Страдания молодого гения Эпизод 3. Визит к Академи

Игорь Коровин
Эпизод 3. Визит к Академику

Текст письма  на экране и голос И.Р.

Уважаемый Николай Владимирович!

«Я  в течение уже 3-х лет занимаюсь теорией построения логических объектов.
Мне хорошо известны ваши труды, на которых я многому научился.  Вы создатель метода, который позволяет автоматизировать создание логических схем на механических контактах.
Это блестящая идея. Она изложена в Вашей книге. Но мне удалось, используя результаты математических работ Владимира Кухарева, предложить метод  создания схем на произвольной системе элементов, включая  команды языков и программирования обеспечения.
Глубоко уважая Вас и Ваши труды, я хочу попросить сделать второе издание этой книги с учетом предложенного мною метода. Мне достаточно будет, если будет упомянуто мое имя и сделаны ссылки на мои статьи».

Текст на экране и голос Николая Владимировича Горянского.

Уважаемый Игорь Всеволодович!

После получения Вашего письма я прочел Ваши статьи. Действительно – это большое достижение. И если бы  это было не так, меня бы очень обидело предложение использовать Ваши результаты.   Я никогда не ставил подпись под чужими работами. Посмотрев Ваши статьи, я понял, что они заслуживают опубликования отдельной книгой. Я предлагаю Вам послать заявку на публикацию книги в издательство, а я напишу рекомендацию, и ее опубликуют.
Желаю Вам дальнейших успехов.
Вы еще молоды и успехи будут.

Николай Горянский

Голос Игоря: Труды Георгия Николаевича Кухарева, имя, которого я упоминал в письме, я знал наизусть. Это были невероятно талантливые работы. Они основывались на чисто формальных выкладках и абсолютно  новой математике.
К моему удивлению, после опубликования изумляющих результатов, Кухарев исчез. И только через много лет  я  встретил растолстевшего полковника Кухарева.

Городской проспект, по которому идет Игорь. Его взгляд встречает солидного полковника. Игорь бросается к нему.
Игорь: (кричит) Георгий Николаевич!
Полковник останавливается.
Кухарев: (удивленно): Простите, не узнал.
Игорь: Это Вы меня простите. Мы иногда встречались на научных семинарах. Я слушал ваши доклады.
Вы можете со мной поговорить?
Кухарев: Хорошо.
Игорь: Тогда зайдем в ближайшее кафе.
Кухарев: Лучше в ресторан. Немного водочки не помешает.

Обычный ресторан. Посетителей немного.
Официантка: Что будем заказывать?
Кухарев: По шашлычку и по 100 граммов «Столичной». Не возражаешь?
.
Приносят заказ.
Игорь: (лезет в карман, обращаясь к официантке) Можно расплатиться сразу?
Кухарев: Не торопись. Я угощаю.
Игорь: А я согласен.
Кухарев: Давай за семинары, где мы познакомились.
Выпивают
Игорь: Георгий Николаевич.
Кухарев: Давай на «Ты»
Игорь: Да, Вы.... такой солидный полковник.
Кухарев: Да и ты упитанный не мальчик.
Игорь: За наших академиков. За Горянского.
Кухарев: Хороший мужик. Как его трепали с кибернетикой. А он устоял и выбился и доказал правильность своей теории. А сколько учеников!!
Помнишь, как на Домбае он катался на лыжах?
Игорь:.(поднимает рюмку) За Горянского , а за учеников будем пить отдельно.
Да, я очень удивлен, после опубликования изумляющих результатов, ты, куда   то исчез.
Кухарев. Ну, слушай! Когда я опубликовал свои  его научные идеи  Они не вызвали никакого интереса. Поскольку как писали тогда они противоречили здравому смыслу. Это типично почти для всего человечества. Кроме США, где ценят инновации и готовы рисковать деньгами. А я не Дон Кихот, у меня двое детей, и захотел жить спокойно. Слава меня волнует только в виде личной машины и дома за городом, где будут отдыхать его дети. Мне предложили быть заместителем по науке в Военно-промышленном НИИ. И я согласился. Все публикации пустил побоку. Занимаюсь сплошными прикладными задачами

Игорь: (чуть чуть пьянея) Как я ненавижу этот так называемый «здравый смысл». Любое хорошее открытие противоречит этому смыслу. И только по истечении времени люди  начинают привыкать к новым результатам, а потом, как, например, электричество, употреблять, забыв о борьбе школ  и страданиях изобретателей. Что проще – нажал кнопку, зажегся свет, нажал еще раз, свет погас. А Фарадей на это угробил жизнь. Всю жизнь жил бедно, отказывался от любых побочных заработков ради исследования электромагнитного поля. Только читал лекции по химии. Но все-таки добился открытия, как получать электричество.
Кухарев: Я не такой. Если ты можешь, то желаю тебе удачи. Но помни, благодарность бывает только одного цвета.
(Выбегает из ресторана и хлопает  дверью).
Игорь: Вот так исчезают ученые.

