Вкус воспоминаний II

Леонид Рыбальченко
      Часть вторая
      Запахи и звуки детства

       У детства есть свои запахи и звуки.
       Мы жили на первом этаже, наш подъезд, как и вся пятиэтажка, были досмотренными и ухоженными. И всё же, несмотря на это, входная дверь подъезда поскрипывала излишне мощной пружиной, которую кто-то поставил там из лучших побуждений и, конечно же, безбожно стучала, если её не придерживали.
        Вечером, чтобы я ни делал, мой слух внезапно обострялся, и я слышал шаги всех, кто входил в подъезд. Я точно помню, как узнавал уставшие шаги моей мамы, идущей с работы. Особенно зимой.
Тяжеловатые, после длинного трудового дня и немного шаркающие, когда нога становилась на очередную ступеньку.
Эти звуки предвещали радостную встречу с мамой, возвращая покой и уют внутрь ребёнка.
Они различались тембрами и звуками, в зависимости от времени года и обуви, которая была на ней.
Причём неважно, смотрел ли я кино, ведь это лишние, довольно громкие звуки, или просто читал в тишине книгу.

       А моя мама, в свою очередь, рассказывала мне, что когда они жили в собственном доме, она точно так же узнавала шаги своей мамы, моей бабушки, под окном, когда та шла домой. Слышала и узнавала звуки открывающейся калитки. Даже она открывалась разными людьми по разному.
К примеру мой прадед, открывал её решительно, резко, прабабушка, аккуратно, не спеша. Но это мои воспоминания. Когда мама была маленькой, дом был другим и соответственно - ворота с калиткой.
Наверное так происходит в детстве со всеми, когда ты ждёшь очень родных и любимых людей.

       Наша семья жила небогато, и поэтому, каждая обновка была маленьким праздником. Впрочем, как любая обновка для детей. А запах новых вещей, в этом, юном возрасте, особо запоминающийся и приятный.
       Что ещё часто приходит на память само, без попытки вспомнить, так это вкус нашего, белорусского хлеба, чёрного и белого. В особенности белого. Я любил купить белый, хрустящий хлеб, отрезать от него горбушку побольше, и пока он вот такой, свежий и хрустящий, есть его  обмакивая в сметану, и непременно с луком, да побольше.
Запашец потом от меня, правда, был жуткий, но зато как вкусно!!
Живя за границей, покупая хлеб в разных городах, я пытался найти хотя бы отдалённо напоминающий по вкусу наш, белорусский и непременно хрустящий - тщетно.
То ли мука у них другая, то ли иная технология выпечки - не знаю. Но вкус совершенно другой, чужой и не греющий.

       У весны и зимы свои запахи детства. Вспоминаю, как когда-то мы с братом Вовкой, ходили к прадеду в гости. У него был свой дом на улице Парижская коммуна, небольшое, но добротное хозяйство, сад. Большой, злой пёс Пират и кошка Белка. Несмотря на то, что мне было лет десять-двенадцать, а может и того меньше, я всегда лез к этому рыжему псу.
Уже тогда был экстрималом. Ибо Пират набрасывался на забор с особой злобой.
Но однажды, я был свидетелем, как мой прадед пришёл кормить его. Он нёс с собой чугунок с его едой. Пират прыгал вокруг него, пританцовывая, а я зашёл за забор и прошёл несколько шагов по направлению к ним.
Если бы пёс хотел до меня добраться, за забор я бы выскочить уже не успел. Но эта собака была умной, несмотря на то, что половину жизни прожила на цепи.
Дед нагнулся и поставил чугунок со жратвой псу. Тот повернул в мою сторону голову, как мне показалось, презрительно растянул губы в улыбке и больше не удостаивал мелочь, своего внимания. Он с аппетитом поглощал вкусности.

...И вот мы, пешком, из школы, через всю центральную  улицу  Советская, а это километров пять, а то и семь, шли туда с портфелями в руках.
        Нам было лет по десять, может. Пахло морозным дымом, знаешь, такой запах, как во время сжигания опавших листьев вперемежку с деревом, подбрасываемым в костёр. И этот запах морозного дыма так врезался в память, что, если я вдруг слышу его сегодня, он действует на мой мозг, как галлюциноген. Я просто не могу им надышаться. Подсознание перебрасывает меня на много лет назад и так хочется вспомнить всё, что было там, или оказаться в том времени... Это так необыкновенно. Но сознание, будто строгий завуч говорит: "Нет, это обман, ты давно вырос, живёшь в другой стране и вообще, всё это твои глюки". И всё же, на моем лице возникает тень блаженной улыбки. Я - вспоминаю...
---
LGR
14.03.2012