Домашняя работа

Виктор Цекунов
   Щёлкнул ключ, дверь открылась, в квартиру вошли двое — мальчик лет девяти с рюкзачком за спиной и пожилой мужчина с пакетами в руках. Сняв верхнюю одежду, они прошли на кухню.
   — Да-а, отъезд твоих родителей был резв, — сказал мужчина, озирая на полу пустые пакеты, тапочки в разных углах, на столе чашки с недопитой тёмной жидкостью, в мойке гору грязной посуды. Он глянул на часы. — Лёша, пятнадцать минут отдыхаем, ровно в четыре часа приступим к домашним заданиям.
   
   Прибрав в квартире, дед с внуком сели за стол в комнате Алёши.
   — С чего начнём? — глянул дед на внука.
   — Русский язык, — Алёша раскрыл учебник.
   — Что надо сделать?
   — Вот это. “Зелёный шум” называется. Списать, подчеркнуть орфограммы и глаголы.   
   — А что такое орфограммы?
   — Дед, ты не знаешь? Орфограммы — это опасные места, где можно сделать ошибки. Пример:  весенний (ошибка “висений”).
   
   — Только круглый дебил может написать “висений”.
   — Дед, но это орфограмма!
   — Ну ладно, ладно, пусть будет по-твоему, орфограмма так орфограмма. Пиши: в мае прошумела первая гроза. Будь внимателен, без ошибок.
   Алёша, уткнувшись в тетрадь, старательно водил ручкой.
   — Дед, а как это дождь умыл лес? Как дождь может умыть лес?
   — Лёшенька, это образ такой. Дождь неживой, но ему придаётся свойство живого существа. Вся грязь и пыль, осевшая за зиму на ветках деревьев, была смыта дождём. Пример: солнце и озеро. Придумай что-нибудь, чтобы солнце ожило.
   
   — Солнце смотрит в озеро.
   — Хорошо! А ещё лучше так: “Солнце смотрит в зеркало озера”. А теперь сам придумай.
   Лёша задумался и выпалил:
   — Луна хохочет.
   — Молодец! А ещё.
   — Звёзды перемигиваются,… кусты шепчутся,… ветер воет.
   — Превосходно! О-о-о! Да ты настоящим поэтом стал!
   
   Лёша вновь уткнулся в тетрадь. Язык высунул от усердия, нос вспотел от напряжения и тяжкого труда. Поработав немного, положил ручку, потянулся, взял с полки мягкую игрушку.
   — Дед, нажми на лапу.
   — Что это?
   — Это Крош, заяц из мультика. Дед, жми!
   Дед нажал на правую лапу и Крош … заговорил: 
   — Привет, малыш! Меня зовут Крош. Рад тебя видеть. Как дела?
   — Ещё жми!
   
   Второе нажатие, Крош выпалил:
   — Ёлки-иголки. Что-то у нас давно ничего интересного не происходило. Может, пойдём в поход? На Северный Полюс! На сломанных лыжах! Му-у-у! Ха-ха-ха-ха!
   — Здорово! — восхитился дед.
   Лёша, улыбаясь, смотрел на деда, поставил Кроша на полку, взял другую игрушку.
   — А это Лосяш, тоже из мультика. Дед, нажми на это копыто.
   Дед нажал на копыто. Лосяш произнёс:
   — Я приветствую тебя от всей души, мой дорогой и внимательный друг!
   
   — Жми ещё!
   — Я, как самый эрудированный, категорически утверждаю. Да здравствует торжество разума! Клянусь размерами своих рогов!
   — Жми!
   — Эх-ха-ха-ха-ха! Ох-хо-хо-хо!
   — Неплохо придумано! — дед задумался. — Но, продолжим нашу домашнюю работу. Пишем далее, Лёша. Что там? “ Набежал ветерок”?
   — Да, пишу, пишу, — Лёша поставил игрушку на полку и склонился над тетрадью.
   
   Дед тихо встал, вышел из комнаты. Дверь бесшумно закрылась, прошёл на кухню, вымыл почти всю посуду. Вернулся на цыпочках, тихо подсел к столу. Мальчик писал, склонив голову. Поднял голову, повернулся к деду. В глазах зажглись хитрые огоньки. Рука Лёши потянулась в угол между столом, стеной и книжной полкой. Что-то щёлкнуло, из угла вынырнул и забегал по столу, издавая звуки стреляющего автомата, ударяясь в предметы и резко сворачивая, большой зелёный таракан.

   — Что это за саранча? — вздрогнул дед, отодвигаясь от стола.
   Таракан упал на дедово колено, прыгнул на пол, забежал на ковёр, со страшным звуком ударился в стенку, резко свернул и застрочил по полу.
   — Не бойся, дед! — крикнул Лёша. — Это Хекс-баг-нано, игрушка такая, заводится от батарейки.
   Дед с внуком бросились ловить таракана. Наконец Лёша поймал, таракан затих.      
   Интересная штучка, — дед рассматривал таракана, переводя дыхание. — Ты писать уже закончил?
   — Нет ещё. Осталось три предложения.
   
   — Много писать. Нам в четвёртом классе так много не задавали. Максимум пять предложений, а у тебя сколько?
   — Раз, два, три … четырнадцать.
   — Четырнадцать предложений, шестьдесят семь слов. Многовато.
   — Я же в гимназии учусь, а не в школе. Поэтому много задают.
   — Всё равно много даже для гимназии.
   — Я вчера был на дне рождении у Лизы, она в новой школе — отличница.
   — Это та Лиза, с которой ты в гимназии сидел три года за одной партой?
   — Да.
   — Ты хоть помогал ей немного?
   — Помогал, но она всё равно плохо училась, потому что много задавали, и она не успевала делать домашние задания.
   
