Лев Максимов. Продолжение. 8, 9, 10, 11, 12, 13, 1

Лев Максимов
8. ДОРОГИ ЖИЗНИ

Великие умы ставят перед собой
цели; остальные люди следлуют
своим желаниям.
                У. Ирвинг

Одна из важнейших проблем человека — выьор жизненного пути. Обычно мы выбираем его в раннем незрелом  возрасте  под давлением близких взрослых, таких же, как мы неопытных друзей и знакомых, а так­же объективных обстоятельств. Отсюда следуют многие неприятности, которые мы потом расхлёбываем всю жизнь. Может ли чувствовать хо­рошо себя инженер, мечтавший стать врачом, педагог, не любящий де­тей, учёный, не способный к анализу и терпению, артист, занятый всю свою жизнь в массовке, и т.  п.?

Как жк быть, спросите вы, не ждать же полжизни того момента, когда можно будет установить, что ты способен к такому-то конкретному виду труда лучше, чем к любому другому? Я полагаю, что счастлив тот чело­век, у которого его способности и задатки нашли возможность реализо­ваться в избранном им основном виде деятельности. Для этого не нужно ждать, а необходимо имскать себя, испытывать свои возможности в раз­нообразных видах труда и не бояться сделать резкий поворот на уже из­бранном и кажущемся очень надёжном жизненном пути.

Счастливое состояние духа, уверенность в себе, радостное и жадное стремление делать дело на своём рабочем месте, ощущение нехватки времени для работы, - всё это стоит временных трудностей, которые поджидают человека, когда он решается резко изменить свой жизненный уклад. Лучше прожить короткое время счастливо, чем долго и нудно тянуть лямку нелюбимого труда.

