В труде ли счастье?

Сергей Корягин
Текст написан для форума "Философский штурм". Уважаемый Софокл! Спасибо за хороший текст. Для Маркса и для Вас важен увлекательный труд, который всем доставит удовольствие. На  этом Вы акцентируете внимание и на этом строите свою философию – философию всеобщего счастья. Я понял Вашу мысль с самого начала, только меня больше беспокоит вот какой вопрос: как накормить ныне живущих на земле шесть миллиардов ртов, накормить досыта и снять страдание от голода. Решение этого вопроса, к сожалению, от меня не зависит, но я как человек, переживший долгий советский голодомор, не могу не сочувствовать чужой беде. В Вашем сказочном обществе все будут увлечены трудом, разными видами труда. «Землю попашешь – попишешь стихи». Надоели стихи – возьмешь кисть, чтобы создать полотно – «Великий вождь – за работой». Далее – сядешь за музыкальный инструмент и сочинишь свой «Первый концерт для фортепьяно с оркестром». И т.д.

Возьмем, однако, реальное общество. Сначала его «верхний этаж». С увлечением работает лишь незначительная его часть, та часть,  которая занята в сфере науки и культуры, в сфере изобретательства и испытаний новых методов труда и новой техники. Ученый творит день и ночь, писатель, поэт, драматург  сочиняют свои тексты – тоже день и ночь, артист днем репетирует,  а вечером участвует в спектакле и… умирает на сцене, как Андрей Миронов, предприниматель думает, куда вложить деньги, инженер придумывает новый прибор, кандидат в космонавты готовится к полету, знаменитый спортсмен готовится к Олимпийским играм в Сочи… Очень занятый народ, которому некогда подумать о смысле жизни, о счастье.

Спустимся на «нижний этаж» того же реального общества. Подавляющая часть  народа «тянет лямку» за деньги, чтобы купить хлеб, услуги, развлечения, отдых. Здесь каждый ждет конца рабочего дня и покидает рабочее место, чтобы забыть о нем до утра. Сантехник, шахтер, металлург, ассенизатор, учитель, врач, чиновник, полицейский… днем работают, а вечером едут на футбол, на концерт с участием Николая Баскова, принимают дома гостей, выпивают, поют, пляшут и т.д. «Если природа человека только накормить, то человек раб и свой труд будет ненавидеть», – прочитал я у Вас. Думаю, Вы поторопились, уважаемый Софокл. Граждане «нижнего этажа»  удовлетворены круговоротом жизни, если здоровы, если семейные отношения не создают проблем, а дети не приносят из школы двоек, если выигрывает «Спартак». Они счастливы вопреки Вашему тезису. Так устроено реальное общество, состоящее из «двух этажей».

Но Вас этот порядок не устраивает. Вам (как и всем марксистам) хочется его сломать и внедрить свой, при котором счастье возможно только в труде. А если кто-то считает, что труд дан в наказание за грехи? («И будешь ты, Адам, работать в поте лица своего, чтобы искупить  грех!», – сказал Бог первому грешнику.) Что делать с этими… «недоумками»? Теперь-то мы знаем, что «благодетели» для них придумали. Они придумали тотальную экспроприацию, коллективизацию, паспортизацию. Коллективный труд в лагере, в колхозе, труд на закрытом предприятии в закрытом городе. «Задача, стоящая перед обществом, обеспечить человека именно тем трудом, который будет  ему не в тягость, а в радость», – Ваши слова. И товарищ Сталин «обеспечил» всех таким трудом, и заставил быть «счастливыми».

Ваше неприятие частной собственности и буржуазии – это Ваш грех. Думающая часть элиты России отбросила марксистский бред и готова строить общество, в котором предприниматель – не эксплуататор, а кормилец  и творческая личность, ведущая экономический прогресс, отказалась от идеологического и политического мальтузианства, внедренного марксизмом в России. Я уверен, что новое государство России, демократическое государство, сумеет взять в правовые рамки негативные тенденции, идущие от свободы предпринимательства, и построит социальное государство – ныне очень распространенную модель в ряде продвинутых стран. 

Удивили Вы меня и вот какой мыслью в защиту коммунизма: «В первобытно-общинном строе не было собственности на средства производства. Тем не менее, само производство было. Каждый собственник мог пользоваться любым средством производства». О каком «производстве» Вы говорите? Жизнь семьи, клана, племени была настолько примитивной, что каждый имел для себя благ столько, сколько имел силы, смелости, наглости. Отец в семье, если такая обозначалась, был хозяином всего, как главный самец он был хозяином и всех женщин; вождь племени первым получал то, что он вместе со своими дружинниками сумел захватить, отнять у других; он владел стадом и поймой реки, в которой была рыба. Все соплеменники были равны? Правильно, но только некоторые «были равнее». Слабых не щадили, ценили лишь тех, кто в час «Х» мог взять в руки оружие и отбить нападение. Вот этот примитивизм вы, марксисты, хотите навязать современному обществу. Для чего Марксу понадобилась идеализация первобытно-общинного строя? Чтобы создать иллюзию полного цикла развития (позаимствовано у Гегеля). Иллюзию неизбежности победы коммунизма, который, пройдя весь круг своих мытарств от первобытно-общинной формы, должен снова возродиться, но уже в форме коммунизма научного. Среда, 13 марта 2013 г.