МММ

Владимир Капустин
     В середине 90-х годов российские граждане, в том числе и в Челябинске,  столкнулись с новым для себя явлением – финансовыми пирамидами. На тот момент в городе появилось более тридцати шести организаций, действовавших по принципу пирамидальных выплат и выдававших себя за акционерные общества: «Атлант», «Гефест», «Русский дом Селенга», «Хопер» и другие. Были даже с такими экзотическими названиями, как АО «Маньчжурия», но, безусловно, самой грандиозной и скандальной из них стало АО "МММ".
        Миллионы людей охватила «рублевая лихорадка». Граждане вкладывали, вкладывали и еще раз вкладывали свои кровные в акции, бумажки, билеты. Этому, в немалой степени, способствовала и богема: «Хопер» на телевидении рекламировал кабаре-дуэт «Академия», в составе которого веселились Лолита Милявская и Александр Цекало, героями рекламных роликов АО «МММ» стала одинокая женщина Марина Сергеевна, простой россиянин Лёня Голубков, которого сыграл актёр Владимир Сергеевич Пермяков, его жена Рита Голубкова, мечтающая «о новых сапогах, машине и доме в Париже», брат Лёни Иван Голубков, студенты, чета пенсионеров. Основной музыкальной темой рекламы МММ звучала прекрасная мелодия «Рио-Рита». В общем, «лед тронулся», у миллионов сорвало «крышу».
        Курс акций МММ к июлю 1994 года поднялся в 5 раз, с 25 тысяч рублей  до 125 тысяч рублей за акцию, а к 29 июля курс акций обрушивается до 1000 рублей и наступает крах. Сергея Мавроди, основателя пирамиды, арестовывают, но уже через неделю, 5 августа, после краха первой пирамиды в продажу поступают новые билеты АО "МММ", и начинается возведение новой пирамиды.
        Так случилось, что во второй половине августа я ушел в очередной отпуск, ко мне из Троицка приехал брат и предложил по дешевке купить у него несколько десятков акций. Сам он на Мавроди не был в обиде – заработал на продаже акций хорошо, и я решил рискнуть. Пока работал – мне некогда было, зато другие развлекались. А я, что рыжий что ли?
        Так как количество продаваемых за раз акций было ограниченно, то приходилось каждый день прикупать по несколько акций, кроме того, предлагал друзьям вложиться в авантюру, при этом кроме вложений денег от них ничего делать не требовалось – все организационные хлопоты я брал на себя. Большинство из них соглашалось рискнуть, но кое-кто в успех предприятия не верил. Пока народ разбирался что к чему, очереди в пункт МММ, а он был единственным на улице Энгельса, были небольшими, но с каждым днем пробиться к кассе стало все труднее и труднее. Тот, кто имел доступ в помещение с черного входа, обогащался быстрее. Курс акций, к середине сентября, вырос с 500 рублей до 5 тысяч рублей. Наступил момент, когда покупка дополнительных акций не имела смысла, пятая точка подсказала – надо сбрасывать. В Челябинском торговом центре, в определенном месте, стояли спекулянты, которые скупали акции МММ с дисконтом, аккумулировали в большие пачки, отвозили в Москву и продавали по реальной цене. И я стал продавать акции им небольшими партиями. Кстати, если милиционер в торговом центре ловил на перепродаже, то отбирал и акции и деньги, поэтому каждая операция проводилась, как в лучших детективных романах. В середине сентября на рынок выбрасывается большая партия билетов АО "МММ", что вызывает резкое снижение их курса и закрытие единственного пункта продажи, но мне, в последний день, все же удалось вовремя продать все имеющиеся у меня на руках акции.
        За три недели удалось заработать три миллиона – хороший гешефт к отпускным, из которых часть, пропорционально вложениям, раздал компаньонам.
        Основная же, многомиллионная, армия вкладчиков проиграла. Только у «Хопра» обманутых вкладчиков, было более четырех миллионов человек, а у «МММ» и того больше.


1994г.