Комната Игоря. Он читает письмо. Календарь – 5 мая День Радио

«Уважаемый Игорь Всеволодович! Поздравляю  с этим профессиональным праздником и жду вас у себя на даче. Далее шел адрес и инструкции, как добраться».
Подпись   Н.В.Горянский

Голос Игоря:. Конечно, это было лестное приглашение, от которого нельзя было отказаться. Да я и не собирался отказываться. Для меня большое удовольствие заключалось в наблюдении жизни ученых старой школы.
Коридор Университета, висят портреты ученых. Игорь смотрит портреты
Игорь: А этого академика  я застал и даже беседовал с ним.
Картина меняется. В этом же коридоре  стоит Игорь с академиком с картины.
Академик: (обращаясь к Игорю): Хватит о науке. Давайте, поговорим о земном.
Я живу один мне надо съехаться с дочкой. Не посоветуйте, как объединить её и мои квартиры.
Игорь: Я знаю, что наш коллега  развелся с женой и сейчас разъезжается  с женой. Вам его большую квартиру и  ему это будет счастье. Да! Вон он идет!
Эдик!
Походит коллега Федюша. Протягивает руку академику. Тот резко поворачивается и быстрым шагом удаляется.
Игорь: Подождите
(Догоняет Академика и идет рядом)
Академик (на ходу). Как Вы  талантливый и подающий надежды ученый предлагали мне иметь дело с этим непорядочным человеком!
Я недавно прочитал его статью и увидел, что она целиком списана со статьи американского ученого, даже без ссылки. Это был «плагиат», как можно после этого с ним иметь дело.
Игорь: Игорь: Речь идет о квартире, а не о науке.
Академик (встает  в позу проповедника). Непорядочный человек везде непорядочный. И что скажут коллеги, когда узнают, что с ним разговаривал. Я же ему руки не подаю!
И.Р. Жмет поданную ему руку, академик уходит. И.Р. стоит в коридоре
Голос Игоря: У меня такое поведение старых ученых вызывало смех, но также зависть, что я  не такой  и уважение к морали старых ученых.
Николай Владимирович принадлежал к этой славной когорте.

И.Г. выходит из электрички на пригородной станции и двигается по дороге. Сильный дождь
 