- - -
«Народный» философ и сказочник Козлов утверждает, что ожог, оргазм, сильная боль лишают человека на мгновение сознания и после этого он становится другим. Я полагаю, что любой мощный стресс (изме­на любимой, смерть близкого, предательство друга и т. п.) делает чело­века другим. Во всяком случае, человек после потрясения начинает ви­деть мир в несколько ином свете: уже как брошенный любовник, обману­тый друг, лишившийся близкого человека индивид и тому подобное. Че­ловек стал другим потому, что он ЭТО пережил, потому что он увидел действительность с новой стороны, потому что он стал более богатой на чувства (переживания) личностью.  Наконец, он (человек) стал другим, ибо стресс или ухудшил, или улучшил его здоровье, или же он узнал не­что новое о состоянии собственной психики и тела.
- - -
  Когда изучаешь иностранный язык — открываешь для себя новый мир. Когда берёшься за разработку научной проблемы — входишь в но­вое жизненное пространство. Любое дело выводит нас за пределы соб­ственной ограниченной сферы, если ты этим делом занимаешься всерьёз.
- - -
Хочешь добиться успеха — научись сосредотачиваться.
- - -
В начале карьеры мы напрягаем волю, силы, упорство, чтобы в итоге избавиться от подобного напряжения. А когда мы потом имеем ре­альную возможность расслабиться, становится ясно, что мы уже не мо­жем жить без напряжения.
- - -
Любое семя — это опредмеченное желание.
- - -
Не должность изменяет личность, а дорога к ней.
- - -
Мы ждём всегда, везде и от всего большего, чем получаем.
- - -
Хотите долго жить — живите, а не ждите. Ведь жизнь — это не ожидание, а достижения и преодоления.
- - -
Почему-то многие произведения искусства и великие научные открытия сделаны преимущественно жертвами общественных порядков, а не их триумфаторами. Может быть, потому, что чиновник и политиче­ский победитель живут и борются за сиюминутное и временное процве­тание, а творческий человек — за будущее, всеобщее и вечное?
- - -
Не похвалы, а поражения вынуждают сильного человека стано­виться лучше.
- - -
Мы лишь тогда живём по-человечески, когда реально стремимся к невозможному.
- - -
Можно встретить утверждение, что все люди хотят справедливо­сти. Но, как минимум, половина из нас чаще всего несправедлива и не жалеет об этом. Так возможно ли утверждать, что все стремятся к спра­ведливости? Скорее всего, мы хотим, чтобы все другие люди были спра­ведливы.
- - -
Не ищите лёгких дорог, все они ведут в никуда, а точнее, назад. Они нас опускают.
- - -
Жизнь — это не столько погоня за деньгами и вещами, сколько на­лаживание отношений с людьми. Кто умеет общаться — тот живёт, кто не умеет — тот лишь вечно борется за жизнь.
- - -
И добро и зло — норма. Нельзя их рассматривать врозь и в стати­ке. Такова тривиальная истина. Нет зла без его смены добром, и наобо­рот. Даже вечное зло становится добро, как постоянное добро превра­щается в зло. Перемена -  и есть аромат, интерес, прелесть жизни, её траектория, суть и судьба. Такой судьбе нельзя ставить палки в колёса.
- - -
Жизнь — это всегда преодоление первых ступеней, в ней труден только ПЕРВЫЙ ШАГ, так как только он меняет нас по-настоящему, превращает В школьника, студента, слесаря, инженера, мужчину, в жену или мужа, убийцу, обманщика, садиста, политика, нравственного или безнравственного человека.
Бытие теряет вкус и привлекательность с потерей надежды на воз­можность сделать ещё какой-либо первый шаг, оно становится скучным от многократного повторения поступков и дел, когда-то свершённых впервые. Так ли трепещет ваше сердце при сотом поцелуе одгой и той же женщины? Шелохнётся ли совесть у того, для кого обман стал профессией? Переживёте ли вы ещё раз такой же восторг по поводу поступления в вуз? Первый шаг потому и  первый, что он бывает только один раз. Нельзя же девушке превращаться в женщину неоднократно! Невозможно нормальному человеку второй раз учиться плавать, читать или ходить.
Оглянемся вокруг, сколько ещё непокорённых вершин, не опробо­ванных дел и не пройдённых дорог!  Жизнь продолжается! Будем же го­товы к переменам, чтобы взять новые первые рубежи!
- - -
Настоящий успех — это не обладание массой денег, а обладание массой людей.
- - -
Что бы ни советовали окружающие, а личную жизненную дорогу мы выбираем только сами.
- - -
Хотите узнать, что такое неприязнь, непонимание, неприятие и изоляция, - живите своим умом.
- - -
По плохой дороге идут лишь те люди, которые не прислушались к самим себе.
- - -
Лучше пытаться, чем только хотеть.
- - -
Если вы чего-то сильно желаете, преступно в отношении собствен­ной судьбы не попытаться этого добиться.
- - -
Вперёд и вверх нас тянет смысл.
- - -
Помните, что выгода привлекательна. Путь вверх лежит по выго­дам-ступенькам, которые вы предлагаете другим.
- - -
Для каждого успеха в жизни имеется своё время. И недоспелый, и переспелый плод плох. Главное уметь заметить, что ваше время наста­ло. Кто это может ощутить, тот обречён на успех.
- - -
Не ошибаются только Боги и мертвецы.
- - -
Будь хитрым, но не хитрецом, ибо  хитрец — это тот человек, хит­рости которого всем видны.
- - -
Мы все тоскуем по переменам. Если ты, мужчина, не в состоянии изменить себя, то постоянно ищешь суррогаты перемен — меняешь, например, только подруг.

Продолжение следует






9. ЗНАНИЕ, НЕЗНАНИЕ

          Лучше знать меньше, чем можно,
чем знать больше, чем нужно. Не
бойся незнания, бойся лишнего, об-
ременяющего, только для тщесла-
вия приобретённого знания.
                Л.Н.Толстой

О знание! Как мы хотим иметь его побольше, чтобы, в конце концов, получить право вслед за мудрым греком сказать: «Я знаю, что ничего не знаю». Мы не желаем быть незнающими, в особенности выглядеть та­ковыми. И в то же время фактически только незнание, если вдуматься, делает нас энергичными, дееспособными, жадными до практических дел и вечного поиска. Так что же для личной судьбы любого человека важ­ней:  ощущение многознания или незнания? Я не имею ответа на этот вопрос. Но я точно знаю, что веду речь не о незнании, как некоей пустоте и глупости, а о незнании, вытекающем из многознания.
И ещё одно замечание. К знанию ведут два пути: во-первых, учёба, то есть освоение всего того, что уже накопило человечество и, во-вто­рых, самостоятельные размышления на основе знания об окружающей действительности, себе самом и других людях. Совсем не обязательно второе связано и обусловливается первым. Многие останавливаются на освоении уже известного и лишь мудрые объединяют оба эти пути. Так давайте стремиться к мудрости зиждущейся на знании и незнании од­новременно.

