5. 19

Нина Марченко
Самодержавие. Как и все, я когда-то была напугана этой страшилкой. Ведь оно было символом сопротивления советской власти. Русскому человеку признаться в симпатии к идее самодержавия, это тоже, что немцу – в симпатии к национальной идее. Да, англичане имеют право и на национальную идею и на сохранение королевской семьи. А мы - нет. Должно быть, они получили разрешение за лояльность к властям, оставившим не у дел королеву. Для всех очевидно, что все королевские семьи Европы не обладают королевской властью. Это просто достаточно богатые люди, активно занимающиеся благотворительностью. Я плохо знаю подробности, но отношусь к ним с большим уважением, как  людям, хранящим остатки традиции века девятнадцатого. И все же, идея русского самодержавия сильно отличается от европейской всеядности. Так же, как захватившие власть силы не могли сломить русского царя и направить его на предательство своего народа, так и народ не признает царя ренегата.
Я никогда не участвовала в каких-то политических компаниях. Я в принципе не люблю политиков. Поэтому мои сведения о законности престолонаследия существующих потомков очень ограничены. Но я четко помню из истории, что когда оскудел род Рюриковичей, был избран в цари Романов. Демократически избран. И из хорошей семьи, которую все знали.
Кстати, «рабская» приверженность русских сильной власти – тоже миф. Как нам говорят древние летописи, Русь первоначальная была демократичной. Ведь призвание варягов для участия в войне, тогда поразившей Русь, осуществлялось на вече. Вече – это общее собрание всех граждан данного города. Явление, похожее на демократию Древней Греции. Я этого нигде не читала, но, вероятно, многие народы проходят через период «греческой демократии», но только в маленьких городах-государствах, пока все граждане знают друг друга и, потому могут выбрать человека надежного. Нам известно, что вече управляло и в древнем Киеве и в Новгороде. Очевидно, что воины варяги были наемниками. Другое дело, что выполнив волю народа, они не ушли. Почему? Произошло изменения самого общества. Вместо разрозненных демократичных городков образовались государства, победившие внешних врагов. В них было заинтересовано все население. Никто и не думал гнать варягов. Тем более, что нигде не упоминалось наличие переводчиков. Видимо, варяги говорили на одном языке с нашими предками. Возможно, это были северные славяне, так называемые варонги, исповедовщие язычество близкое к скандинавскому. Отсюда скандинавские имена не только у богов, но и у князей. Кстати и по смыслу и по звучанию слово близкое слову «король». Да, действительно период расцвета Киевской Руси совпадает со средневековым дроблением на феодальные княжества. Такое мироустройство намного эффективнее древней демократии. Я думаю, многие считают Русь таким же монолитным государством, как и Россия, а это был целый мир. Однако, при нападении на Русь такого страшного врага, как монгольские кочевники, разрушило феодальные княжества, постоянно враждовавшие между собой. В междоусобной вражде князья нередко прибегали к помощи врагов – монголов или литовцев. Это показывало слабость феодальных порядков.
Усиление Московского государства вызвано сменой его устройства. Не случайно  термин «Князь», означавший, «король», уже при Иване Грозном был заменен на «царь». Что на языке тех времен означало – «Цезарь» или, по-современному – император.
В советское время мы часто путешествовали по Прибалтике. Как правило, по месткомовским путевкам. Я заметила, что, где бы мы ни встречали средневековые немецкие крепости, все они были разрушены. И разрушены Иваном Грозным. Стало ясно, почему такую ярость вызывает упоминание о нем у наших западных соседей. И не только западных. Именно им была  покорена Казань, оплот остатков власти монгольских кочевников. Русофобы все объясняют нечеловеческой жестокостью первого царя. Но так ли это? Единственным источником этого мифа были показания его личных врагов и изменников, бежавших в Европу. В летописях нет сведений об особых зверствах, хотя, как мы хорошо знаем, пытки и прилюдные казни в то время распространены во всей Европе. Количество погибших в «Варфоломееву ночь» много больше, чем за все правление Ивана IV.
Очень приятны слуху слова: «Император», «Империя».