Размышления у надгробного камня

Борис Шадрин
Размышления у надгробного камня

«Для меня любая на сельском погосте, ромашкой да погремком заросшая могильная плита приобретает вещественную силу национального пароля и вот почему до изощренности высоко и тонко поставлен в некоторых западных странах культ кладбищ несмотря на жгучий соблазн обращения их в дармовые пригородные каменоломни. Жизненно необходимо, чтобы народ понимал свою историческую преемственность в потоке чередующихся времен – из чувства этого и вызревает главный гормон общественного бытия, вера в свое национальное бессмертие … .
Пока еще не поздно, надо довести до … сознания, что сегодня есть промежуточное звено между вчера и завтра, что все мы нынешние – лишь головной отряд бесчисленных поколений, пускай закопанных глее-то далеко позади, однако отнюдь не исчезнувших вчистую, а и посмертно взирающих нам вдогонку».
Л. Леонов

I

Там где живут люди – есть кладбища.
Они живут медленной, внешне неподвижной, но не менее действительной жизнью. И когда, особенно в периоды исторических потрясений, традиционный жизненный уклад рушится, меняется общественное сознание, нарушается связь поколений, жизненная память ослабевает, и потомки перестают посещать могилы – кладбища умирают.

Владивосток город моряков и созидателей, город портовиков, строителей, переселенцев и этнически коренных групп. В его становлении и развитии принимали участие немало государственных деятелей, военных, ученых, представителей интеллигенции – цвет духовной и политической жизни России.
На различных этапах своего исторического пути город модернизировался, развивался и расширялся. Менялась его инфраструктура, видоизменялись отмеченные своим особым колоритом старые районы города и появлялись новые микрорайоны. Особенно бурно этот процесс имел место в конце XIX-го и 60-70 годах XX столетий, и сейчас, когда идет реализация очередного генерального плана «Большой Владивосток», строительство объектов которого ведется не всегда достаточно продуманно, в спешке, без достаточного обоснования сохранения исторических объектов города.

К сожалению их судьбу разделили и кладбища. Исчезли из людской памяти места захоронений первых поселенцев в районе памятника адмиралу Г.И. Невельскому; утрачены могилы основателей и первых строителей города в Покровском парке; застроены жилыми кварталами захоронения на Партизанском проспекте и проспекте 100 лет Владивостоку; мало кто уже помнит о местах массовых захоронений политически репрессированных в районе Моргородка; исчезли сравнительно «молодые» кладбища на полуострове Эгершельд; немым укором и трагическим символом стоит разграбленная и полуразрушенная часовня на закрытом и заброшенном Седанкинском кладбище.
Идет необратимый процесс разрушения существующих клабищ «Морского», «Лесного», «Моргородка». Множество могил, оказавшись без родственного ухода разоряются мародерами и подвергаются актам вандализма. Планы широкомасштабной реконструкции города, создание новых промышленных и жилых зон игнорируют сам факт существования городских кладбищ. Из 12 ранее существовавших городских кладбищ 9 стерты с лица земли, а те, что сохранились приходят в запустение и разоряются

Кладбище – это не собрание отдельных памятников, место, теряющее свое значение когда памятники исчезают. Кладбище – огромный таинственный мир, и любое прикосновение к нему выявляет множество взаимосвязанных уровней его бытия: религиозный, мистический, нравственный, культурный, общественный, материальный, финансовый, административный, уголовный … . Кладбище – это огромный кладезь, который является важнейшей частью историко-культурного наследия.
Десятки сотни могил жителей города – чиновников и предпринимателей, военных, рабочих и строителей – давно исчезли, но земля хранящая их останки, не просто свободная территория. Давняя традиция, запрещающая застраивать кладбищенское место, и не подлежащие пересмотру нравственно-этические нормы (закрепленные, кстати, действующим Российским законодательством), дают основание рассматривать старые некрополи как навсегда заповедные зоны города.

