кэгэбэшница Глава 7

Гульчатай
Кореец

    Все Лина узнала через неделю. Шеф в очередной раз вызвал ее к себе. Когда она зашла, в кабинете уже находился Марков Иван Иванович. Он был сотрудником одного из отделов*, курирующего высшие учебные заведения. В частности, Марков был куратором Иркутского госуниверситета имени Жданова и Института иностранных языков имени Хо Ши Мина.


- Присаживайся и слушай. Если возникнут какие-либо вопросы по ходу, задавай не стесняясь, - сказал Николай Степанович.
- Хорошо, - ответила Лина и приготовилась внимательно слушать.
- У нас в разработке находится Дело по корейцу. Сейчас наша задача реализовать это дело, довести до логического завершения. Кореец уже готов "к употреблению", то есть он, теоретически, готов сотрудничать с нами, но ключевую фразу еще не произнес. Он выдвинул свои условия. И мы согласились. Что это значит? А это значит, он рассказывает нам все, что мы хотим знать и дает подписку о сотрудничестве с органами государственной безопасности. При этом, он изъявил желание рассказать все это сотруднику и непременно сотруднице, в процессе употребления алкоголя. Странное желание, но мы не могли не пойти на его условия. Он мотивировал это тем, что без спиртного речь его будет краткой. Либо он хочет нас перехитрить, в надежде, что вы не справитесь с количеством выпитого и разговор зайдет в тупик на половине пути. Либо, он действительно, красноречив только в процессе употребления алкоголя. А может, ему надо усыпить свою совесть. Во всяком случае, я с такими странностями сталкиваюсь впервые. Для справки, корейцы очень устойчивы к алкоголю и употребляют довольно много и часто. Иван  Иванович фигурант тебе знаком. Но им занимаются промышленники*. Ты изучил материалы дела?


     - Да, ознакомился. На лицо промышленный шпионаж. У меня есть несколько вопросов.
     - Сейчас я закончу с вами обоими, а потом ты останешься и мы обсудим все детали. Из всего нашего управления только вы двое оказались здоровыми и крепкими. Остальные, как не прискорбно, либо язвенники, либо слабенькие ....поэтому вы сейчас здесь. Линара, есть вопросы?
     - Да. Насколько я знаю из оперативных документов, которые мне пришлось печатать, он из КНДР. Но Северная Корея дружественная  нам страна...
     - Сразу отвечаю. Он завербован японской разведкой. Японцы очень широко практикуют вербовку граждан из дружественных  нам стран Дальнего Востока, в том числе и Корейской Народно-Демократической Республики.  На нашей территории вполне легально работает Общество "СССР-Япония"...города-побратимы, культурные связи, изучение истории и языка. По этой линии в нашу страну прибывают самые многочисленные туристические группы. И надо сказать, это единственное Общество, которое не прекращало работу на протяжении почти тридцати лет. Но японца за границей сразу видно, его выдают физические особенности и цвет кожи. Поэтому, японская разведка прибегает к вербовке корейцев, монголов, вьетнамцев, которые прибывают в нашу страну, в основном,  по обмену студентами, преподавателями...
- Но монголов, корейцев и вьетнамцев также выдает цвет кожи и физические особенности...
- Да, но это граждане дружественных Союзу республик.
- А граждане Японии не занимаются шпионажем?
- Как же! Еще заместитель фюрера по партии Рудольф Гесс говорил "Каждый японец, выезжающий за границу, считает себя шпионом, а когда находится дома, он берет на себя роль ловца шпионов". Японский турист - наблюдатель по призванию. Ну, да ладно. Мы отклонились от сути. Значит так, ваша задача разговорить корейца. Номер в "Интуристе", где он живет  находится под спецаппаратурой. Вам не надо ничего запоминать, все записывается, снимается и контролируется отошниками*. Я дам перечень наводящих вопросов, но вы смотрите сами по ситуации.... и вечером в добрый час...
- Сегодня? - почти в голос воскликнули Лина и Иван Иванович.


