8. ДОРОГИ ЖИЗНИ
Великие умы ставят перед собой
цели; остальные люди следлуют
своим желаниям.
У. Ирвинг
Одна из важнейших проблем человека — выьор жизненного пути. Обычно мы выбираем его в раннем незрелом возрасте под давлением близких взрослых, таких же, как мы неопытных друзей и знакомых, а также объективных обстоятельств. Отсюда следуют многие неприятности, которые мы потом расхлёбываем всю жизнь. Может ли чувствовать хорошо себя инженер, мечтавший стать врачом, педагог, не любящий детей, учёный, не способный к анализу и терпению, артист, занятый всю свою жизнь в массовке, и т. п.?
Как жк быть, спросите вы, не ждать же полжизни того момента, когда можно будет установить, что ты способен к такому-то конкретному виду труда лучше, чем к любому другому? Я полагаю, что счастлив тот человек, у которого его способности и задатки нашли возможность реализоваться в избранном им основном виде деятельности. Для этого не нужно ждать, а необходимо имскать себя, испытывать свои возможности в разнообразных видах труда и не бояться сделать резкий поворот на уже избранном и кажущемся очень надёжном жизненном пути.
Счастливое состояние духа, уверенность в себе, радостное и жадное стремление делать дело на своём рабочем месте, ощущение нехватки времени для работы, - всё это стоит временных трудностей, которые поджидают человека, когда он решается резко изменить свой жизненный уклад. Лучше прожить короткое время счастливо, чем долго и нудно тянуть лямку нелюбимого труда.
- - -
«Народный» философ и сказочник Козлов утверждает, что ожог, оргазм, сильная боль лишают человека на мгновение сознания и после этого он становится другим. Я полагаю, что любой мощный стресс (измена любимой, смерть близкого, предательство друга и т. п.) делает человека другим. Во всяком случае, человек после потрясения начинает видеть мир в несколько ином свете: уже как брошенный любовник, обманутый друг, лишившийся близкого человека индивид и тому подобное. Человек стал другим потому, что он ЭТО пережил, потому что он увидел действительность с новой стороны, потому что он стал более богатой на чувства (переживания) личностью. Наконец, он (человек) стал другим, ибо стресс или ухудшил, или улучшил его здоровье, или же он узнал нечто новое о состоянии собственной психики и тела.
- - -
Когда изучаешь иностранный язык — открываешь для себя новый мир. Когда берёшься за разработку научной проблемы — входишь в новое жизненное пространство. Любое дело выводит нас за пределы собственной ограниченной сферы, если ты этим делом занимаешься всерьёз.
- - -
Хочешь добиться успеха — научись сосредотачиваться.
- - -
В начале карьеры мы напрягаем волю, силы, упорство, чтобы в итоге избавиться от подобного напряжения. А когда мы потом имеем реальную возможность расслабиться, становится ясно, что мы уже не можем жить без напряжения.
- - -
Любое семя — это опредмеченное желание.
- - -
Не должность изменяет личность, а дорога к ней.
- - -
Мы ждём всегда, везде и от всего большего, чем получаем.
- - -
Хотите долго жить — живите, а не ждите. Ведь жизнь — это не ожидание, а достижения и преодоления.
- - -
Почему-то многие произведения искусства и великие научные открытия сделаны преимущественно жертвами общественных порядков, а не их триумфаторами. Может быть, потому, что чиновник и политический победитель живут и борются за сиюминутное и временное процветание, а творческий человек — за будущее, всеобщее и вечное?
- - -
Не похвалы, а поражения вынуждают сильного человека становиться лучше.
- - -
Мы лишь тогда живём по-человечески, когда реально стремимся к невозможному.
- - -
Можно встретить утверждение, что все люди хотят справедливости. Но, как минимум, половина из нас чаще всего несправедлива и не жалеет об этом. Так возможно ли утверждать, что все стремятся к справедливости? Скорее всего, мы хотим, чтобы все другие люди были справедливы.
- - -
Не ищите лёгких дорог, все они ведут в никуда, а точнее, назад. Они нас опускают.
