Игнатьич

Кирилл Снурницын
Мой дедушка всегда любил, когда дома собирается большая и шумная компания. Каждую субботу у нас играли в «дурака», по воскресеньям был «покер», в другие же дни шахматы, шашки, домино. Игр был много, много было споров, рассуждений. Я всегда сидел у печки, часто пачкался сажей, а светлые волосы принимали непонятный цвет.
Мне шел 7 год. В этом году предстояло идти в школу, чего не безумно не хотелось. Соседские мальчишки воровали яблоки в нашем саду, сигареты у взрослых, а раньше такого не было. «Не уж то их в школе этому научили? Ноги моей там не будет, если даже  хворостинкой сечь будут, не пойду все равно!»
Дедушке 2 дня назад стукнуло 63. Он родился 8 марта, 1890 года. Высокий лоб, густые седые волосы, нависшие соболиные брови и грустный, а порой даже совсем пустой взгляд. Может он и спасался этими шумными компаниями, пытаясь заполнить то пустое, что было у него в душе, но когда начинался спор, и не важно почему, он наполнялся бурей эмоций!
- Христиане не смогли даже создать хорошего бога. Ведь если принять вероучение христиан, то сразу же возникнут недоуменные вопросы о христианском боге, которому поклоняются десятки миллионов верующих. Этот бог, который может мог бы сделать всех счастливыми, тем не менее никого счастливыми не делает… Бог говорит о справедливости… Говорит другим о морали, и сам ее лишен, неодобрительно смотрит на преступления и сам же их совершает!
- Глупый вы, Степан Игнатьич, а еще учителем были! От того и злитесь, что Божьего в вас ничего нет! – отвечал ему наш сосед, Иван Савельевич, частый гость дома Божьего. - Вместо того, чтобы в карты играть, сходили бы помолились в церковь, глядишь и желчи меньше станет! А про счастливых…так полюбите же Бога, и счастье будет! Поступайте по душе и справедливость увидите! Да и преступления его в чем? Право дело, я вас не понимаю!
- И не поймете никогда! И не просто учителем, а преподавателем в университете! Вот, Артемка, внучек мой, чумазый как головешка и упрямый как баран, но добрый, к чужому руки не тянет! А Мишкины то, то и дело к нам в сад окунаются!
- Так дело то в том, что Михаил Владимирович атеист, как и вы! Что за чертово слово, прости Господи! А Артемка, он видит все, все понимает…
- Артемка, пойди сюда! – приказал мне дедушка звонким голосом, который только и бывает у него в минуты спора.- Скажи мне, ты в Бога веришь!?
- Верю, дедушка! – ответил я, сжимая край выпущенной рубахи в своих маленьких ручонках!
- А от чего же ты веришь!? Небось, мать научила!? Так ее уж нет давно, твой Бог то ее к своим рукам то и прибрал!  Где же он есть то?
- Везде дедушка! Везде! И маму я везде вижу и его вижу!
- Да как же так?
- А вот так дедушка: иду сегодня по улице - ветер, солнышко светит. Иду ровно так, как привык ходить и как обычно видят меня другие - угнулся, смотрю себе под ноги. А солнце, оно сзади, оно освещает дорогу. И вот когда смотришь на кончики своих ботинок, кажется что свет, этот теплый, желтый свет, тебя оберегает. Невольно задумаешься тут о Боге, а задумавшись, улыбнешься: помнит и любит, каждую секунду... А ветер, он как мама, нежно целует, и словно сказку мне нашептывает. Ты ругаешься дед, «не сутулься» говоришь, а мне счастливей нет момента.
Помолчал дед секунду, слеза его упала на загрубелую от работы ладонь.  Иван Савельич улыбнулся. А я пошел назад к печи. «Мамку, наверное, вспомнил», - подумал я.
Дед заговорил о погоде, о том, что власть в стране «никакая», голос его вновь наполнился азартом.
 «Если Бог и есть на свете, то не старец он, и не с седыми волосами, как у меня, а ребенок, чистого лица, чистой души, а может и чумазый, с грязными волосами…».
Нет деда моего больше, недавно год справили, а дневник, который он вел, я часто перечитываю и вспоминаю шум, споры, дедушкины глаза и звонкий голосок.