- - -
Мы барахтаемся в кругу того знания, за пределы которого нас не может вывести разум.
- - -
Если бы все люди стали умнее в два раза, стала бы наша жизнь во столько же раз лучше?
- - -
Нет ничего долговечней в человеческом мире, чем открытие учёно­го. Тойнби заметил: «...мыслитель, оказавшийся превзойдённым, не становится вследствие этого ненужным».
- - -
Даже сказанное в далёком прошлом новое слово в науке остаётся и сегодня новым.
- - -
Булгаков когда-то говорил: «Наука ещё не знает способов обра­тить зверей в людей». Однако сегодня она уже научилась из людей де­лать зверей.
- - -
В познании всегда прав один, а не большинство. Потому трагич­ность нормальное состояние первооткрывателя.
- - -
Здравые мысли бессмертны, умирают лишь доктрины, в которые вплетены эти выдающиеся идеи. И лишь благодаря подобным мыслям люди вспоминают об устаревших теориях.

- - -
Не гордитесь уверенностью в собственных знаниях, ибо это оче­видный признак малознания. Преодоление малознания ведёт к росту сомнений. Не зря же в Екклизиасте написано: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познание — умножает скорбь».
- - -
                Мы знаем немного, но слышали обо всём. Это обстоятельство делает жизнь скучной, т. е. малоудивительной. Нам кажется, что нас уже нечем удивить. В действительности всё удивительное прячется в глубинах об­ширного и основательного знания.
- - -
Почему мы решили считать себя знающими? Почему мы считаем, что Природа через человека осознаёт себя? Не является ли всё это самомнением, самовозвеличиванием человеком человека? То, что по­знал человек, вряд ли составляет миллиардную долю Истины. Скорее,  это узенький мирок человека и межчеловеческих отношений, которых мы тоже до конца познать не в состоянии. Так что же мы себя провозглаша­ем царями Природы? Её наивысшим сознанием? Мы только видим, слы­шим и осязаем, что живём в Космосе и на ничтожной частице его — пла­нете Земля. Мы только надеемся, что Солнце не погаснет при нашей жизни или Земля не столкнётся с каким-либо астероидом. Мы только на­деемся, что выживем и приспособимся, а мним, что познали многое и можем чуть ли не всё. Мы живём верой не в знание, а в судьбу и пере­полнены годыней относительно своих способностей. Этот мир угрожает и давит на нас, нам его не познать, ибо мы  не в состоянии познать даже друг друга, не можем предсказать собственную судьбу, не можем научиться управлять сами собой. А то, что познаём, не улучшает само­чувствия людей, а преимущественно угрожает их человеческой жизни. Стоит вопрос о выживании человечества, а люди делают многое, чтобы подтолкнуть его к исчезновению. И ради чего? Только ради того, чтобы конкретному индивиду было хорошо, одной группе, классу или, наконец, какому-то народу жилось сейчас лучше, чем другим.  Нельзя не согласиться с Паскалем, писавшим: «Изменчивая видимость будет всегда вводить в обман наш разум; конечное ни в чём не найдёт прочной опоры меж двух  бесконечностей, окружающих его,  но недоступных его пониманию».
- - -
Учёный утверждает, что он знает только то, что ничего не знает. А что же тогда знает неучёный? Он знает то, что и все знают!  Знает то, чему учили, что говорят и показывают по телевизору, что написано в га­зете и передано по радио, о чём вещает Интернет. Иногда истину ему открывают книги. Он не знает только того, что он ничего не знает, как и все умные люди, обучающие еог, люди, стремящиеся внушить ему «ис­тину», склонить его на свою сторону, то есть все те истинные учёные, открывшие, что он знают только одно, что ничего не знают.
- - -
К собственной мысли можно придти только пробираясь через буре­ломы и завалы чужих идей.
- - -
Как жизнь рождается только от жизни, так и мысль рождается толь­ко от мысли.