Голос Игоря:  Согласно приглашению я поехал к нему. Я готовился к визиту с великим ученым.
Почему-то в этот день пошел дождь. Такого дождя не было ни до моего визита, ни после. Я вылез с электрички и пошел по дороге до развилки, как это было написано и даже нарисовано в письме. Конечно, по своему убеждению в мужской гордости, я не позволял себе носить с собой зонт. Это, по моему мнению, был признак старости.
Я его до этого не видел. Он мне казался высоким гигантом с длинной и густой бородой.
Но все пошло иначе.
Игорь: (Обращаясь к случайному попутчику и показывая бумажку  с адресом). Как найти мне этот адрес?
Случайный попутчик: Да это же дом академика Горянского. Сейчас объясню.
Игорь: Подождите минутку.
Показывается панорама, с видом на кусты, около которых стоит маленький человечек под большим зонтом
Голос Игоря: Вдруг, я увидел на развилке, смешную фигурку человечка с кругленьким пузом и большой лысиной. Он стоял на развилке, прощупывая глазами толпу. Над собой он держал большой зонт. А второй был в его руке. Эта картина никак не вязалась с образом великого ученого и вызвала у меня откровенный смех.
И.Р. Николай Владимирович!
Горянский: (Его подслеповатые глаза вытащили из толпы И.Р..) Игорь Всеволодович! Освободите меня скорее от зонта. Я уже давно жду вас.
Голос Игоря: Тут меня разобрал смех и вместо традиционного «Спасибо!». Вырвалось:
Игорь: (давясь от скрываемого смеха) Ну, Вы даете!
(Горянский подает зонт. Игорь  берёт зонт, и дальше они идут молча рядом. Потом они на минутку останавливаются)
Горянский: (останавливаясь) Запомните! Ваши недостатки – это Ваши недостатки. А мои недостатки это продолжение моих достоинств.
Игорь Согласно кивает головой, и они молча входят в калитку дома Горянского.
Голос Игоря: Дальше встреча опять не пошла по сценарию - «великий ученый принимает своего ученика
Входит жена Горянского   молодая красивая женщина.
Горянский: Моя жена.
Игорь: Счастлив познакомится с Вами.
Жена Горянского: Я тоже рада Вас видеть. О вас говорят как о подающем надежды ученом.
Игорь наклоняется, чтобы поцеловать руку жены. Вид у него непрезентабельные, мокрая рубаха мокрые брюки.
Голос Горянского: Снимайте брюки.
Жена Горянского прыскает от смеха и убегает в соседнюю комнату.
Горянский : Вы же весь мокрый.
Горянский (кричит жене): Дуся, принеси мои брюки и рубаху!
Игорь: Как отчество Дуси?
Горянский (заносчиво): Кому Дуся, а кому Евдокия Аркадьевна.
Игорь:   (с обидой) Буду знать!
Жена Горянского приносит брюки и рубаху Горянского и подает Игорю. Он надевает и показывается академику в широких коротких брюках и такой же рубахе.
Горянский растапливает камин. Ставит ажурную чугунную загородку., на которой его жена развешивает рубаху и брюки Игоря.
Горянский, садится в  кресло, показывает И.Р. место за другим креслом. На столике рядом раскладывает напечатанную рукопись с надписью Игорь Роговой «Синтез логических объектов.
Голос Игоря: Жар камина меня разморил. Я вспоминал благожелательное письмо Академика, и приготовился слушать прекрасное мнение и комплименты. Первая фраза была похуже холодного дождя.
Горянский: Более похабной книги я не читал за всю свою жизнь.
Игорь:   А что Вам не понравилось?
Горянский: Лучше невежда помолчите, и слушайте

Голос Игоря:   . Меня поразило обращение на Вы при такой начальной характеристике, не академические выражения, искажающие мое представления об академиках.
Горянский: С чего вы взяли, что начальная формула принадлежит Кухареву?
Я понял, что Вы не читали труды Клода Шеннона
Игорь: В чем Вы меня обвиняете? Почти в неграмотности. Не знать труды создателя теории информации! Это стыдно. Я не могу похвастаться, что понял  эти до конца, но основные идеи схватил.
 Горянский:  (резко обрывает) Да, я не говорю  о тех трудах, которые все уже знают. У Шеннона  первые труды были в 1937 году. Там он впервые написал эту формулу. А Кухарев удачно применил ее.
И  мало того, что Вы свою неграмотность хотите разгласить всем. Вы лишаете себя знания, основных подходов к этой проблеме.
Далее звук голоса Горянского исчезает. На экране видно только его возмущенная жестикуляция  и листание рукописи.
Голос Игоря: Далее пошел подробный разбор страниц, отмеченных красным карандашом.
На экране возмущенная жестикуляция  и листание рукописи прекращается.
Горянский (растерянно рассматривает страницу, листая рукопись туда и обратно)
Извините, здесь я  почему-то ошибок не нашел
Далее продолжается возмущенная жестикуляция  и листание рукописи. Наконец  рукопись кончается. Горянский переводит дух.
Горянский: А теперь резюме!
Перепишите книгу и больше мне не присылайте. Я не люблю читать всякую чепуху два раза».
Игорь сидит, нагнув  голову и очень расстроенный.
 Голос Игоря.:   Уничтожил меня на всю жизнь
Окончательно.
Горянский: (вздыхая): А конечный результат очень интересный! Я буду рекомендовать ее к изданию и на этой неделе пришлю отзыв. Еще один совет, представьте свою работу, хотя бы на одном серьезном научном семинаре».