- - -
Жизнь — это не столько погоня за деньгами и вещами, сколько налаживание отношений с людьми. Кто умеет общаться — тот живёт, кто не умеет — тот лишь вечно борется за жизнь.
- - -
И добро и зло — норма. Нельзя их рассматривать врозь и в статике. Такова тривиальная истина. Нет зла без его смены добром, и наоборот. Даже вечное зло становится добро, как постоянное добро превращается в зло. Перемена - и есть аромат, интерес, прелесть жизни, её траектория, суть и судьба. Такой судьбе нельзя ставить палки в колёса.
- - -
Жизнь — это всегда преодоление первых ступеней, в ней труден только ПЕРВЫЙ ШАГ, так как только он меняет нас по-настоящему, превращает В школьника, студента, слесаря, инженера, мужчину, в жену или мужа, убийцу, обманщика, садиста, политика, нравственного или безнравственного человека.
Бытие теряет вкус и привлекательность с потерей надежды на возможность сделать ещё какой-либо первый шаг, оно становится скучным от многократного повторения поступков и дел, когда-то свершённых впервые. Так ли трепещет ваше сердце при сотом поцелуе одгой и той же женщины? Шелохнётся ли совесть у того, для кого обман стал профессией? Переживёте ли вы ещё раз такой же восторг по поводу поступления в вуз? Первый шаг потому и первый, что он бывает только один раз. Нельзя же девушке превращаться в женщину неоднократно! Невозможно нормальному человеку второй раз учиться плавать, читать или ходить.
Оглянемся вокруг, сколько ещё непокорённых вершин, не опробованных дел и не пройдённых дорог! Жизнь продолжается! Будем же готовы к переменам, чтобы взять новые первые рубежи!
- - -
Настоящий успех — это не обладание массой денег, а обладание массой людей.
- - -
Что бы ни советовали окружающие, а личную жизненную дорогу мы выбираем только сами.
- - -
Хотите узнать, что такое неприязнь, непонимание, неприятие и изоляция, - живите своим умом.
- - -
По плохой дороге идут лишь те люди, которые не прислушались к самим себе.
- - -
Лучше пытаться, чем только хотеть.
- - -
Если вы чего-то сильно желаете, преступно в отношении собственной судьбы не попытаться этого добиться.
- - -
Вперёд и вверх нас тянет смысл.
- - -
Помните, что выгода привлекательна. Путь вверх лежит по выгодам-ступенькам, которые вы предлагаете другим.
- - -
Для каждого успеха в жизни имеется своё время. И недоспелый, и переспелый плод плох. Главное уметь заметить, что ваше время настало. Кто это может ощутить, тот обречён на успех.
- - -
Не ошибаются только Боги и мертвецы.
- - -
Будь хитрым, но не хитрецом, ибо хитрец — это тот человек, хитрости которого всем видны.
- - -
Мы все тоскуем по переменам. Если ты, мужчина, не в состоянии изменить себя, то постоянно ищешь суррогаты перемен — меняешь, например, только подруг.
Продолжение следует
9. ЗНАНИЕ, НЕЗНАНИЕ
Лучше знать меньше, чем можно,
чем знать больше, чем нужно. Не
бойся незнания, бойся лишнего, об-
ременяющего, только для тщесла-
вия приобретённого знания.
Л.Н.Толстой
О знание! Как мы хотим иметь его побольше, чтобы, в конце концов, получить право вслед за мудрым греком сказать: «Я знаю, что ничего не знаю». Мы не желаем быть незнающими, в особенности выглядеть таковыми. И в то же время фактически только незнание, если вдуматься, делает нас энергичными, дееспособными, жадными до практических дел и вечного поиска. Так что же для личной судьбы любого человека важней: ощущение многознания или незнания? Я не имею ответа на этот вопрос. Но я точно знаю, что веду речь не о незнании, как некоей пустоте и глупости, а о незнании, вытекающем из многознания.