10. ХОРОШО ЛИ ИМЕТЬ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ?

Стоит людям раз усвоить себе не-
верное мнение, раз признать его за
несомненную истину — и тогда их
уже не возможно вразумить, как
невозможно разборчиво написать на
перепачканной бумаге.
                Т.Гоббс

Вряд ли я ошибаюсь, утверждая, что большинство людей считает обладание собственным мнением значительным достоинством лично­сти.  Ведь носитель такого мнения считается не только самостоятельным мыслителем, но и серьёзным, независимым, уважаемым человеком. Ду­маю,  что такое убеждение имеет под собой достаточно веские основа­ния. Но я хочу обратить внимание читателей на другой аспект этой ситуа­ции, а именно на то обстоятельство, как складываются отношения такого человека с другими людьми, как он чувствует себя в обществе и как относятся окружающие к человеку, бескомпромиссно отстаивающему собственную точку зрения.

- - -
Мысль костенеет, как только к ней присоединяется собственное твёрдое убеждение. С непоколебимым собственным мнением нор­мальный человек превращается в фанатика. Уинстон Черчиль заметил: «Фанатик — это человек, не способный изменить своё мнение и не желающий сменить тему».
- - -
Утвердиться в собственном мнении — значит испортить отношения с большинством коллег и друзей. Конфуций в «Изречениях» говорил: «Настойчив ты с другими — и дружбы той уж нет».
- - -
Нет ничего в сознании более неповоротливого и затвердевшего, чем «обоснованное» собственное мнение. Оно, как балласт, мешает нам парить. И нет победы важней для индивида, чем преодоление соб­ственного мнения. Марк Аврелий писал: «Помни: изменив своё мнение и последовав за тем, кто ведёт к истине, ты становишься сво­бодным человеком».
- - -
Человек замораживает себя собственной точкой зрения на действи­тельность. Он выбрал и, значит, уже не способен двигаться и выбирать ещё. Однако без собственной точки зрения разум человека подобен раз­лившейся ртути.
- - -
Выработав собственный взгляд на мир, вы первым делом разрушае­те свой духовный покой и обязаны вооружаться.
- - -
Сознание не терпит пустоты. Мы заливаем ёмкости своего сознания чем угодно, лишь бы оно не беспокоило нас собственными умозаключе­ниями.
- - -
Нужно быть храбрым, чтобы иметь собственные идеи.
- - -
Только одна точка зрения абсолютно позитивна: нет неизменных то­чек зрения.
- - -
Всякая самостоятельная мысль о чём-то или ком-то на самом деле говорит, прежде всего, об авторе.
- - -
Без личных убеждений я не я, а с твёрдыми личными убеждениями я не они (другие люди).
- - -
Если сегодня у меня не родилось ни одной приличной мысли, зна­чит, мне не удалось встретить в этот день ни одной подобной чужой.















11. ЧТО ЗНАЧИМ МЫ БЕЗ ДЕНЕГ И ВЕЩЕЙ?

Наслаждение, роскошь — вот что
вы называете счастье, а я думаю,
что ничего не желать — это бла-
женство богов, и потому нуж-
даться лишь в небольшом есть при-
ближение к этому высшему сча-
стью.
                Сократ

Деньги — зло не только, когда их нет, но и когда их много. Не распа­хивают они нам двери в мир, как многие думают, а чаще закрывают, передавая в наше распоряжение все имеющиеся в мире средства возбу­ждения нервов и удовлетворения самых простейших чувств и желаний. Однако, как говорится в «Новом завете»: «А посеянное в тернии означа­ет того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение бо­гатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно». Именно это и происходит с нами: деньги заглушают слово, то есть разум, мысль, смысл существования человека и мира. Ауэрбах писал: «Богатство тем и опасно, что оно портит не только его обладателя, но и людей, соприкасающихся с ним».
Почти всё из многого, что богатый себе позволяет, на деле оказыва­ется суррогатом настоящего, перевёрнутым отражением истинного. Вме­сто друзей — компаньоны, вместо любви — секс, вместо искренности — хитрость, вместо правды — обман, вместо мечты — расчёт, вместо сво­боды — необходимость и так далее.
Я полагаю, что деньги необходимы, без них трудно, а точнее, не­льзя прожить. Но они необходимы как средство для приобретения всех тех вещей, которые делают меня свободным, независимым, смелым, до­брым и простым; помогают мне найти и выразить себя, заявить о своей индивидуальности, исключительности и подчеркнуть мою общность со всеми другими людьми, мою причастность к общим делам. Вот зачем, убеждён я, нужны деньги человеку, но никак не ради самих денег, не ради их несметного количества. Трудно не согласиться с Монтенем, ко­торый писал: «Озабоченный, вечно нуждающийся и занятый по горло делами богач кажется мне ещё более жалким, чем тот, кто попросту беден...»