- Конечно, сегодня. Так как срок его пребывания на нашей территории заканчивается. Времени у нас нет. Либо со щитом, либо на щите... - Иван Иванович, не забивай Лине ее хорошенькую головку....если у нее будут вопросы, объясняй только в части ее касающейся. И еще.... Подойдете в нашу поликлиннику, получите у начальника спецсредства....пипюли для отрезвления, он вам объяснит, как ими пользоваться...но лично я вам советую перед походом в "Интурист" прибегнуть к народным  методам...выпить сырое яйцо или съесть грамм 50 сливочного масла...это вы можете взять в нашей столовой, когда пойдете на обед. Кстати, уже обеденное время. Ты, Лина, иди обедай, а мы с Иван Ивановичем закончим.
- Спасибо, - Лина встала.
-  После обеда зайди к  Маркову, обсудите наводящие вопросы, - и добавил, - Удачи. У вас все получится.
- Даже не сомневаюсь, - сказала Лина, хотя сомнения все же присутствовали.



Гостиница "Интурист" находится на набережной реки Ангара. Когда они подошли к "Интуристу" было около шести вечера.  Швейцар радушно приветствовал Иван Ивановича. Перекинувшись с ним несколькими обыденными словами, они спокойно прошли в здание гостиницы и поднялись на третий этаж. В советское время, иностранцев селили по принадлежности к стране. Персонал гостиницы так и называл номера "американский", "немецкий", "японский".... В "корейском" номере дверь была слегка приоткрыта, как бы приглашая войти. Но Иван  Иванович все таки постучал об косяк двери.
- Прошу, - прозвучало мягко в ответ.
Они зашли. Номер  люкс из двух комнат и санузла. В гостевой комнате буфет с рюмками и фужерами, холодильник, телевизор, диван, журнальный столик и два кресла. Из кресла поднялся невысокий, суховатый...даже жилистый, мужчина со слегка миндалевидными, но все же узкими глазками и выраженными скулами..."Даже не мужчина, мужичок, подросток... наверное владеет каратэ, ушу либо кунфу", - с опаской подумала Лина, глядя на его увеличенные костяшки на руках.
- О!, - разглядывал кореец Лину, - очень хорошо. Рад вас видеть.
- А мы-то как рады! - входя в роль, произнес Иван Иванович.
- Очень, очень приятно, Чонхи - представился кореец и,  взяв  Лину за руку  подвел к креслу, - прошу, садитесь.
- Мне тоже очень приятно, Лина  - усаживаясь в мягкое, удобное кресло произнесла она.
Иван Иванович, стоя ожидал приглашения присесть. Но не дождавшись,  хотел оккупировать  соседнее  кресло.
- Нет, нет...присаживайтесь на диван...- великодушно гостиприимничал кореец, - вы очень дорогой гость для меня.


Он говорил почти правильно на русском языке, только слегка смягчал шипящие буквы и  иногда вместо "ц" произносил "с".
Иван  Иванович послушно пересел на диван. Кореец тут же пододвинул журнальный столик и кресло к дивану. Лина приподнялась с кресла и хотела придвинуть его поближе к столику.
- Я сам, - сказал кореец, - вы мой гость, красивый гость.
Они расположились вокруг журнального столика. Кореец, как гостеприимный хозяин, что называется, начал "метать на стол", вытаскивая из холодильника тарелки с закусками. Когда стол был заставлен, он пошел в спальную комнату и принес коробку. Распаковал и вытащил содержимое...."Водка, но не наша", подумала Лина и начала разглядывать иероглифы на этикетке. Единственное, что она поняла, водка сорока пяти градусов. "Приплыли", - мысленно сказала она и задала вопрос корейцу:
-  Это ваш национальный напиток?
- Да, - обрадовался вопросу кореец и начал развивать тему, - это наш традиционный алкогольный напиток. Он изготавливается из сладкого картофеля, риса и зерна. Градусы бывают разные от двадцати процентов алкоголя до сорока пяти. Есть и шестьдесят градусов, но с добавлением жень шеня, трав и змеи, - закончил он, хитро улыбаясь.
- Змея? Я правильно поняла? - спросила Лина, а про себя подумала, "какую ж нам гадюку ты хочешь подкинуть?"


