Пи - рецензия на фильм

Оксана Аболина
США, 1997
Режиссёр: Даррен Аронофски
Сценарий: Даррен Аронофски, Шон Гуллет, Эрик Уотсон
В главных ролях: Шон Гуллет, Марк Марголис
Жанр: экспериментальное кино, фантастика, драма
Слоган: 3.1415926535897932384626433832795

«Всё, что нас окружает, можно представить и понять с помощью чисел».

Макс Коэн (Шон Гуллетт) – гениальный математик. Мир чисел – инструмент, которым он воспринимает реальность. Числа, складывающиеся в системы, образуют основы мироздания и окружающий героя мир. Числа, которые не желают складываться в системы, создают хаос в его сознании. Фильм «Пи» - это кинематографическая формула, заключающая в себе набор идей, которыми главный герой оперирует, и которые, в свою очередь, оперируют главным героем. Тут все на равных: человек, мироздание, математика, ведь «математика – язык природы».

Но не только природы. Математика – язык Бога. В 6 лет Макс посмотрел на солнце и ослеп. Солнце – символ Бога, Истины. Человеку невозможно увидеть Бога в Его полноте. Если это случится, человек погибнет или ослепнет. И да, маленький Макс не исключение. Он теряет зрение и оказывается один во мраке. Но свет Истины не только ослепил его, он трансформировал его мышление. «Во мне что-то изменилось». Это «что-то» больше всего напоминает подвижничество или одержимость. Поиск Истины, Системы чисел становится смыслом бытия Макса. Созидание через разрушение собственного сознания, преодоление через аскетизм – это только вспомогательные средства для достижения главной цели.

Весь мир для Макса – живая система. Даже рынок акций он не может воспринимать иначе. И этот чёртов рынок измучил его, почти погубил. Именно здесь он не может найти Золотую Спираль, составляющую всё вокруг. Макс видит её везде: в форме человеческого тела, в клубах сигаретного дыма, в разводах растворяющегося в кофе молока. Реальность и бред его собственной жизни тоже напоминают спираль. Искомое 216-значное число составляет и неведомое имя Бога, и формулу биржевых механизмов.

Макс не трудоголик и не фанатик. Он пружина, которая стремится только в одну сторону. И преодолевает препятствия. Даже самое непонятное – противостояние своего наставника Сола (Марк Маргулис). Учитель упорно внушает ему, что Истина, которую Макс ищет – не более, чем обыкновенный компьютерный вирус. Суть не в самом открытии, а в том, что подтолкнуло к нему – пытается он донести до Макса своё видение мира через рассказ об Архимеде.

«Если ты хочешь найти в мире число 216, ты будешь находить его где угодно, 216 шагов от угла твоей улицы до парадной двери. 216 секунд ты едешь в лифте, Когда твой мозг что-то откроет, ты будешь всё отсеивать, и находить то, что хочешь, повсюду. 320, 450, 22 – неважно. Ты выбрал число 216. И будешь находить его всюду в природе. Но, Макс, отбросив научное оцепенение, ты сразу превратишься из математика в нумеролога.»

Истина может быть в каком-либо числе, но она не будет в нём заключаться в своей полноте. Постигнув же Истину в полноте, не будешь придавать значения ни одному числу…

Очень скупые художественные средства – это не только признак малобюджетности картины, на которую друзья Даррена Аронофски скидывались по сто баксов. Это – сухость математического языка, выражающего всю сложность мира. Чёрно-белая контрастная плёнка. Дёрганная картинка, лихорадочные прерывистые диалоги, нервный саундтрек. Их сменяют спокойные, почти медитативные сцены. Ясность и потеря рассудка. Система и хаос. Форма фильма заключает его содержание.

Кино не для всех, лютый артхаус.

8,5 из 11