- - -
Многие уверенны, что они любят деньги, тогда как на самом деле они тянутся всей душой лишь к возможностям, которые дают купюры.
98
- - -
Деньги — средство для того, кто мудр, и цель для того, кто глуп.
- - -
Без денег и вещей ты гол, но голый — это не пустой.
- - -
Бояться нужно ветра в голове, а не нехватки денег и вещей.
- - -
Самые ненужные вещи — вещи желанные. Приобретая их не для пользы, а для удовольствия, мы очень часто превращаем их в дорогой хлам
.
- - -
Любая вещь надоедает. Исправить эту ситуацию невозможно, ибо вещь неизменна, а человек меняется и жаждет перемен.
- - -
Хлам — это желанные вещи, не находящие применения.
- - -
Без меня нет в мире ни одной ценной вещи.
- - -
Что бы ни говорили, никто не любит вещи сами по себе, мы любим больше всего впечатление, которое они производят на окружающих. Функции в сегодняшнем мире давно отступили на второй план.
- - -
Деньги — это всё, когда их нет. Они — ничто, когда их много и они легко дались. Ценится ведь лишь то, что тяжело достаётся и чего не хватает.
- - -
Открой глаза, проснись, и ты будешь хотеть немногого.
- - -
Мы хотим много ВСЕГО потому, что ЗНАЕМ МАЛО обо всём.
- - -
Сильно хотеть чего-то — это значит уже наполовину иметь.
- - -
Очень сильное желание чревато таким же по силе разочарованием, ибо нет ни вещи, ни человека без изъянов и нет желания, которое имело бы проницательный взгляд.

- - -
Талант должен хорошо оплачиваться, но не настолько, чтобы доходы его раздавили.
- - -
Имеющий ВСЁ останавливается, желающий ВСЕГО идёт.
- - -
Разбогатевших обычно не любят. Богатый не становится кумиром, всё обстоит наоборот — сперва кумир толпы, потом богач. Таков один из законов бытия.
- - -
Сильные желания ослепляют, если бы они были зрячими, они бы не были сильными.
- - -
Никакая поддержка не превратит бесталанного человека в истинного кумира публики. Спонсорство порождает чаще всего тех, кто мозолит глаза и вялит уши.
- - -
Бесталанному деньги плохие помощники.
- - -
Всё-таки имеются в мире вещи, которые нельзя купить. Иначе бы богатые были богами.
- - -
Никакая новая вещь не может сделать вас счастливее, если она не улучшает отношений с окружающими.


12. УЧАТ ЛИ НАС ЧУЖИЕ ОШИБКИ?

До чего же мы нелепы с нашим
желанием найти опору в себе по-
добных! Такие же ничтожные,
такие же бессильные, как мы, они
нам не помогут: в смертный свой
час человек одинок. Значит, и
жить ему надобно так, словно он
один на свете.
                Б.Паскаль

Меня смущает и вызывает недоверие расхожее выражение: «Лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих». Ведь чужие ошибки делают другие люди в ИХ ЖИЗНИ, а у меня своя жизнь, потому и ошибки могут быть только моими. Согласен, что я могу делать в схожих ситуациях по­хожие ошибки, то есть такие же, как у других людей, но никогда они, по-моему, не будут теми же ошибками. Я действительно чему-то учусь толь­ко в процессе проживания собственной жизни, состоящей исключитель­но из МОИХ достижений и ошибок.