II

В последние годы с уходом в прошлое тоталитарного, стандартно-трафаретного мышления, мы все чаще и чаще начинаем задумываться о нравственных началах и связях между прошлым, настоящим и будущим. И основополагающим в этом является философское отношение к настоящему бытию факту смерти и к праху предков.
Проведенный опрос населения свидетельствует о глубокой озабоченности общественности и жителей проблемами сохранения памяти умерших. Как это ни странно, но наиболее активной в этом вопросе оказалась более возрастная категория, которая в молодости была подвержена тоталитарной атеистической обработке и пропаганде. Подростковая же идеология воинствующего атеизма, проповедующая вечную молодость, не оставляет им надежду на высшую справедливость и сознательно уводит их от вечных проблем бытия.
И, тем не менее, все категории и участники проведенного эксперимента оценили состояние дел в этой области как тяжелое. Отмечается увлечение монументализмом, обобществление проблемы и искажение истинных духовных ценностей на фоне конкретного забвения отдельных захоронений и разрушения кладбищ в целом.
Характеризуя историческое и культурное значение кладбищ, добавляя к этому нравственно-духовную и религиозную ценность, респонденты единодушно и неоднозначно подчеркивали их связь с национально-историческим прошлым, указывали на ценность любого кладбища как средства патриотического воспитания.
В сознании любого человека кладбищенские захоронения ассоциируются с мемориально-историческими захоронениями и могилами «моих родственников». В этом переплетается великое и малое, всеобщее и личное, энергия истории и дыхание жизни. Для многих «любовь к отечественным гробам» связывается с религиозной, нравственной и воспитательной ценностью кладбища с укреплением совести человека.
«Любовь к родному пепелищу» определяет основы человеческого бытия, верность духу жизни и совокупность их материальных и идеальных факторов. Почитание живых до нас, сохранение связи времен – необходимая часть духовной культуры общества, его нравственной стороны Свободная и бескорыстная память об усопших как бы проверяет нашу нравственную зрелость Эта духовная сторона важнее всего другого и именно она определяет глубинный смысл культуры общества.
Плачевное состояние городских кладбищ является показателем духовного обнищания общества в целом. Таково мнение всех без исключения опрошенных. При этом подчеркивалось угрожающее нарастание среди населения безнравственности и дегуманизации. Основными причинами назывались коммерциизация, обездушивание и обезличивание всего похоронного таинства.
Разоренные и запущенные кладбища – прямое падение нравов, вызванное бездуховностью общества.
«   18 апреля 1998г. на субботнике ребята из 10-х «б» и «в» классов 51 средней школы по собственной инициативе сходили на старое кладбище, накопали подроста черемухи, клена, липы и высадили под окнами родных классов. Получилась целая аллея, которая останется памятником будущим выпускникам   »
газета «Владивосток от 22.04.98г
Но кроме этого, особенно в последнее время усилилась тенденция  превращать закрытые кладбища в автомобильные свалки и свалки бытовых отходов производства кладбищенская утварь стала источником для существования бездомных и малоимущих. Мы пожинаем плоды собственного бескультурья. Если бы в свое время не сносились целые погосты, разве сегодня приобрело бы такой размах мародерство, когда вскрываются могилы, оскверняются памятники, разворовываются склепы.