- Да, правильно, - как показалось Лине, коварно улыбаясь ответил кореец, - Иван пробовал. Да?
Лина не сразу поняла о ком речь. Но Иван Иванович расставил все по своим местам:
- Да. Чонхи два года назад приезжал по обмену в Институт Хо Ши Мина. Привозил соджу...
- Нет, нет...соджу это водка, которая у нас на столе, а я сейчас покажу со змеей...
- О, нет. Прошу вас, я боюсь змей, - как-бы в шутку сказала Лина...но на самом деле, от одной мысли, что  придется пить эту гадость, ей стало плохо.
- Ну, что вы! Она же мертвая, в спирту, - почти ласково сказал кореец, вытаскивая из холодильника бутылку. Он поднес ее поближе к Лине и она увидела, как поверх этикетки торчит голова змеи, - Это женьшеневая водка с ядовитой змеей кэсон.
"Мама, роди меня обратно", взмолилась Лина.
- Не переживай, мы ее пить не будем. Она очень дорогая, - подал голос Иван  Иванович.
- Ну, как же? Вы для меня дорогие гости. С нее и начнем. Надо же попробовать, -  радушно щерился Чонхи, доставая из буфета то ли рюмки, то ли стаканы...вместимостью грамм по сто точно.


"Точно змей! Мягко стелится, да жестко спится", паниковала в душе Лина, поглядывая то на корейца, то на Иван Ивановича. Марков оставался спокоен..он сидел обособленно на диванчике  и казалось был равнодушен к происходящему. А Чонхи тем временем разливал по полной змеинного яда и словно светился от счастья. "Чему ты радуешься, гаденыш? Был шпионом одного государства, а станешь двойником....чучело предательское", от этих мыслей у Лины вдруг появилась неприязнь к корейцу. Но словно  прочувствовав ее настроение, Иван  Иванович пафосно произнес:
- Давай, Чонхи, выпьем за дружбу! Наши страны очень дружны, наши народы почти братья и сестры, не будем забывать об этом...За крепкую дружбу между нашими странами, нашими народами и, конечно, между нами!!!
- За Друзбу! - с акцентом вдруг  произнес кореец.
- Я с вами! - вступая в игру, воскликнула Лина и залпом опрокинула в рот ненависное зелье.


То ли спирт, то ли змей прожег ее изнутри...она начала хватать все подряд с тарелок, пока не ощутила во рту вкус то ли  жира, то ли сала...на столе ничего подобного не было...она посмотрела на надкусанный ею коржик....который оказался вовсе и не изделием из теста, а застывшим бараньим жиром, обваленным в сухарях ...
- Что это?
- Это оцень коросо под водку...-
- Но это же нельзя есть в сыром виде...
- Это вареный...
- Ладно. Можно я схожу в ресторан за нашей закуской. Или вы смерти моей хотите?
- Зачем ходить? Можно по телефону заказать, - проявил заботу кореец.
- Да, конечно, закажи, - согласился Иван  Иванович
Лина набрала стол заказов и продиктовала "соленья...огурчики, помидорчики, грузди....картошку жаренную, чайник зеленого чая и водку".
- Знаешь, Чонхи....извини, я буду на ты...ты же еще молод...,- начала решительно Лина.
- Да, да, - закивал кореец
- Так вот, мы выпили за дружбу. И это очень важный тост. Сейчас мы еще раз выпьем, но выпьем за сотрудничество. Если согласен, наливай своего зелья!
- Да, да ,- как болванчик закивал он головой, - а она мне нравится, - сказал он обращаясь к Иван Ивановичу.
- Мне тоже...
- Но, но....мальчики, не ссорьтесь, - наигранно кокетничала Лина, - вы мне оба нравитесь.
- Ну, за соичество! - поднял стакан-рюмку Чонхи
- Со-труд-ни-че-ство! - по слогам произнес Иван Иванович
- Со-труд-ни-че-ство! - повторил кореец
- За наше сотрудничество! - подняла стакан Лина и опять выпила залпом.
- Молодес! - восхищенно смотрел на Лину Чонхи.