- - -
Чужая ошибка всегда серьёзнее и значительней своей.
- - -
Жизнь человека — это только его ЛИЧНЫЙ ОПЫТ. Тогда как жизнь других людей есть лишь предмет ЛЮБОПЫТСТВА.
- - -
Хотя и принято считать, что лучше всего учиться на чужих ошибках, на практике мы извлекаем уроки только ИЗ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА. Опыт других для нас лишь предмет развлечения, интересное литератур­ное описание или захватывающее зрелище, мало связанное с нашей не­посредственной жизнью.
- - -
Нельзя научиться на примерах жизни других людей. Рассказы об их жизни не учат, а лишь разжигают желание подражать, вызывают или за­висть, или злость. К тому же эти рассказы чаще всего фантастичны, то есть далеки от правды.
- - -
Простительны чаще всего только собственные ошибки.
- - -
Многие наши ошибки трагичны лишь для нас самих, окружающим они чаще всего кажутся пустяками, не имеющими отношения к их личной жизни.
- - -
Тот, кто совершает ошибки, радует окружающих, кто этого не делает — огорчает и злит.
- - -
Нам кажутся причуды собственной судьбы нашими личными ошиб­ками, а ошибки других людей — их неизбежной судьбой.
- - -
Если бы можно было научиться жизни на ошибках других людей, то можно было бы и на достижениях их научиться успехам. Но никто и ни­когда не прошёл путь конкретного гения и не стал вторым Суворовым, Пушкиным, Лениным, Королёвым.
- - -
Ошибаются все, кроме сумасшедших.
- - -
Мы ошибаемся даже в суждениях о прошлом, что же в таком случае говорить о будущем! Будущее непредсказуемо. Потому оно главный ис­точник ошибочных суждений. Почему-то ошибки оракулов и футурологов самые простительные. Думаю потому, что не сбываются обычно их мра­чнейшие прогнозы.
- - -
Наркотики, алкоголь и курение — вот наиболее очевидные ошибки, которые все признают таковыми. Но вместо выводов люди повторяют их (ошибки) с садистским удовольствием.
- - -
Ошибки властей государства самые тяжёлые, ибо жертвами их  ока­зываются имллионы граждан. И в то же время это наиболее повторяе­мые ошибки! Из них никто и никогда не извлекает уроков. Войны, рево­люции, насилие и эксплуатация сопровождают всю писаную и неписаную историю человечества. Кого же научила история?







13. ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ И ГЛУПОСТЬ — СЛАДКАЯ ПАРОЧ­КА

Глупцы замечают только промахи
людей и не обращают внимания на
их достоинства. Они подобны му-
хам, которые норовят сесть толь-
ко на воспалённую часть тела.
                Абу-ль-Фарадж

Хочется нам или не хочется, нравится или нет, но любое общество разделяется на небольшую группу интеллектуалов, творческих людей, с одной стороны, и массу посредственных или обыкновенных людей — с другой. Вдумайтесь только в понятие «обыкновенный человек»! Это жи­вущий, как все, ничем особо не выделяющийся, рядовой индивид, кото­рый, хотя и обладает большими способностями и задатками (как любой человек), никогда не давал себе серьёзного труда выявить и развить эти способности.
Силён и опасен обыкновенный человек не сам по себе, а своей многочисленностью или массовостью. Такие люди всем скопом застав­ляют государственную власть думать всё время о них, проявлять отече­скую заботу о всех, вести эту массу к «хорошей» жизни.
Масса создаёт в обществе ровный интеллектуальный рельеф, на котором любая возвышенность и неординарность подвергаются обструк­ции или физическому выравниванию. Вся эта масса бесконечно колы­шется, но никуда не движется, поглощает огромное количество матери­альной и духовной пищи, но почти ничего не отдаёт. Из её среды
постоянно раздаются нестройные вздохи страданий и разрозненные выкрики недовольства, но  это ничего не меняет. Она засасывает в свою утробу почти всякого, а желает засосать всех.
Вынырнувшие из её среды ирригаторы обещают кое-что изменить в этом болоте, если оно позволит им быть на плаву. Масса слушает, но не слышит, рассматривает, но видит лишь то, что ей показывают. Она верит в «лучшую» жизнь, хотя и не знает, что это такое, а потому идёт за теми, кто громче кричит и «красивей» говорит.
Не дают же ей (массе) жить спокойно одиночки, люди, сумевшие стать другими, видящие суть происходящего и творящие предпосылки действительно лучшей жизни. Масса обзывает их презрительно «умника­ми» или «яйцеголовыми», никогда не идёт за ними, а с удовольствием наблюдает, как «их» власть расправляется с такими индивидами, вырав­нивая их со всеми.
Посредственные люди радуются тому, что подавляют и унижают не их, что хулят необыкновенных людей, а не их, что прислушиваются вла­сти не к советам умнейших, а мнениям массы. Тем самым они де­монстрируют свою глупость, как тот человек, который способен пилить сук, на котором сидит, да ещё и топор роняет на собственную ногу.

