то, что оба они запомнят её до конца своей жизни. Старик собрался, глубоко вдохнул, и сказал:

- Это наша первая и последняя встреча. Ты знаешь, что нужно делать.

После этих слов старик откинулся на спинку своего стула. На лбу его выступил пот. Лицо его было спокойным и выражало удовлетворение.

- Это всё? - Удивлённо спросил юноша.

- Да. – Ответил старик. – Этого достаточно.

После этих слов юноша встал и вышел из комнаты.


2.

Вечерний янтарный свет заливал комнату, стекая бликами по стенам на старинный стол из тёмного дерева, и оттуда – на пол. Осеннее солнце уже почти не грело, и лишь в уютных квартирах, тёплых чашках чая и нагретых сердцах оно находило себе место и оставалось до следующей весны.

Молодой парень в клетчатой рубашке сидел за столом, откинувшись на спинку стула, и задумчиво смотрел на стопку бумаг перед ним. Открыв верхний ящик стола, он достал оттуда по привычке помятый старый карандаш.

Юноша взял в руки листы. Каждую строчку на них он знал почти наизусть. Он посвятил не один год своей научной работе. И вот работа была завершена. И испробована.

Прежде чем опубликовать работу, молодой учёный совершил эксперимент. Ему нужен был совет по поводу совершённого открытия, опасного и удивительного. Как правильно поступить?

Но, кто же может дать лучше совет, чем человек, уже сделавший этот выбор. Человек, обдумавший его, совершивший, и знающий последствия. Кто же может знать лучше, чем он сам?..

Да, юноша держал в руках ключ к пониманию времени, ключ к вратам во все эпохи. Теперь он знал точно, что изобретение работает. Всего одно путешествие совершил молодой человек – на 49 с половиной лет вперёд, в свой же кабинет. И, обнаружив там себя, теперь размышлял над тем, что услышал.

Первая и последняя встреча. Значит, тот старик больше никогда не делал подобных путешествий, и не менял свою жизнь. Но значит ли это, что старик поступил верно, и, если так, поступит ли юноша так же?

Старик – это неизбежный исход, или один из вариантов его жизни? Ответов юноша не получил.
Что же, через полвека, вероятно, станет известно, что же он сам, уже проживший свою жизнь, имел в виду.

Молодой учёный знал, что нужно делать.


3.

Старик сидел, подперев седую голову кулаком, и смотрел в окно.

Решение пришло к нему внезапно, как озарение, ровно в тот момент, когда уже собирался сказать юноше то, что услышал 49 с половиной лет назад. Что нужно уничтожить работу, потому что когда-то он сам так сделал. Для сохранения нормального течения времени.

Старик посмотрел на карандаш в руках, и одним движением сломал его. Возможно, так и должно было случиться. А, может быть, нет. Ведь карандаш уже сломан, и кто знает, так предопределено, или это всего лишь случайность.

Но, в самый последний момент пожилой учёный передумал. До самой старости не получив ответа, было ли правильным уничтожение работы, он решил не давать совета, а пустить всё своим ходом. Пусть юноша решает сам. А совет лишь придаст его решению уверенность. Ведь теперь, идя своей дорогой, он знает что делать, при этом на самом деле спрашивая только себя самого, не кого-то другого и даже не себя из другого времени.

Ведь, чтобы спросить себя о том, что правильно, нужно просто задать себе вопрос. И найти ответ в себе. А для этого не обязательно пересекать полвека вперёд.

Старый учёный открыл верхний ящик стола, и достал другой карандаш. Этот карандаш цел, и никто не знает, когда он сломается, и что им будет написано.


                10.03.2012