И ещё одно замечание. К знанию ведут два пути: во-первых, учёба, то есть освоение всего того, что уже накопило человечество и, во-вторых, самостоятельные размышления на основе знания об окружающей действительности, себе самом и других людях. Совсем не обязательно второе связано и обусловливается первым. Многие останавливаются на освоении уже известного и лишь мудрые объединяют оба эти пути. Так давайте стремиться к мудрости зиждущейся на знании и незнании одновременно.
- - -
Мы барахтаемся в кругу того знания, за пределы которого нас не может вывести разум.
- - -
Если бы все люди стали умнее в два раза, стала бы наша жизнь во столько же раз лучше?
- - -
Нет ничего долговечней в человеческом мире, чем открытие учёного. Тойнби заметил: «...мыслитель, оказавшийся превзойдённым, не становится вследствие этого ненужным».
- - -
Даже сказанное в далёком прошлом новое слово в науке остаётся и сегодня новым.
- - -
Булгаков когда-то говорил: «Наука ещё не знает способов обратить зверей в людей». Однако сегодня она уже научилась из людей делать зверей.
- - -
В познании всегда прав один, а не большинство. Потому трагичность нормальное состояние первооткрывателя.
- - -
Здравые мысли бессмертны, умирают лишь доктрины, в которые вплетены эти выдающиеся идеи. И лишь благодаря подобным мыслям люди вспоминают об устаревших теориях.
- - -
Не гордитесь уверенностью в собственных знаниях, ибо это очевидный признак малознания. Преодоление малознания ведёт к росту сомнений. Не зря же в Екклизиасте написано: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познание — умножает скорбь».
- - -
Мы знаем немного, но слышали обо всём. Это обстоятельство делает жизнь скучной, т. е. малоудивительной. Нам кажется, что нас уже нечем удивить. В действительности всё удивительное прячется в глубинах обширного и основательного знания.
- - -
Почему мы решили считать себя знающими? Почему мы считаем, что Природа через человека осознаёт себя? Не является ли всё это самомнением, самовозвеличиванием человеком человека? То, что познал человек, вряд ли составляет миллиардную долю Истины. Скорее, это узенький мирок человека и межчеловеческих отношений, которых мы тоже до конца познать не в состоянии. Так что же мы себя провозглашаем царями Природы? Её наивысшим сознанием? Мы только видим, слышим и осязаем, что живём в Космосе и на ничтожной частице его — планете Земля. Мы только надеемся, что Солнце не погаснет при нашей жизни или Земля не столкнётся с каким-либо астероидом. Мы только надеемся, что выживем и приспособимся, а мним, что познали многое и можем чуть ли не всё. Мы живём верой не в знание, а в судьбу и переполнены годыней относительно своих способностей. Этот мир угрожает и давит на нас, нам его не познать, ибо мы не в состоянии познать даже друг друга, не можем предсказать собственную судьбу, не можем научиться управлять сами собой. А то, что познаём, не улучшает самочувствия людей, а преимущественно угрожает их человеческой жизни. Стоит вопрос о выживании человечества, а люди делают многое, чтобы подтолкнуть его к исчезновению. И ради чего? Только ради того, чтобы конкретному индивиду было хорошо, одной группе, классу или, наконец, какому-то народу жилось сейчас лучше, чем другим. Нельзя не согласиться с Паскалем, писавшим: «Изменчивая видимость будет всегда вводить в обман наш разум; конечное ни в чём не найдёт прочной опоры меж двух бесконечностей, окружающих его, но недоступных его пониманию».
- - -
Учёный утверждает, что он знает только то, что ничего не знает. А что же тогда знает неучёный? Он знает то, что и все знают! Знает то, чему учили, что говорят и показывают по телевизору, что написано в газете и передано по радио, о чём вещает Интернет. Иногда истину ему открывают книги. Он не знает только того, что он ничего не знает, как и все умные люди, обучающие еог, люди, стремящиеся внушить ему «истину», склонить его на свою сторону, то есть все те истинные учёные, открывшие, что он знают только одно, что ничего не знают.
- - -
К собственной мысли можно придти только пробираясь через буреломы и завалы чужих идей.
- - -
Как жизнь рождается только от жизни, так и мысль рождается только от мысли.
10. ХОРОШО ЛИ ИМЕТЬ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ?