Раздражение рассеилось и она уже спокойно, даже по-приятельски общалась с корейцем. "В конце концов, мы здесь по делу и никого не интересуют мои эмоции", сделала заключение Лина.
В двери постучали. Кореец подскочил и в один прыжок оказался возле двери. Расплатившись за заказ, он сам вкатил тележку. Запахло жаренной картошечкой, чесночком, укропчиком...
- Вот, теперь можно и выпить и закусить, - взял в свои руки инициативу Иван Иванович, разливая нашей водки по половинке стакана.
- По полной, - воспротивился кореец.
- Хорошо. По полной, так по полной, - Марков долил водки, - ну теперь ты, Чонхи, скажи.
- За женщину!
- А я за мужчин, - сказала Лина, цепляя соленый груздь на вилку.
Выпили. Кореец поморщился:
- Ваша водка крепкая.
- Наша то? Всего сорок градусов, а ваша со змеем шестьдесят, - Лина услужливо пододвинула квашенной капусточки корейцу.
- А капуста вкусная. Мне нравится русская кухня, - закусывая произнес он
- А японская? - вырвалось у Лины


Наступила пауза...кореец как-бы ушел в себя на несколько секунд, а потом быстро заговорил.
- Для меня это очень тяжело. У меня большая семья. Пятеро детей и родители больны. Как ты знаешь, Иван, я преподаю японский и русский языки в университете, даю частные уроки, но этого не хватает покрыть все расходы. А, когда я в очередной раз должен был ехать в Иркутск по обмену, это было два года назад...за месяц до этого мне предложили сделать перевод с корейского на японский за очень хорошие деньги. Я, конечно, согласился. Но, когда я перевел, я понял, что попал в ловушку. Это было  соглашение двух сторон КНДР и СССР о поставках истребителей-перехватчиков МиГ и другой авиатехники.  На каждом листе перевода я должен был поставить свою подпись в знак достоверности перевода, а значит подписать себе приговор. У меня не было выбора, я был зажат. Ты знаешь законы нашей страны....никто не будет разбираться, меня просто казнят. И я решил, если это так, то пусть это будет позже и за преступление, которое я действительно совершу против своего государства. И, когда я попался здесь в момент взятия пробы почвы и воды в районе озера Байкал, я даже испытал облегчение. Я подумал, наконец-то все закончится. Устал я быть шпионом. Японцы очень агрессивны. Платят хорошо, но не церемонятся. Но сейчас я понимаю, что все только начинается.  КГБ не станет афишировать поимку японского шпиона. Знаю, что я вам нужен и я готов работать на вас. Он замолчал и потянулся к бутылке. Молча разлил и поднял свой стакан:


- Давайте выпьем за удачу, - как-то вяло произнес он.
- За удачу! - подняли свои стаканы Лина и Иван Иванович.
Все выпили и никто не дотронулся до закуски. Чонхи налил снова. Опять выпили, но уже без тостов. Лина интуитивно чувствовала его внутреннее состояние. Она встала и подошла к корейцу, приобняла его со словами:
- Не переживай, все будет хорошо...
- Спасибо, - погладил ее руку Чонхи и опять потянулся к бутылке.
- Промышленный шпионаж - это конек японцев. В следующем году в Иркутске планируется проведение Выставки японской прибрежной торговли. И кто знает, сколько разведчиков и агентов прибудет по этой линии, - задумчиво сказал Иван Иванович.
- Да, я тоже должен быть здесь во время выставки.
- Хорошо, об этом поговорим детально чуть позже, - как бы обрубил тему Иван Иванович, которую сам же начал.
- Чонхи, расскажи о своей семье, - чтобы развеять напряженную атмосферу, предложила Лина.
- Извини, я не хочу. Если я начну рассказывать, я заплачу. А я не переношу собственной слабости. Я воспитывал в моих детях любовь к своей родине. И если они узнают, кто их отец, они отрекуться от меня.
- Прости, я не хотела..., я думала воспоминание о  семье поднимет тебе настроение.
- Нет, нет...я в норме...