- - -
Даже две объединившиеся посредственности не расширяют гори­зонт знания, а дают лишь двойную ограниченность, или ограниченность в квадрате.
- - -
 Малознающий может поучать лишь одному — малознанию.
- - -
Общаться с ограниченным человеком — всё равно, что помножать положительное число на ноль.
- - -
О творческом человеке порой говорят, что он исчерпал себя, и ни­когда почему-то так не говорят о посредственности. А ответ, по-моему, прост: пустоту нельзя исчерпать до дна.
- - -
У умного человека, с его точки зрения, вся жизнь состоит из ошибок и глупостей, у ограниченного она вообще совтоит из одних ловких обма­нов и успехов.
- - -
Посредственность страшна своей непримиримостью..
- - -
Посредственность уныла, ибо её всегда кто-то превосходит.
- - -
Невежества капкан удерживает душу от полёта.
- - -
Обычные люди в работах великих людей замечают лишь тривиаль­ности.
- - -
Рядовой человек не может определить, какая мысль гения является действительно великой. Потому — то большинство энциклопедий афо­ризмов, составленных обычными людьми, так скучны и мало поучитель­ны.
- - -
Умный человек не коллекционирует великие мысли великих людей — он их использует и распространяет.
- - -
Почему ограниченные, посредственные люди порой оказываются на вершинах власти? Или это кому-то из умных граждан нужно, или власть такая штука, что ей пренебрегают умные, или, наконец, эти по­средственности обладают некими качествами, которых до поры не видят умники?
- - -
Что такое глупость? Это агрессивное невежество. Это опережение словом мысли. Это полузнание, помноженное на высокое самомнение. Это незнание, облачённое властью. Во всяком случае, глупость — это наглое, агрессивное, нетерпеливое, властное навязывание собственного незнания или полузнания другим. Наконец, глупостью является самое всестороннее и обширнейшее знание узкого круга личных проблем и перенесение суждений из этого узкого круга на все проблемы бесконеч­ного мира.
 - - -
Наша жизнь не так коротка, чтобы в ней не найти время для совер­шения глупостей и ошибок.
- - -
Скажем себе, что мы знаем мало, и чем дольше мы живём и больше стараемся узнать, тем становится очевидней, что не только наши личные, но и знания всего человечества исключительно малы в сравнении с непознанным. Потому даже самое мудрое слово, даже в высшей степени гениальное открытие может оказаться глупостью. От глупости никто не застрахован. Считают же, что они никогда не творят глупостей, только высокомерные невежды. Но ведь невежество мы сами выбираем, сказав себе: «Я знаю всё».

- - -
Одно из самых заветных желаний человека — быть понятым други­ми. В кинофильме «Доживём до понедельника» один из героев говорит: «Счастье — это когда тебя понимают». От этой формулы большинство взрослых пришло в умиление, она стала афоризмом. Проблема только в том, что понять полностью другого человека невозможно. Человек — это тайна Космоса, тайна живого, тайна из тайн. И этим он интересен.
- - -
«Простые» (обычные)  люди ценятся только за предсказуемость их поведения, за то, что они предоставляют возможность другим ими мани­пулировать. «Простой» человек не интересен. Парадокс же жизни состо­ит в том, что в действительности нет ни пустых, ни глупых (простых), а есть только незнающие своих возможностей, отчаявшиеся, отступившие от самих себя люди, люди, играющие по привычке роль пустых и глупых, удовлетворённых этой роллью и ненавидящих себя и других из-за такого распределения ролей на сцене жизни.
- - -
Самодовольная ограниченность и нежелание учиться — самые от­талкивающие черты личности. Они накладывают свой негативный отпе­чаток на все остальные качества человека, в том числе и на его внеш­ность.
- - -
Чем человек глупее, тем больше глупцов он видит вокруг себя.
- - -
Глупость смела, навязчива и безразлична к человеческой чувстви­тельности, иначе она не была бы глупостью.