   — Лёшь, ты дописывай, а я пойду на кухню, заварю чай, — дед поднялся и вышел из комнаты. Вернувшись, увидел: стол гимназиста завален мелкими купюрами.
   — Что это? — удивился дед.
   — Это сдача. Я в гимназии покупал всякую вкуснятину. Достал из рюкзачка.
   — Почему так много? Накопилось с осени?
   — Да нет, за два года.
   — Ого! — дед поднял очки от изумления. — Ты два года покупал чипсы, колу и прочую отраву? Тебе что, завтраков, обедов и полдников в гимназии не хватало? Теперь понятно, почему у тебя живот вырос, а рост замедлился.
   
   — Дед, ты забрал меня с гимназии, после концерта, и ехал зайцем?
   — Зайцем? Ну, ехал.
   — Ты не мог разменять сто тысяч, чтобы купить талоны?
   — Да, не мог, ты же видел.
   — Так возьми это, — Лёша кивнул на гору дензнаков. — И купишь себе талоны.
   — А ты молоток! — обрадовался дед. — Я страшно не люблю ездить зайцем. — Стал считать деньги. — Триста пятьдесят… одна мелочь…так всю ночь буду считать.
   Лёша встал из-за стола.
   — Дед, я пошёл на кухню, что-нибудь покушаю. Тебе согреть чего?
   — Тысяча сто сорок… да нет, спасибо… не надо... тысяча двести сорок…
   
   Из кухни донеслись блаженные звуки:
   — Ха-а-а… ха-а-а… ха-а-а.
   — Лёшь, что ты делаешь?
   — Молоко пью. Ха-а-а…
   — Давай допивай и иди сюда, продолжим писать.
   В комнату вошёл Лёша, в руке красно-белая палочка. Сел за стол, откусил палочку и стал жевать.
   
   — Ты что это топчешь? — спросил дед.
   — Крабовую палочку.
   — Холодную, из холодильника?
   — Она уже не холодная. Сколько насчитал?
   — Десять тысяч четыреста пятьдесят. На восемь талонов хватит. Разменяю сто тысяч, верну пятнадцать тысяч, — дед встал, пошёл к двери. — Ты дописывай, я иду мыть руки. Деньги это самое грязное дело, на них миллиарды микробов и всякая зараза.
   
   Из ванной дед крикнул:
   — Ну что, Лёша, всё написал?
   — Да, я уже подчёркиваю, — крикнул Лёша.
   — Всё подчеркнул? — спросил дед, входя в комнату.
   — Нет не всё. Счас доподчеркну. Дед, с чем ассоциируется у тебя эта змейка? — Лёша развернул пластмассовый прямоугольник в линию.
   — Ух, ты! Какие умные слова… ассоциируется.
   — Я же в гимназии учусь. Так с чем ассоциируется?
   — Ну не знаю, с живой змеёй. Видишь, как она шевелится.
   — Не верно! Этой змейкой ещё моя мама играла в детстве.
   — Откуда ты взял?
   — Ты же сам мне рассказывал.
   
   Лёша, подчёркивая в тетрадке карандашом, спросил:
   — Здравствуй — это глагол?
   — Нет, это приветствие.
   — А что это? Существительное, прилагательное или что?
   — Не знаю. Это приветствие.
   Гимназист, молча водил по тетрадке карандашом, замер, поднял глаза на деда.
   — Дед, подай вон ту игрушку.
   — А это что за зверь? — дед снял с полки мягкую игрушку.
   — Это Бараш с мультика. Он умеет записывать и воспроизводить звуки. Смотри, я нажимаю на ухо и говорю “Привет, Бараш!”. Отпускаю ухо, запись закончена. Теперь воспроизводим, нажимаю на ухо, слушай.
   
   Из Бараша донеслось: “Привет Бараш!”.
   — Дед, запиши что-нибудь, — сказал Лёша.
   — Хорошо, только ты выйди на минутку, потом послушаешь.
   Лёша вышел из комнаты, закрыл дверь, прошёлся по коридору, заглянул на кухню и вернулся назад.
   — Дедушка, можно уже! — крикнул  возле двери.
   — Заходи, — отозвался, дед. Протянул игрушку Лёше. — Жми на ухо.
   Пальцы мальчика сжали ухо. Бараш изрёк:
   — Привет, барашек! Ты чего уставился на меня как баран? Но я же барашек, потому и уставился на тебя как баран.
   
   Лица Алексея и дедушки засветились улыбкой.
   — Что-то мы с тобой занимаемся ерундой, — опомнился дед. — Давай, Лёшь, закончим домашнюю работу по русскому языку.
   — Я уже почти закончил, — отозвался ученик, взял карандаш и уткнулся в тетрадь.
   — Всё. Ура-а-а!!!  — заорал Лёша и бросил карандаш.
   — Закончил? Ну, слава богу! Дай-ка проверю, что ты там намазал, — дед придвинул тетрадь. — А почерк, почерк, какой отвратительный! Как курица лапой нацарапала.
   — Дед, не придирайся! Нормальный почерк. Ошибки есть? Как подчеркнул?
   
   — Всё в норме, молодец! — дед глянул на часы. — Время семнадцать часов. Почти час на русский язык ухлопали! Ужас! Я в четвёртом классе на русский тратил не более десяти минут.
   — Но я же в гимназии учусь.
   — Да… уж… эта гимназия, все силушки вымотает, всё время угробит. А по математике что?
   — Нам не задавали.
   — Почему?
   — Праздничные дни, у девочек 8-е Марта.
   — Отлично! А теперь, пока светло на улице и на земле еще не весь снег растаял, берём санки и айда кататься с горок. Как ты на это смотришь?
   — Ура-а-а!    

Виктор Цекунов
г. Минск, Беларусь.
11 марта 2012 г.