Стоит людям раз усвоить себе не-
верное мнение, раз признать его за
несомненную истину — и тогда их
уже не возможно вразумить, как
невозможно разборчиво написать на
перепачканной бумаге.
Т.Гоббс
Вряд ли я ошибаюсь, утверждая, что большинство людей считает обладание собственным мнением значительным достоинством личности. Ведь носитель такого мнения считается не только самостоятельным мыслителем, но и серьёзным, независимым, уважаемым человеком. Думаю, что такое убеждение имеет под собой достаточно веские основания. Но я хочу обратить внимание читателей на другой аспект этой ситуации, а именно на то обстоятельство, как складываются отношения такого человека с другими людьми, как он чувствует себя в обществе и как относятся окружающие к человеку, бескомпромиссно отстаивающему собственную точку зрения.
- - -
Мысль костенеет, как только к ней присоединяется собственное твёрдое убеждение. С непоколебимым собственным мнением нормальный человек превращается в фанатика. Уинстон Черчиль заметил: «Фанатик — это человек, не способный изменить своё мнение и не желающий сменить тему».
- - -
Утвердиться в собственном мнении — значит испортить отношения с большинством коллег и друзей. Конфуций в «Изречениях» говорил: «Настойчив ты с другими — и дружбы той уж нет».
- - -
Нет ничего в сознании более неповоротливого и затвердевшего, чем «обоснованное» собственное мнение. Оно, как балласт, мешает нам парить. И нет победы важней для индивида, чем преодоление собственного мнения. Марк Аврелий писал: «Помни: изменив своё мнение и последовав за тем, кто ведёт к истине, ты становишься свободным человеком».
- - -
Человек замораживает себя собственной точкой зрения на действительность. Он выбрал и, значит, уже не способен двигаться и выбирать ещё. Однако без собственной точки зрения разум человека подобен разлившейся ртути.
- - -
Выработав собственный взгляд на мир, вы первым делом разрушаете свой духовный покой и обязаны вооружаться.
- - -
Сознание не терпит пустоты. Мы заливаем ёмкости своего сознания чем угодно, лишь бы оно не беспокоило нас собственными умозаключениями.
- - -
Нужно быть храбрым, чтобы иметь собственные идеи.
- - -
Только одна точка зрения абсолютно позитивна: нет неизменных точек зрения.
- - -
Всякая самостоятельная мысль о чём-то или ком-то на самом деле говорит, прежде всего, об авторе.
- - -
Без личных убеждений я не я, а с твёрдыми личными убеждениями я не они (другие люди).
- - -
Если сегодня у меня не родилось ни одной приличной мысли, значит, мне не удалось встретить в этот день ни одной подобной чужой.
11. ЧТО ЗНАЧИМ МЫ БЕЗ ДЕНЕГ И ВЕЩЕЙ?
Наслаждение, роскошь — вот что
вы называете счастье, а я думаю,
что ничего не желать — это бла-
женство богов, и потому нуж-
даться лишь в небольшом есть при-
ближение к этому высшему сча-
стью.
Сократ
Деньги — зло не только, когда их нет, но и когда их много. Не распахивают они нам двери в мир, как многие думают, а чаще закрывают, передавая в наше распоряжение все имеющиеся в мире средства возбуждения нервов и удовлетворения самых простейших чувств и желаний. Однако, как говорится в «Новом завете»: «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно». Именно это и происходит с нами: деньги заглушают слово, то есть разум, мысль, смысл существования человека и мира. Ауэрбах писал: «Богатство тем и опасно, что оно портит не только его обладателя, но и людей, соприкасающихся с ним».
Почти всё из многого, что богатый себе позволяет, на деле оказывается суррогатом настоящего, перевёрнутым отражением истинного. Вместо друзей — компаньоны, вместо любви — секс, вместо искренности — хитрость, вместо правды — обман, вместо мечты — расчёт, вместо свободы — необходимость и так далее.
