Дино Буццати, пьеса Клинический случай, Аннотация

Валерий Попов 2
                А     Н     Н     О     Т     А     Ц     И     Я
                к комедии Дино Буццати “КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ”
               

Пьеса была написана в 1953 году, по рекомендации  крупнейшего итальянского режиссера  Джорджо Стреллера, с которым Буццати начал сотрудничать еще во время войны.  За основу была взята интрига, описанная автором ранее в рассказе “Семь этажей”.
Была поставлена в том же 1953 году в миланском театре “Пикколо” Джорджо Стреллером.
Пользовалась огромным успехом и вскоре получила европейское признание. В 1954 году ее ставят в Берлине. А в 1955 году постановку пьесы в Париже осуществляет известный французский режиссер Альбер Витали.
Буццати обожал театр и свою любовь к театру отобразил в своем богатом творческом театральном наследии, где особое место принадлежит комедии “Клинический случай”, являющейся, несомненно, жемчужиной национального театра Италии, абсолютным театральным шедевром.
Это, безусловно, гениальная работа Буццати, как по выбору сюжета, сравнимого разве что с гениальным сюжетом Н. Гоголя в “Ревизоре”, так и по тональности  палитры ее персонажей.
Буццати великолепно владеет техникой театрального искусства, где главное место уделяет языку, диалогу, эмоциям, фантазии. Ему достаточно буквально нескольких фраз, чтобы привести в действие механизм интриги в действие и держать зрителя постоянно под напряжением.
Сюжет пьесы очень прост. Главное действующее лицо, инженер Корте,  энергичный и преуспевающий бизнесмен. Фанатично увлеченный своей работой, и, проводя все свое время в бешеном, бурном ритме, он неожиданно сталкивается с легким переутомлением: ему время от времени начинают слышаться, мерещиться  звуки какого-то странного  призрака-голоса женщины-незнакомки. Чтобы угодить своим близким и друзьям,  он соглашается посетить в качестве “туриста” современную клинику, не подозревая, что это посещение для него станет фатальным. Поддавшись уговору врачей и близких, и, согласившись провести профилактическое медицин-ское обследование, он не предполагает, что клиника может стать местом его постоянной прописки.
Клиника представляет собой современное семиэтажное здание и живет по системе разработанной и внедренной ее руководителем, немцем, профессором Шредером.
В соответствии с системой Шредера, больные размещаются по этажам в зависимости от степени и серьезности их заболевания. Больные, проходящие общее обследование, здоровье которых не находится под вопросом, помещаются на седьмой этаж. И по мере усложнения степени заболевания, словно по закону гравитации,  они перемещаются сверху вниз. Самые тяжелобольные размещаются на третьем и втором этажах. На первом этаже помещаются люди, уже находящиеся при смерти.
Естественно, инженер Корте, не будучи настоящим больным, помещается в клинике на седьмой этаж. Затем Корте под разными предлогами перемещают с верхнего седьмого этажа на нижние этажи. Для осуществления этой цели все средства хороши.


                2.-



Персонал клиники профессионально решает проблему приватизации больного.  В начале это происходит как бы случайно. Затем с целью обеспечения более эффек-тивного лечения. На втором этаже персонал клиники уже не церемонится с Корте и решения принимаются  в рабочем порядке. За ним присылают санитаров с носилками и насильно перемещают на первый этаж.
В последней тринадцатой картине мать Корте, вместе с  другом семейства доктором Мальвецци предпринимает отчаянную попытку вызволить сына из плена, но, Корте,  окончательно сломленный, и, задавленный системой Шредера, уже не находит в себе сил, чтобы покинуть свою клетку.
Клиника Шредера для инженера Корте оказалась тем крестом, на котором распяли Христа.
Особо следует подчеркнуть, что драматический исход инженера Корте протекает на фоне комедийно построенных диалогов, взятых из нашей повседневной жизни и мастерски поданных в сугубо сатирическом ключе.
Каждая из картин, а их в пьесе тринадцать, представляет собой небольшой шедевр, и может считаться самостоятельной драматической единицей.
“Клинический случай” – это также художественная аллегория на непростой человеческий процесс, к сожалению, необратимый перед ликом смерти, и особенно ужасный в своей самой последней и самой мрачной странице жизни человека. Самое удивительное, что этот процесс разворачивается в мире, созданном, организованном и контролируемом самим человеком. Смерть разнолика и не знает пощады. Ведь даже тогда, когда в теле все клетки здоровы и человеческий организм функциони-рует безупречно, она ежеминутно отвоевывает в нем для себя “жизненное” прост-ранство, миллиметр за миллиметром...
Говоря о пьесе “Клинический случай”, особо следует иметь в виду, что в любом художественном пассаже  Буццати заложена масса эмоций, ритмических новаций, вызывающих удивление и поражающих воображение. Его техника, это, можно сказать, пируэты высшего класса, акробатика, исполненные на пределе возможного.
Как великий Тинторетто, создававший своими кистями шедевры на черном фоне,  Буццати использует черный фон,  мрачную клиническую хронику, для создания своего комедийного шедевра. Это посильно только настоящему мастеру, Маэстро с большой буквы...
К сожалению, в России эта пьеса никогда не переводилась, и, естественно, что никогда не ставилась, как и многое ценное из современного европейского театра.

Автор: Валерий ПОПОВ.   Тел.: 631.38.67,  E-mail: mariapop@mail.ru

P.S.   По вопросу текста перевода пьесы «Клинический случай» и  других пьес Д. Буццати: Окна, Феличита, Драматический конец одного известного композитора, Стриптиз, Баллада о Матери  - обращаться непосредственно к Автору переводов: Попову Валерию.