Спектакль Осенняя соната. Театр Современник

Таня Варшавская
Спектакль  невеселый,  рекомендован для зрителей «недетского» возраста.
Неприятное ощущение преследует весь спектакль, как- будто бы невольно подглядываешь  «в замочную скважину».  Постоянно проецируешь увиденное на себя, встаешь то на место матери и смотришь ее глазами, то на место дочери.
Шарлотта (Марина Неелова) – известная пианистка, с юности ездит по странам, ведет богемный образ жизни, имеет массу любовников.  Когда-то она имела полноценную семью:  мужа, двоих дочерей.  Муж умер, а  любовь к музыке оказалась сильнее любви к близким. Шарлотта совершенно не интересуется жизнью своих дочерей, давно живет отдельно от них и полностью отстранена от семейных проблем. 
Старшая дочь Ева (Алена Бабенко) выйдя замуж, поселяется с мужем – пастором в маленьком провинциальном городке, вдалеке от городских сует.  Она решается написать матери письмо, в котором просит ее приехать к ним, поскольку не виделись они с ней целых семь лет. В этот раз происходит чудо:  мать, которую Ева уже и не надеялась увидеть, приезжает в их заброшенный дом.  С этого все и начинается…
Люди, не видевшиеся столько лет,  начинают как бы заново узнавать друг друга.  Стараются понравиться. Ева всячески пытается угодить матери, бегает по каждому пустяку. Она разучила прелюдию Шопена и хочет продемонстрировать свою игру. Но мать,  естественно, недовольна игрой. Это и понятно, - она же профи в этом деле! (Кстати, Марина Неелова так потрясающе  использовала мимику лица при слушании, что зал «умирал» от смеха).  Рассказывая о жизни, каждый пытается найти в другом не столько «благодарного» слушателя,  сколько советчика, помощника. Но жизнь, которую вели наши героини до этой встречи, невозможно перечеркнуть или изменить. Каждый из них находится в своей нише, каждый занимается своим делом.  Для матери становится шоком, когда она узнает, что в доме старшей дочери несколько лет живет ее младшая «больная параличом» дочь Елена (Елена Плаксина): «Зачем ты взяла ее из пансиона? Ей там было бы лучше!» На что Ева отвечает, что лучше там, где тебя любят. 
Трагические обстоятельства, повлекшие за собой смерть четырехлетнего сына Евы, Эрика, не дают покоя Еве.  Нет-нет,  да и представляет Ева, что ее мальчик рядом с ней,  она его «чувствует».  Ложась спать, она представляет, как обнимает и целует его голову.  Делясь своими «видениями» с матерью, она искренне желает, что мать поймет ее, поддержит, успокоит.  Но мать реагирует на это по-своему, ей кажется, что Ева не «в своем уме».  Шарлотта делится своими подозрениями с  зятем и надеется получить поддержку, но Виктор не хочет участвовать  в обсуждении и пресекает всякие попытки матери назвать дочь «умалишенной». 
Живя каждый своей жизнью, никто из них всерьез не задумывается о жизни другого. Они эгоистичны  - мать и дочь. И в этом они схожи. Только с разницей в возрасте. У обеих жизнь в отчем доме - не сахар. Любви от родителей они не недополучили, и этот недостаток пытались компенсировать в будущем в собственных семьях.  Но получилось так, что Шарлотта не любила мужа по-настоящему, а Ева не любит Виктора.  Эта «неспособность» любить  выливается в настоящую драму на сцене.  Чувство обиды переполняет Еву. И из нежной, заботливой дочери, она превращается в «монстра». Она начинает винить мать в своих детских переживаниях, в порушенной юной любви.  Она не может простить ей то, что мать посоветовала ей сделать аборт в юном возрасте от любимого человека.  Мать, в ее понимании – корень всех ее бед. Шарлотта хочет защищаться, но каждый раз получает «под дых». Злость кипит, оскорбления сыплются как снежный ком, все страшнее и страшнее видеть истерику Евы,  слышать ее безумную речь. Но режиссер нас, зрителей, не жалеет. Несколько минут жуткого крика… и все кончено. Наступает эпоха «тихого» перемирия. Но как долго она просуществует?
Вывод  ясен:  нежелание понять  другого и неспособность к самопожертвованию ради другого порождает развитие порочного «ЭГО»,  отчужденности в будущем,  и как результат, приводит к страшному финалу - одиночеству. 
Любовь не приходит сама по себе. Любви надо учить, ее надо воспитывать с раннего возраста.