Горянский:  О деле все!. А теперь  я приглашаю Вас  посмотреть мою коллекцию значков, сувениров городов. Дуся! Проводи гостя.
Они переходят в соседнюю комнату, полностью обитую сукном.
 Жена Горянского (с теплой усмешкой): Здесь  святая святых нашего дома – коллекция значков посвященных юбилеям городов. Владимир Николаевич  знает историю городов и историю каждого значка.
Игорь: (шепотом жене). Я предупрежден об этом.
Идет к  брюкам и внимает коробочку со значком  и вручает жене Горянского
Голос И.Р.:: Это был  редкий в то время значок города Тамбова.
Жена Горянского: Володя! Иди сюда!
(Входит Горянский). Ты посмотри, какой подарок!
Голос Игоря: Эффект был потрясающий, как  бывает у детей получивших самую желанную игрушку.
Горянский. (Бережно берет значок, рассматривает его и прикрепляет его к суконной стене).
Подходит к столу. Берет большую книгу. На экране демонстрируется запись.
«Значок Города Тамбова. Подарок Игоря Рогового»
Горянский поднимает торжественно книгу записей и подносит Игорю с ручкой.
Теперь распишитесь.
Игорь: (расписывается)  Вот и попал в историю, когда будут разбирать  Ваши  архивы  и моя подпись займет место в истории.
Горянский: Рано  хороните! Мы еще поживем!

На экране здание с табличкой Издательство «Связь». И.Р. входит в редакцию
Голос Игоря:. Книга вышла. Вышла благодаря Николаю Владимировичу. Надо напомнить, что выходу книг препятствовала не только цензура. В стране не хватало всего, в том числе и бумаги.
 Она уходила в основном на текущие газеты и издание трудов классиков марксизма.
Какое чудо было, когда в первые месяцы рыночной экономики не хватало многого, но бумага появилась в большом количестве.
Кроме того, социалистический принцип планирования  был свят. Планировалось все от швабр до печатного слова. Книги включались в пятилетний план. И пройти в этот план могли не многие, и зависело это от многих факторов.
Так что выход книги молодого автора был необычайным событием. Кроме того, социалистический принцип планирования  был свят. Планировалось все от швабр до печатного слова. Книги включались в пятилетний план. И пройти в этот план могли не многие, и зависело это от многих факторов.
Так что выход книги молодого автора был необычайным событием.
Тут на моем пути повстречался первый редактор – женщина. И началась война. Эта война с редакторами продолжается и сейчас. И как я благодарен им потом, когда в результате этой войны книги становятся понятней и проще в чтении. Мы встречались с моим редактором в Москве каждый день в течение двух недель. Как мы ненавидели друг друга.

На экране редактор молодая женщина. Сидит за столом. Входит Игорь: Он несет папку с рукописью. Открывает папку. Видно, как все страницы покрыты красными и синими пометками, замечаниями на полях.

Игорь: Я не согласен с Вашими замечаниями и коррекциями. Исправляя текст, Вы  искажаете мои мысли. Это для меня самое святое.
На лице редактора ехидная улыбка.
Редактор: Вы сами читали второй раз, что написали.
Игорь: Читал.
Редактор: Ну и что, нравиться?
Игорь: Я же Вам  не говорил, что  мое  внимательное чтение моей же  книги вызывает у меня устойчивое отвращение к написанному и к навязчивому желанию переписать все лучше.
Редактор: Я не об этом я не о содержании. Почитайте. Сколько раз Вы употребляли глагол "является", и в каком тексте!
Смотрите! (Берет рукопись)
Редактор:  «эти результаты являются подтверждением…»
 ( На экране лицо редактора становится  по-военному четким, и она, имитируя  рапорт).
Является только Бог на землю!

Редактор:  Почему вы пишете «все вычисления содержатся в таблице, а в таблице одни цифры»?  Я за вас  пересчитала эти цифры, они должны возрастать в линейном порядке, а у вас…
Игорь: (бормочет в оправдание). Я прозевал одну строчку.
Редактор:  (следует быстрый ответ):
Ах! Вы прозевали одну строчку в таблице? А мне, откуда знать?
Так что всю главу перепишете!
Что за фраза «преодолеть предел». Перейти, превысить.
Игорь: (слабо отбивается).
 Поймите, сейчас позволено свободно применять слова.
Редактор:  Вы хотите мне сказать про глаголы «трахнуть», «поиметь», «вздрогнуть». Тогда и пишите инструкции для пивных, а в нашей редакции Вам делать нечего.
Голос Игоря: Книга вышла! Выход книги молодого автора был необычайным событием.
И это сказалось на моей судьбе, но неожиданным образом.