В течение следующего часа они дружненько чокались, выпивали и закусывали. Говорили на отвлеченные темы. Лина почувствовала, что опьянела. Собрав всю силу воли в кулак, она встала и направилась в санузел. Закрывшись, нащупала пакетик в кармане. Вынула  из упаковки таблетку в оболочке серого цвета и положив в рот, запила из-под крана. "Надо подождать", дала сама себе установку. Освежила лицо прохладной водой и буквально через пятнадцать минут ощутила прилив сил. "Надо же, чудо-таблетка", подумала она, выходя из санузла. Прошла к окну мимо спокойно беседующих Иван Ивановича и Чонхи. Ее взору открылся замечательный вид ночной набережной, освещенной фонарями. Свет которых отражался в  Ангаре. Редкими, крупными хлопьями медленно падал первый снег. Лина открыла окно и глубоко вдохнула морозный  воздух.
 - Как же хорошо! - произнесла она.
- Снег идет? - спросил Иван Иванович.
- Нет....он не идет...он медленно-медленно спускается на землю...
- Да ты романтик! Начинай писать  стихи или прозу, - посоветовал он.
- Я пишу стихи. Еще со школы. У меня уже исписана общая тетрадь...
- Дай почитать...
- Да, я тоже хочу, - встрепенулся кореец и продекламировал несколько строк на корейском языке...очень выразительно и чувственно у него получилось.
- О чем эти строки?
- О любви, - печально ответил кореец.
"Да уж, и шпионы бывают сентиментальными", - подумала Лина, а вслух сказала:
- Ну что ж, тогда за любовь! Наливайте!
Потом много раз было выпито за что-то еще. После водки со змеем и родной "Столичной", корейская водка суджу уже не казалась противной. Говорили обо всем, в том числе не забывали и о наводящих вопросах.

 
- Иван Иванович, Чонхи ...может я уже оставлю вас. Мне далеко добираться.
- Не переживай, дежурка доставит тебя, куда скажешь, - спокойно сказал Марков.
- Я бы предложил тебе остаться у меня, но этого делать нельзя, - сказал кореец с грустью в глазах.
Лина поняла, что он не хочет оставаться один...либо боится:
- Да, если б можно было, я бы осталась ...проговорили бы до утра, - из вежливости сказала Лина, - Чонхи, ты хорошо пишешь на русском языке?
- Да, - с гордостью произнес он.
- Иван Иванович, пусть он уже напишет, что надо....- рискуя испортить ситуацию, но в надежде использовать  благоприятный момент, произнесла Лина. Она  чувствовала смертельную усталость и очень хотела скорее добраться до своей постели.


- Иван, что я должен написать? – опередил ответ Маркова, кореец.
- Если ты готов, я тебе продиктую.
- Да, я готов, - как прилежный ученик, ответил Чонхи.
Иван Иванович достал лист бумаги и ручку. Продиктовал текст «я.....добровольно даю согласие оказывать помощь........избираю псевдоним ....»....
- Какой псевдоним ты хочешь?
- «Засранец» - четко произнес Чонхи.
- Нет, не годится. Давай другой..
- Гадюка...сволочь....- перечислял нарицательные имена кореец.
- Чонхи, ну какой же ты .....мы же пили за дружбу, - слабо подала голос Лина.
- Тогда «товарищ»....
- Вот! Другое дело, - подвел итог  Марков.

- Лина проснись, - донеслось до нее
- Где мы? - спросила сонная Линка, пытаясь разглядеть местность в окно дежурной Волги.
- Твой дом. И помни, что завтра можешь приехать на работу после обеда. А если совсем тяжко будет, то позвони своему шефу, предупреди, что не можешь, - сказал Иван Иванович.
- Хорошо. Спасибо. До свидания, - сказала Лина, выходя из Волги.
- Тебе спасибо. Ты была молодцом!!! Из тебя может получиться отличный опер...подумай.
- Подумаю, - зевнула Лина, - Если шо, зовите, - и направилась в подъезд.



*отдел занимался контрразведывательной деятельностью по борьбе с идеологическими диверсиями.
* Промышленники – отдел по борьбе с диверсиями на предприятиях.
* Отошники – оперативно-техническое подразвеление