Параллели. Столыпин и современность

Александр Клюшников
Как говорят, история развивается по спирали. И сейчас, по видимости, просвет между витками сузились, петли спирали стали чаще.
На эту мысль наталкивает удивительная похожесть ситуации в начале 20 века, и сегодня.
Столыпин проводил вынужденную модернизацию, которой противилось всё общество. Были крестьянские восстания (не зря же тогда появилось выражение – «столыпинский галстук), были недовольны дворяне. Получается – и верхи, и низы. Столыпин понимал – как сделать, и какими инструментами. Но элита хотела иначе – приобрести, ничего не теряя. Впрочем – как и народ. Столыпин заставлял терять. Для усиления страны. За что и был убит.
В то же время элиты во многом понимали необходимость и неизбежность реформ. Необходимость стать более эффективными. О чём и говорит свержение Царя его приближёнными в 17м году. Но – своих реформ, для себя. Таких, что дали бы больше возможностей, больше свободы, больше денег. А дальше это как-то само собой должно было усилить и страну. А вот как и какими инструментами это реформирование и модернизацию провести - не знали, и не понимали. Да и были ли такие инструменты, позволяющие достичь взаимоисключающих целей? Вряд-ли. Что и привело Временное правительство к краху.
И результатом стало то, что управление перехватили те, у кого были ответы. Простые ответы на сложные вопросы. И, как водится, эти ответы совершенно не устроили тех, кто обострил ситуацию, и сделал последний шаг, но не был готов изменить целеполагание и отказаться ради достижения цели от шкурных интересов. Но было уже поздно.

Сегодня мы находимся в аналогичной ситуации. Есть вынужденная необходимость модернизации. И системы власти и управления, и экономики. Всё отличие в том, что нет Столыпина. Но, как и тогда, элиты не хотят реальной модернизации. Они опять хотят лишь приобрести, не теряя. И, как следствие, власть вновь не имеет ответов, адекватных вызовам времени.
А последствия этого, как показывает история, известны…