«Будь проклят тот, кто поднимет эту плиту»
У. Шекспир

Отношение к мертвым всегда отражает отношение к жизни. Когда личность обезличена, но процветает алчность, когда милость к падшим подменяется ненавистью, почитание родителей – уродливой идеологизацией, а личное достоинство – чванством, прибавим к этому скудность духовной пищи, ожесточение нравов и придание забвению традиционных Российских обрядов, - трудно ожидать культурного отношения к могилам кладбищам и местам погребения. Кроме того, бытие нашего общества замутняется внешними источниками, не имеющими ничего общего ни с нашей национальной культурой, ни с традициями, ни с моралью.
Немым укором и примером благопристойности к памяти почивших может судить отношение наших предков. В книге «Русские уголовные процессы» (СПб, 1908т4, стр. 34-39) опубликовано «Дело о разрытии могил и повреждении памятников иностранным воинам в Крыму». В материалах говорится о том, что в 1856 году Александр II объявил английским уполномоченным что их ходатайство «чтобы могилам и памятникам иностранных воинов, павших под Севастополем и в других местах Империи, оказано было должное уважение» будет исполнено … . По факту было возбуждено уголовное дело против двух крепостных крестьян, виновных в крае памятника. Кроме этого все должностные лица, от прапорщика до вице-адмирала Вукотича, были наказаны за то, что допустили кощунственное деяние.
Прошло более 65-ти лет со дня окончания Второй Мировой войны, а японские представители до настоящего времени решают вопросы с Российским правительством об эксгумации и вывозе останков своих соотечественников погибших на территории России и захороненных на японском кладбище под Находкой.
В наши же времена, возбужденные уголовные дела по фактам кладбищенского вандализма, при известных подозреваемых, прекращаются с формулировкой «за отсутствием претензий со стороны истца», а братские могилы советских воинов на территории Китая приходят в запустение или поддерживаются в благопристойном состоянии за счет средств китайской стороны.
В целом же, подлинное культурное отношение к кладбищам предполагает распространение определенных моральных ценностей. Возрождение и развитие этих ценностей возможно лишь на путях усвоения лучших традиций Российской культуры.
Эксплуатация и содержание закрытых и приходящих в упадок кладбищ, по мнению большинства опрошенных, возможна при условии если их территории рассматривать как живой, постоянно функционирующий организм. Кладбища должны сохраняться, а для этого они должны жить и жить на столько, на сколько позволяют их возможности. «Музеефикация» кладбищ – это всегда их потеря, создание мест развлечений и увеселений на местах погребений – идея безнравственная, а передача территорий кладбищ под застройку промышленными и жилыми объектами противозаконна и вступает в противоречие с действующим Российским законодательством.
Формы сохранения кладбищ могут быть различными, но совершенно неприемлемым является деление кладбищ на категории и создание, ради сохранения исторической ценности, элитных кладбищ. Перенос могил с закрытых, но действующих кладбищ и создание музейных некрополей лишний раз подчеркивают элитарность нашего общества, являются актом кощунства к переносимым покойникам и оскорбительным для родственников близ лежащих рядом людей. По православным канонам трогать прах покойного является величайшим грехом и кощунством. Учение Православной церкви гласит, что посмертный удел умершего (за исключением святых) остается до Второго Пришествия неопределенным, и сам он лишен какой-либо возможности на него повлиять. Отсюда практика молитвенного поминания. Помянуть умершего – значит помочь ему в посмертной судьбе. Это многое объясняет в кладбищенском культе – и необходимость сохранения всех могил (включая не посещаемые), и особое значение кладбищенских церквей, и смысл посещения кладбищ.
Еще одна проблема – это проблема массовых захоронений, бесчисленные братские могилы жертв террора и временных конфликтов, сохранность монументальных памятников павшим. Чего стоят, кажется отдельно разрушенные и поруганные кладбищенские могилы по сравнению с судьбами людей, у которых вообще нет могил? Но в то-то и дело, что этого безнравственного в своей основе сравнения быть не должно. Именно для того, чтобы не было безымянных братских могил, нужно воспитать в себе уважение к любому самому неприметному холмику, под которым покоится прах человеческий.
Почитание мертвых, уважительное отношение к погребениям исконно на Руси основывалось на традиционных ценностях, как моральных, так и чисто обрядовых. К сожалению общая бездуховность проявляется даже в выветрившихся религиозных традициях.
В связи с этим особый вопрос в настоящее время возникает при разрешении проблемы роли и места религии в ритуальном обряде захоронения и сохранения кладбищ. Издавна на Руси погосты оборудовались часовнями, и служители Церкви несли на себе всю тяжесть сохранения кладбищ, а в нынешнее непростое время они могут вернуть такие фундаментальные религиозные ценности, как смерть, грех, душа, бессмертие, искупление, воскресение, поминовение и пр. Необходимо, прежде всего изменить духовную установку и вернуть кладбища в ведение Православной Церкви, вернуть ей то, что принадлежит ей по смыслу и праву традиций. Без участия Церкви в деле сохранения кладбищ и придания им религиозного статуса самые благие пожелания и начинания общественных и государственных организаций, вследствие искажения духовной перспективы, административного рвения и материальных выгод, могут оказаться в лучшем случае беспочвенными.