Я полагаю, что деньги необходимы, без них трудно, а точнее, нельзя прожить. Но они необходимы как средство для приобретения всех тех вещей, которые делают меня свободным, независимым, смелым, добрым и простым; помогают мне найти и выразить себя, заявить о своей индивидуальности, исключительности и подчеркнуть мою общность со всеми другими людьми, мою причастность к общим делам. Вот зачем, убеждён я, нужны деньги человеку, но никак не ради самих денег, не ради их несметного количества. Трудно не согласиться с Монтенем, который писал: «Озабоченный, вечно нуждающийся и занятый по горло делами богач кажется мне ещё более жалким, чем тот, кто попросту беден...»
- - -
Многие уверенны, что они любят деньги, тогда как на самом деле они тянутся всей душой лишь к возможностям, которые дают купюры.
98
- - -
Деньги — средство для того, кто мудр, и цель для того, кто глуп.
- - -
Без денег и вещей ты гол, но голый — это не пустой.
- - -
Бояться нужно ветра в голове, а не нехватки денег и вещей.
- - -
Самые ненужные вещи — вещи желанные. Приобретая их не для пользы, а для удовольствия, мы очень часто превращаем их в дорогой хлам
.
- - -
Любая вещь надоедает. Исправить эту ситуацию невозможно, ибо вещь неизменна, а человек меняется и жаждет перемен.
- - -
Хлам — это желанные вещи, не находящие применения.
- - -
Без меня нет в мире ни одной ценной вещи.
- - -
Что бы ни говорили, никто не любит вещи сами по себе, мы любим больше всего впечатление, которое они производят на окружающих. Функции в сегодняшнем мире давно отступили на второй план.
- - -
Деньги — это всё, когда их нет. Они — ничто, когда их много и они легко дались. Ценится ведь лишь то, что тяжело достаётся и чего не хватает.
- - -
Открой глаза, проснись, и ты будешь хотеть немногого.
- - -
Мы хотим много ВСЕГО потому, что ЗНАЕМ МАЛО обо всём.
- - -
Сильно хотеть чего-то — это значит уже наполовину иметь.
- - -
Очень сильное желание чревато таким же по силе разочарованием, ибо нет ни вещи, ни человека без изъянов и нет желания, которое имело бы проницательный взгляд.
- - -
Талант должен хорошо оплачиваться, но не настолько, чтобы доходы его раздавили.
- - -
Имеющий ВСЁ останавливается, желающий ВСЕГО идёт.
- - -
Разбогатевших обычно не любят. Богатый не становится кумиром, всё обстоит наоборот — сперва кумир толпы, потом богач. Таков один из законов бытия.
- - -
Сильные желания ослепляют, если бы они были зрячими, они бы не были сильными.
- - -
Никакая поддержка не превратит бесталанного человека в истинного кумира публики. Спонсорство порождает чаще всего тех, кто мозолит глаза и вялит уши.
- - -
Бесталанному деньги плохие помощники.
- - -
Всё-таки имеются в мире вещи, которые нельзя купить. Иначе бы богатые были богами.
- - -
Никакая новая вещь не может сделать вас счастливее, если она не улучшает отношений с окружающими.
12. УЧАТ ЛИ НАС ЧУЖИЕ ОШИБКИ?
До чего же мы нелепы с нашим
желанием найти опору в себе по-
добных! Такие же ничтожные,
такие же бессильные, как мы, они
нам не помогут: в смертный свой
час человек одинок. Значит, и
жить ему надобно так, словно он
один на свете.
Б.Паскаль
Меня смущает и вызывает недоверие расхожее выражение: «Лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих». Ведь чужие ошибки делают другие люди в ИХ ЖИЗНИ, а у меня своя жизнь, потому и ошибки могут быть только моими. Согласен, что я могу делать в схожих ситуациях похожие ошибки, то есть такие же, как у других людей, но никогда они, по-моему, не будут теми же ошибками. Я действительно чему-то учусь только в процессе проживания собственной жизни, состоящей исключительно из МОИХ достижений и ошибок.
- - -
Чужая ошибка всегда серьёзнее и значительней своей.
- - -
Жизнь человека — это только его ЛИЧНЫЙ ОПЫТ. Тогда как жизнь других людей есть лишь предмет ЛЮБОПЫТСТВА.