- - -
Разумный человек видит, что всякое дело имеет оборотную сторону. Недалёкий человек очень часто оборотную сторону своего дела превра­щает в лицевую, не замечая подмены.
- - -
Глупца хвалят в глаза, умного же в лицо критикуют.

 

14.   КРАСОТА И СОВЕРШЕНСТВО — ДОСТОИНСТВА  ЛИ?

Нет ничего печальней жизни жен-
щин, которые умели быть только
красивыми.
                Б.Фонтенель

У нас, людей, имеется врождённое качество — видеть красоту, где он не проявлялась, и тянуться к ней подобно самцам к самкам во время течки.  Красота человека — особое свойство. Она бывает внешней, неко­ей предпосылкой, сигналом для установления отношений, и бывает вну­тренней, служащей для формирования и закрепления отношений между людьми. Поскольку люди предпочитают прочные отношения с не­большим количеством индивидов их круга, постольку реально, объектив­но внутренняя красота значимей, ценней внешней. Между тем здесь имеется существенная и постоянная коллизия. Суть её в том, что внеш­нюю красоту может видеть и различить почти любой человек, а внутрен­нюю — только тот, кто сам внутренне богат, то есть красив. Кроме того, сделать себя внешне привлекательным (слышите! Привлекательным) может большинство людей и в короткий срок, стать же быстро внутренне красивым невозможно.
Итог указанной коллизии известен: разочарования, ошибки, траге­дии, крушение надежд и иллюзий.  Казалось бы, путь к избеганию несча­стий очевиден:  отказ от иррационализма, мечтаний, превращение чело­века в расчётливого, разумного субъекта. Но человек так устроен, что он не может жить без идеалов и надежд, фантазий и иллюзий, потому он в этой сфере жизни не извлекает уроков, а способен только всю жизнь со­вершать ошибки, устремляясь к внешней красоте и разбиваясь о вну­треннюю тупость, серость и пустоту одного и того же человека. Мы, как ночные мотыльки, летим на свет свечи и по-другому жить не можем, хотя давно и хорошо известно, чем всё это кончается.


- - -
Внешняя красота человека — это прекрасно накрытый стол. Когда из-за него встают, то отдают должное лишь вкусу блюд, а не их виду.
- - -
Красивый, но пустой человек — это худой сосуд прекрасной формы. Он радует глаз, но портит жизнь.
- - -
Красота, как и разум, - это попытка природы улучшить человеческий род. Однако улучшение homo sapiens не происходит, так как они (красота и разум) чрезвычайно редко соединяются в одном человеке.
- - -
Человеческая внешняя красота — это МИНУТНЫЙ МАНОК, призыв, за отклик на который порой приходится расплачиваться ВСЮ ЖИЗНЬ.
- - -
Внешняя красота лишь повод для сближения, но не как не причина. Однако внутренне богатый человек с обычной внешностью лишён даже повода, потому и одинок в толпе.
- - -
Богатые люди покупают красивых. Ибо красивые тоже любят день­ги.
- - -
Встречают по одёжке, а провожают по уму только те люди, которые сами не лишены ума. Остальные же по одёжке и встречают, и провожа­ют.
- - -
Красивые гордятся своей внешностью, ибо полагают, что она много значит в бесконечных лабиринтах реальной жизни, где на самом деле правят только знания и умения.
- - -
Мы все стремимся к совершенству, но ведь совершенство — это СОВЕРШЕНСТВО, то есть финал, конец, итог. Следовательно, мы все стремимся к неизменному, постоянному, отрекаясь тем самым от пере­мен, то есть вкуса и цвета жизни.
- - -
Бойтесь любить красивых и сильных, так как они, подобно всем лю­дям любят тоже красивых и сильных, то есть прежде всего самих себя!
    - - -
Близость с красивой женщиной пугает своей некрасивостью.
Продолжение следует.
98