III

Проблема спасения и сохранения городских кладбищ, как источника нашей духовности и исторической целостности городского ансамбля, становится все более и более актуальной. И уже не достаточно одного общественного мнения. Охрана отечественного некрополя должна иметь широкий, системный, комплексный и профессиональный подход, с учетом мнения и возможностей всех заинтересованных в данной проблеме и отвечающих за эту работу структур.
Ни одна структура, будь это государственная, наделенная определенными полномочиями, религиозная, имеющая влияние на верующих, коммерческая, располагающая финансовыми средствами или общественная, формирующая общественное мнение, не в состоянии самостоятельно разрешить эту проблему. При их индивидуальной, повседневной работе неизбежны перекосы, ведомственные амбиции, стремление извлечения выгоды.
Владивосток уникальный город. В его центральной части есть памятники в основаниях которых, в свое время, были произведены захоронения тех, кто отстаивал революционные завоевания, тех кто погиб на полях сражений в годы Великой Отечественной войны. И ни на одном из этих памятников нет пояснительных табличек о том, что это фактические захоронения останков наших потомков-соотечественников.
Вряд ли защита мертвых от вандализма живых будет эффективна если проводятся разрозненные разовые мероприятия по санитарной очистке кладбищ, единичные исторические и эстетические эссе, командно-принудительные меры. В канун 60-ти и 65-летия празднования Победы на центральном мемориальном комплексе «Боевая слава» были проведены масштабные реставрационные работы. В ходе этих «работ» исчезли надписи, что в основании этого комплекса заложены капсулы с землей городов-героев, исчезла пояснительная табличка, что в нише мемориала заложено письмо, адресованное потомкам 2032 года.
Эти примеры свидетельство того, что человеческая память коротка, свидетельство того, что порой амбициозность берет вверх над здравым смыслом.
Можно ожесточить мероприятия по реализации уголовного законодательства, усилить территории кладбищ нарядами полиции, провести воспитательные работы .. . Но все эти меры, даже при видимой результативности, окажутся поверхностными и эфимерными, и в конечном итоге тщетными, без духовного начала и кропотливой систематической работы энтузиастов.
Координация этой деятельности может быть возложена на одну из структур администрации города под эгидой центра, объединяющего все структуры, задействованные в реализации программы сохранения кладбищ мемориальных зон, отдельных памятников и захоронений. В восстановительную программу кладбищ в обязательном порядке должны входить блоки отражающие их культурно-историческую ценность, церковно-культурный центр, правовой порядок, мероприятия просветительского и познавательного характера. Единый координирующий орган может объединить как муниципальные структуры, так и различные общественные и коммерческие организации пытающиеся самостоятельно или индивидуально решать стоящие перед ними задачи.
Привести городские кладбища и мемориально-культовые зоны в «надлежаший» вид трудно, но относительно не сложно, существенно улучшив их состояние – привести в порядок дорожки, ограды, могилы; то, что можно – реставрировать, что нельзя, хотя бы законсервировать; сброшенные с пьедесталов памятники, надгробные плиты и сорванные таблички, нередко уже потерявшие связь с соответствующими могилами, собрать в одно место и обеспечить их сохранность с возможной передачей в последствии родственникам погребенных; наиболее значимые в историческом отношении памятники должны быть каталогизированы и монографически описаны.
Необходимо восстановление на каждом кладбище кладбищенских церквей как культовых центров, закрепление их за определенной группой священнослужителей. При каждом таком культовом центре целесообразно создать инициативные группы (в основном из числа верующих), помогающих улучшению состояния кладбищ, ведущих работу по их изучению, намечающих некий перспективный пан взаимодействия с коммерческими структурами, отвечающих за ритуальный сервис.
Отдельное внимание должно быть обращено на сохранение могил иностранного происхождения. Владивосток как портовый город в последнее время часто посещается как официальными так и неофициальными делегациями и иностранными гражданами, которые изъявляют желание посетить могилы своих предков и готовы оказать посильную материальную, физическую и финансовую помощь в сохранении могил своих соотечественников и Владивостокского некрополя в целом.
Большая часть работы по приведению кладбищ, мемориальных зон и отдельных памятников, под эгидой общественных организаций, могла бы проводиться с привлечением добровольцев, начиная со школьников. Подобная деятельность принесет пользу и будет иметь устойчивый успех. Несомненно, что такой опыт привлечения людей к этой работе и соответствующим заботам имеет воспитательное значение и приобщит их к более высоким формам нравственности.
Одной и таких общественных организаций, мог бы быть «Центр по сохранению кладбищ и мест захоронений в г. Владивостоке». Центр, как самостоятельная организация, существовал с марта 1997 года, но почему-то в одностороннем порядке был ликвидирован Управлением юстиции края в 2008 году. Основные уставные цели Центра предусматривали работу по обеспечению сохранности городских кладбищ, взаимодействие с административными и иными структурами по защите интересов жителей города. Первоочередной задачей Центра было сохранение действующих кладбищ, сбор данных и систематизация сведений об истории и современном состоянии городских кладбищ Одновременно проводилась работа по привлечению к этой деятельности широких слоев общественности. Энтузиастами Центра и инициативной группой была проделана определенная работа, и главное, что сделано, - это обращено внимание властей на эту проблему и предприняты попытки консолидации совместных усилий заинтересованных организаций. К сожалению после его закрытия данная работа была свернута.
Учитывая, что Приморские города Владивосток и Уссурийск внесены в список исторических городов России и при Администрации Приморья создана специальная служба – научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Приморского края целесообразно был бы использовать отрывшиеся возможности для решения проблемы охраны историко-культурного наследия России в рамках комплексной программы сохранения кладбищ, мемориальных зон, памятников и отдельных погребений, и захоронений на территории края.

IV

Упадок некрополя – симптом духовной болезни всего общества. Для будущей судьбы старых кладбищ наряду с охранной памятников важно сохранить душевное равновесие живущих, созидание самой культуры, возрождение духовности. При всей своей исторической ценности памятники - лишь следы прошлой жизни, материальное воплощении былого величия духа.

«Память – свойство души хранить сознание о былом».
В.Даль

Сохраняя кладбища и отдельные захоронения, реализовывая законодательный статус их существования, надо постоянно помнить, что проблемы мирского бытия неразрывны от духовного состояния в целом, что и определяется восстановлением таинства тончайшей материи кладбища сотканной тайной человеческой смерти.