- - -
Хотя и принято считать, что лучше всего учиться на чужих ошибках, на практике мы извлекаем уроки только ИЗ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА. Опыт других для нас лишь предмет развлечения, интересное литературное описание или захватывающее зрелище, мало связанное с нашей непосредственной жизнью.
- - -
Нельзя научиться на примерах жизни других людей. Рассказы об их жизни не учат, а лишь разжигают желание подражать, вызывают или зависть, или злость. К тому же эти рассказы чаще всего фантастичны, то есть далеки от правды.
- - -
Простительны чаще всего только собственные ошибки.
- - -
Многие наши ошибки трагичны лишь для нас самих, окружающим они чаще всего кажутся пустяками, не имеющими отношения к их личной жизни.
- - -
Тот, кто совершает ошибки, радует окружающих, кто этого не делает — огорчает и злит.
- - -
Нам кажутся причуды собственной судьбы нашими личными ошибками, а ошибки других людей — их неизбежной судьбой.
- - -
Если бы можно было научиться жизни на ошибках других людей, то можно было бы и на достижениях их научиться успехам. Но никто и никогда не прошёл путь конкретного гения и не стал вторым Суворовым, Пушкиным, Лениным, Королёвым.
- - -
Ошибаются все, кроме сумасшедших.
- - -
Мы ошибаемся даже в суждениях о прошлом, что же в таком случае говорить о будущем! Будущее непредсказуемо. Потому оно главный источник ошибочных суждений. Почему-то ошибки оракулов и футурологов самые простительные. Думаю потому, что не сбываются обычно их мрачнейшие прогнозы.
- - -
Наркотики, алкоголь и курение — вот наиболее очевидные ошибки, которые все признают таковыми. Но вместо выводов люди повторяют их (ошибки) с садистским удовольствием.
- - -
Ошибки властей государства самые тяжёлые, ибо жертвами их оказываются имллионы граждан. И в то же время это наиболее повторяемые ошибки! Из них никто и никогда не извлекает уроков. Войны, революции, насилие и эксплуатация сопровождают всю писаную и неписаную историю человечества. Кого же научила история?
13. ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ И ГЛУПОСТЬ — СЛАДКАЯ ПАРОЧКА
Глупцы замечают только промахи
людей и не обращают внимания на
их достоинства. Они подобны му-
хам, которые норовят сесть толь-
ко на воспалённую часть тела.
Абу-ль-Фарадж
Хочется нам или не хочется, нравится или нет, но любое общество разделяется на небольшую группу интеллектуалов, творческих людей, с одной стороны, и массу посредственных или обыкновенных людей — с другой. Вдумайтесь только в понятие «обыкновенный человек»! Это живущий, как все, ничем особо не выделяющийся, рядовой индивид, который, хотя и обладает большими способностями и задатками (как любой человек), никогда не давал себе серьёзного труда выявить и развить эти способности.
Силён и опасен обыкновенный человек не сам по себе, а своей многочисленностью или массовостью. Такие люди всем скопом заставляют государственную власть думать всё время о них, проявлять отеческую заботу о всех, вести эту массу к «хорошей» жизни.
Масса создаёт в обществе ровный интеллектуальный рельеф, на котором любая возвышенность и неординарность подвергаются обструкции или физическому выравниванию. Вся эта масса бесконечно колышется, но никуда не движется, поглощает огромное количество материальной и духовной пищи, но почти ничего не отдаёт. Из её среды
постоянно раздаются нестройные вздохи страданий и разрозненные выкрики недовольства, но это ничего не меняет. Она засасывает в свою утробу почти всякого, а желает засосать всех.
Вынырнувшие из её среды ирригаторы обещают кое-что изменить в этом болоте, если оно позволит им быть на плаву. Масса слушает, но не слышит, рассматривает, но видит лишь то, что ей показывают. Она верит в «лучшую» жизнь, хотя и не знает, что это такое, а потому идёт за теми, кто громче кричит и «красивей» говорит.
