Дезертир

Сергей Моргульцев
Время торопит юных пацанов, настраивает перебивать друг друга:
   - Короче!
   Раньше, в начале нулевых годов, так они покрикивали на говорящего. Позднее, после 2010 года, уже сами говорящие подгоняют себя этим заклинанием.
   И когда я собрался написать о матросе-дезертире-автоматчике-таджике (реальный случай в конце 70-х годов), решил почаще повторять себе это словцо. Чтобы не зависать на подробностях. Получился рассказ о моём прошлом устами сегодняшнего подростка. Вот как они рассказывают.

   Короче! Севастополь. Последние числа октября 1978 года. Я уже отслужил два года службы в штабе дивизии кораблей, по третьему пошёл.
   Короче! Вызывает меня оперативный дежурный по дивизии, даёт карточку оповестителя:
   - Сбегай, вызови Линника, срочное дело. Сро-чно-е. Понял? Вот как есть, так и пошёл. Никакой патруль тебя сегодня в городе не остановит. А я сказал: не остановит. Всё! Катер у трапа. Дуй!
   Я так и не понял, как это меня в робе не остановят патрули в городе, но делать нечего - в робе так в робе.
   Оповестители - это такие курьеры были. В то время не то что мобильных, обычных телефонов в квартирах у многих не было. Поэтому в экстренных случаях вместо телефонов использовали людей срочной службы.
    Короче, с катера – на Минную стенку, потом вверх на Ленина, на остановку.  Сразу же наткнулся на патруль. Ну сейчас, думаю, путешествие моё закончится. Честь отдал, они ответили и дальше пошли. Чорт знает что. Гражданских на улице на улице - никого. И в троллейбусе тоже никого, я вошёл с таким же, как и я, моряком, он тоже был в светлой холщовой повседневной форме.
   - Не иначе, война началась, земеля,- обратился ко мне попутчик, - меня тоже оповестителем отправили, я из 70-ой бригады. Говорят, в городе автоматчики вражеские шастают. Какие-то таджики.
   Короче! Доехал я до нужной остановки. Опять на улице никого, поднялся на третий этаж, позвонил в нужную дверь:
   - Товарищ капитан второго ранга! Оперативный дежурный приглашает Вас на рюмку чаю. – На третьем году службы уже можно было так немного пошутить, если был контакт доверия.
   - Знаю, уже слухи по всему городу, - ответил  Линник, - сбежал, гад, с гаупвахты. Калашников у него, плюс два рожка с боевыми патронами... А у меня первый день отпуска! Сволочь такой!
    Короче, я бегом обратно на крейсер «Москва». Опять двух патрулей встретил - и никто! никто меня даже пальцем не поманил. Отдали друг другу честь метров с десяти - и будь здоров.
    - Живой? – встретили меня кореша на крейсере. – Тут такое дело. Один таджик на губе из воды на берег камни таскал, пляж они там расширяли, а другой таджик его охранял. Случайно, говорят, совпало. Оказались они из соседних аулов. Тот, который охранял, присел по нужде, - а шинель, автомат и подсумок отдал подержать тому, которого охранял. Ну, а тот сразу же сделал ноги со всем этим хозяйством.
     Короче. У Севастополя парад седьмого ноября на носу. А тут обиженный таджик с автоматом и сотней патронов в городе или неизвестно где.
     Вы же понимаете, как любили и лелеяли на флоте молоденьких руссконеговорящих таджиков. Особенно когда из них надо подготовить смену перед ДМБ. Таджик "почему-то" обиделся на ласку и добро старослужащих,(это когда еще до губы), сбежал в город, прокрался к ж/д вокзалу, ну а там его партуль принял и потом определили его  камни таскать из моря на берег, пляж будущий обустраивать…
     Короче! У курсантов военно-морских училищ в первых числах ноября были репетиции парада – так они прямо с боевыми патронами в автоматах и шагали, а потом – по переулкам, по подъездам, по паркам  на всю ночь, по шхерам - и не дыша!
     И ни-че-го.
     Ни-ко-го!
     Короче! Послали меня  опять за кем-то оповестителем, опять по робе. Это уже неделя прошла всяких поисков, а таджик как-будто провалился. Или за углом сидит, кто знает. В общем, я уже чаще оглядывался. И когда туда, и когда обратно.  Особые ощущения, сами понимаете. Еду обратно, две женщины в троллейбусе говорят: какая-то дворничка заметила  на крыше госпиталя фигуру с автоматом. А пока патруль искала, пока звонила…
     Короче, парад седьмого ноября прошёл как-то коротко, без помпы и длинных речей. Прошагали - и опять все в засаду по шхерам. Опять зря. Город как вымер, на улицах - ни души. 
     Теперь оповестителей из наших штабных ребят в город как-то не находилось.  Вроде  были только что служивые где-то тут, раньше всегда готовые сходить в город по первому зову, особенно с вольготной карточкой оповестителя, которая избавляла от любых претензий патрулей. И вдруг - нет никого! Они где-то на корабле, - отвечают молодые,  не обученные маршрутам оповестителей.
    Короче, брал таджика помощник коменданта гарнизона. Я был знаком с ним лично, бравый такой капитан. Заметила беглеца женщина в районе жэдэ вокзала, тут же патруль рядом оказался, кое-как блокировали этого чудика в подвале жилого дома.
    Короче,  капитан купил его на жалость. Сначала начал через переводчика, предложил еду. Открытую банку тушёнки с ложкой передал. Потом  выяснилось, что тот беглый знает по-русски не только тушенку, но и хлеб, и патроны, и вообще неплохо в школе учился и был помощником бригадира на хлопке.
     Короче,  за бутылку воды (воды, именно воды) выбросил он подсумок с магазинами.
     - Тебя же били на корабле, - продолжал капитан.
     - Били, начальник!
     - Теперь не будут бить. Потом поедешь к маме, только автомат отдай!
     Короче, скрутили таджика.
     С тех пор больше никто уже из моряков по Севастополю в повседневных робах не бегал. И беглых с автоматами не было. Во всяком случае, на моей памяти. Ну а по нашей штабной команде было приказано каждому старослужащему за год до схода обучить маршрутам оповещения кого-то из молодых. Где хочешь бери, хоть из штабных, хоть с крейсера, но чтобы сменщик был, вашу мать!
     Короче, повезло мне тогда.
     Автоматная пуля от таджика в Севастополе - не моя судьба, короче.