Возвращаясь к Фаусту Сокурова

Таня Фетисова
 Сначала о первоисточнике. Я-то всегда считала, что с оптимизмом в этом произведении у г-на тайного советника и министра совсем неважно. Маргарита безжалостно брошена, совершает гнусное (правда , с подачи дьявола), преступление, жестоко за него наказана, и только сверху нас голословно утешают - дескать, спасена! Фауст безответственно уходит (и какое же мнение об его облико морале должен иметь тайный веймарский советник Иоганн фон Гете?). Он начисто забывает о юной возлюбленной, чтобы построить Прекрасный Новый Мир вместе с Прекрасной Еленой и останавливает мгновение в тот момент, когда за его спиной, имитируя строительство, лемуры роют ему-же могилу. Вот то, что реально написал Гете, а светочем оптимизма Фауста сделали в Советской России в целях навешивания лапши, чтобы вдохновить народы на построение того же Прекрасного Нового Мира.

На таком фоне фильм Сокурова прекрасен, светел и оптимистичен. С тем, что дьявол смешон, жалок и бессилен, кажется, согласились все. Но Фауст-то у него - умница, скептик, остроумец и обладает, на мой взгляд, мощным мужским обаянием, причем, в отличие от многих других обладателей этого качества, он способен любить. И сам фильм - не длинные похороны, а настоящий гимн прекрасному, жестокому и яростному миру, требующему познания во всех смыслах. А достаточно короткую сцену похорон режиссер сделал как потрясающую, изумительную историю первых минут истинной любви. Что и подтверждают следующие невыразимо прекрасные эпизоды. Я уже писала об этом, равно как и о том, что я увидела в Маргарите, возможно, единственного отрицательного персонажа. Причем, грех возник внутри нее спонтанно, без влияния извне. Это для меня самый страшный вывод из фильма, это правда о человеческой природе. Не убивайте меня сразу - Сокуров глубже, чем Гете. И как же иначе - прошло два века, и Сокуров знает о человеке то, что и присниться не могло великому и мудрому тайному советнику.

Дальше коротко. доктор Фауст ВСПОМИНАЕТ о Маргарите в ледяной каменной пустыне, он ХОЧЕТ вернуться, он ПОПИРАЕТ жалкого Мефистофиля, он восклицает - Дахин! - вместо Остановись, мгновенье, ты прекрасно, в чем я вижу утонченную полемику с Гете. Фауст у Сокурова не лох, кинувшийся строить рай на земле с подачи дьявола, о котором он обязан, при своих занятиях философией и погруженностью в свое время знать ВСЕ. Это же вам не современные неучи, путающие ни разу не солгавшего и творящего добро и справедливость булгаковского Воланда с Отцом Лжи, тогда как он - не более, чем Фатум,  Судьба.  Мне даже показалось, что заключительное восклицание Фауста - уважительная и тонкая насмешка режиссера из 21-то века над писателем 19-го.