Не дают же ей (массе) жить спокойно одиночки, люди, сумевшие стать другими, видящие суть происходящего и творящие предпосылки действительно лучшей жизни. Масса обзывает их презрительно «умниками» или «яйцеголовыми», никогда не идёт за ними, а с удовольствием наблюдает, как «их» власть расправляется с такими индивидами, выравнивая их со всеми.
Посредственные люди радуются тому, что подавляют и унижают не их, что хулят необыкновенных людей, а не их, что прислушиваются власти не к советам умнейших, а мнениям массы. Тем самым они демонстрируют свою глупость, как тот человек, который способен пилить сук, на котором сидит, да ещё и топор роняет на собственную ногу.
- - -
Даже две объединившиеся посредственности не расширяют горизонт знания, а дают лишь двойную ограниченность, или ограниченность в квадрате.
- - -
Малознающий может поучать лишь одному — малознанию.
- - -
Общаться с ограниченным человеком — всё равно, что помножать положительное число на ноль.
- - -
О творческом человеке порой говорят, что он исчерпал себя, и никогда почему-то так не говорят о посредственности. А ответ, по-моему, прост: пустоту нельзя исчерпать до дна.
- - -
У умного человека, с его точки зрения, вся жизнь состоит из ошибок и глупостей, у ограниченного она вообще совтоит из одних ловких обманов и успехов.
- - -
Посредственность страшна своей непримиримостью..
- - -
Посредственность уныла, ибо её всегда кто-то превосходит.
- - -
Невежества капкан удерживает душу от полёта.
- - -
Обычные люди в работах великих людей замечают лишь тривиальности.
- - -
Рядовой человек не может определить, какая мысль гения является действительно великой. Потому — то большинство энциклопедий афоризмов, составленных обычными людьми, так скучны и мало поучительны.
- - -
Умный человек не коллекционирует великие мысли великих людей — он их использует и распространяет.
- - -
Почему ограниченные, посредственные люди порой оказываются на вершинах власти? Или это кому-то из умных граждан нужно, или власть такая штука, что ей пренебрегают умные, или, наконец, эти посредственности обладают некими качествами, которых до поры не видят умники?
- - -
Что такое глупость? Это агрессивное невежество. Это опережение словом мысли. Это полузнание, помноженное на высокое самомнение. Это незнание, облачённое властью. Во всяком случае, глупость — это наглое, агрессивное, нетерпеливое, властное навязывание собственного незнания или полузнания другим. Наконец, глупостью является самое всестороннее и обширнейшее знание узкого круга личных проблем и перенесение суждений из этого узкого круга на все проблемы бесконечного мира.
- - -
Наша жизнь не так коротка, чтобы в ней не найти время для совершения глупостей и ошибок.
- - -
Скажем себе, что мы знаем мало, и чем дольше мы живём и больше стараемся узнать, тем становится очевидней, что не только наши личные, но и знания всего человечества исключительно малы в сравнении с непознанным. Потому даже самое мудрое слово, даже в высшей степени гениальное открытие может оказаться глупостью. От глупости никто не застрахован. Считают же, что они никогда не творят глупостей, только высокомерные невежды. Но ведь невежество мы сами выбираем, сказав себе: «Я знаю всё».
- - -
Одно из самых заветных желаний человека — быть понятым другими. В кинофильме «Доживём до понедельника» один из героев говорит: «Счастье — это когда тебя понимают». От этой формулы большинство взрослых пришло в умиление, она стала афоризмом. Проблема только в том, что понять полностью другого человека невозможно. Человек — это тайна Космоса, тайна живого, тайна из тайн. И этим он интересен.
- - -
«Простые» (обычные) люди ценятся только за предсказуемость их поведения, за то, что они предоставляют возможность другим ими манипулировать. «Простой» человек не интересен. Парадокс же жизни состоит в том, что в действительности нет ни пустых, ни глупых (простых), а есть только незнающие своих возможностей, отчаявшиеся, отступившие от самих себя люди, люди, играющие по привычке роль пустых и глупых, удовлетворённых этой роллью и ненавидящих себя и других из-за такого распределения ролей на сцене жизни.
- - -
Самодовольная ограниченность и нежелание учиться — самые отталкивающие черты личности. Они накладывают свой негативный отпечаток на все остальные качества человека, в том числе и на его внешность.
- - -
Чем человек глупее, тем больше глупцов он видит вокруг себя.
- - -
Глупость смела, навязчива и безразлична к человеческой чувствительности, иначе она не была бы глупостью.
- - -
Разумный человек видит, что всякое дело имеет оборотную сторону. Недалёкий человек очень часто оборотную сторону своего дела превращает в лицевую, не замечая подмены.
- - -
Глупца хвалят в глаза, умного же в лицо критикуют.
14. КРАСОТА И СОВЕРШЕНСТВО — ДОСТОИНСТВА ЛИ?
Нет ничего печальней жизни жен-
щин, которые умели быть только
красивыми.
Б.Фонтенель
У нас, людей, имеется врождённое качество — видеть красоту, где он не проявлялась, и тянуться к ней подобно самцам к самкам во время течки. Красота человека — особое свойство. Она бывает внешней, некоей предпосылкой, сигналом для установления отношений, и бывает внутренней, служащей для формирования и закрепления отношений между людьми. Поскольку люди предпочитают прочные отношения с небольшим количеством индивидов их круга, постольку реально, объективно внутренняя красота значимей, ценней внешней. Между тем здесь имеется существенная и постоянная коллизия. Суть её в том, что внешнюю красоту может видеть и различить почти любой человек, а внутреннюю — только тот, кто сам внутренне богат, то есть красив. Кроме того, сделать себя внешне привлекательным (слышите! Привлекательным) может большинство людей и в короткий срок, стать же быстро внутренне красивым невозможно.
Итог указанной коллизии известен: разочарования, ошибки, трагедии, крушение надежд и иллюзий. Казалось бы, путь к избеганию несчастий очевиден: отказ от иррационализма, мечтаний, превращение человека в расчётливого, разумного субъекта. Но человек так устроен, что он не может жить без идеалов и надежд, фантазий и иллюзий, потому он в этой сфере жизни не извлекает уроков, а способен только всю жизнь совершать ошибки, устремляясь к внешней красоте и разбиваясь о внутреннюю тупость, серость и пустоту одного и того же человека. Мы, как ночные мотыльки, летим на свет свечи и по-другому жить не можем, хотя давно и хорошо известно, чем всё это кончается.
- - -
Внешняя красота человека — это прекрасно накрытый стол. Когда из-за него встают, то отдают должное лишь вкусу блюд, а не их виду.
- - -
Красивый, но пустой человек — это худой сосуд прекрасной формы. Он радует глаз, но портит жизнь.
- - -
Красота, как и разум, - это попытка природы улучшить человеческий род. Однако улучшение homo sapiens не происходит, так как они (красота и разум) чрезвычайно редко соединяются в одном человеке.
- - -
Человеческая внешняя красота — это МИНУТНЫЙ МАНОК, призыв, за отклик на который порой приходится расплачиваться ВСЮ ЖИЗНЬ.
- - -
Внешняя красота лишь повод для сближения, но не как не причина. Однако внутренне богатый человек с обычной внешностью лишён даже повода, потому и одинок в толпе.
- - -
Богатые люди покупают красивых. Ибо красивые тоже любят деньги.
- - -
Встречают по одёжке, а провожают по уму только те люди, которые сами не лишены ума. Остальные же по одёжке и встречают, и провожают.
- - -
Красивые гордятся своей внешностью, ибо полагают, что она много значит в бесконечных лабиринтах реальной жизни, где на самом деле правят только знания и умения.
- - -
Мы все стремимся к совершенству, но ведь совершенство — это СОВЕРШЕНСТВО, то есть финал, конец, итог. Следовательно, мы все стремимся к неизменному, постоянному, отрекаясь тем самым от перемен, то есть вкуса и цвета жизни.
- - -
Бойтесь любить красивых и сильных, так как они, подобно всем людям любят тоже красивых и сильных, то есть прежде всего самих себя!
- - -
Близость с красивой женщиной пугает своей некрасивостью.
Продолжение следует.
98