Как и почему написан этот учебник

Михаил Михайлович Рожин
         Двухлетнее пребывание на Прозеру сподвигло меня взяться за написание учебника по теме «Духовное наследие нашего рода». Если само "Наследие..." создаётся членами рода, то есть "узким" кругом лиц, то учебник, своеобразная "инструкция" по его написанию, можно надеяться, заинтересует каждого неравнодушного к судьбе своих родственников человека.
         Расположенный ниже текст воспроизводит предисловие к ещё незаконченной книге. Вывешиваю его здесь в надежде на то, что мнение авторов Прозыру позволит мне быстрее донести взваленную на себя ношу. Последующие материалы учебника собираюсь публиковать по мере их готовности.



                *       *       *      
               

                П Р Е Д И С Л О В И Е

         Смысл своей жизни я всегда находил в делах: в интересных, неизбежных, полезных, добрых. Так было в дошкольном детстве, в школе, в институте, на работе, на пенсии. (Замечу в скобках, что понял и прочувствовал всё это с опозданием,примерно, на пятьдесят лет, в откровенно «зрелом» возрасте).

         Хорошо устоявшуюся жизнь мою прервал третий инфаркт миокарда. Случился он в семьдесят лет. Мне пришлось оставить работу, любимое с детских лет увлечение – рыбалку, изменить весь образ жизни. Когда осознал, что привычное прошлое ушло полностью и навсегда, мною овладел ужас. Жизнь, казалось, закончилась. Надвигалось бесцельное существование.

         И как же велика была радость, когда судьба подала мне спасательный круг! Неожиданно и для себя, и для окружающих я взял да и написал отчёт о своей жизни. С этого события началась третья, последняя, к сожалению, не очень продолжительная, но самая счастливая часть всей моей жизни. Мне стало интересно слушать. Всегда есть, что рассказать. Никогда не скучно одному.

         Воображение стало рисовать захватывающие дух картины. Ведь мои тексты могут оказаться в руках родственника-потомка не только через 10, а и через 310 лет. Буду ли я ему интересен? Поучителен? Полезен? Дам ли я ему основания гордиться мною? Не добавлю ли в его душу смущения? А почему это всё – я, да я. Ведь за 310 лет родятся и даже "успеют" уйти из жизни много моих потомков. Почему бы и им не присоединить к моей исповеди свои воспоминания о своих жизнях?! Соборный этот труд родных душ я стал представлять себе не иначе, как непрерывно пополняемое и всегда готовое к применению ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ нашего рода.

         Так родился замысел написать книгу «Духовное наследие нашего рода. Исповедь предков». С волнением свидетельствую: «Я реализовал этот замысел»! И, верьте мне, испытал подлинное счастье. Теперь у книги 11 соавторов. Среди них – оба внука, дочь, жена, сватья, внучатая племянница, жена брата, падчерица, друзья.

         А мысль неслась к новым «горизонтам». На свете, напоминала она, много не очень счастливых стариков. Они же могут повторить твой опыт! Им, следовательно, ничего не мешает тоже стать счастливыми. Вопреки очевидным и распространённым спутникам старости: болезням, бедности, одиночеству, неприятностям в семье, возмущению безобразиями, которые творят соседи на лестничной площадке, возмущению несправедливостями, которые вытворяют власти в обществе, в государстве и в мире, вопреки, наконец, тому, что вдруг становишься никому не нужен и не интересен. «Спутники» могут множиться, а вы, дорогие старики, всё равно будете чувствовать себя счастливыми. И нет силы, которая бы лишила старость этого преимущества!

         А почему только старики? Постепенно я пришёл к выводу, что не только старики, а и вообще люди должны оставлять свой духовный след в едином для своего рода месте. Чем раньше все мы "прозреем" и приобщимся к этому делу, тем больше радости успеем принести себе и пользы своим потомкам. Больше того – я убеждён, что это дело настолько значимо для общества, настолько благородно по своей сути, что со временем превратится в привычку, а затем станет ПОТРЕБНОСТЬЮ.

         Под натиском этих чувств я уже не мог не распространять свою идею и книгу где только можно: в семьях своих родственников, среди друзей и знакомых, в Интернете, везде.

         Что я узнал?

         Подавляющее большинство одобряют замысел. Редко, но встречаются сомневающиеся. Безоговорочно отвергают саму идею единицы: родственники, де, всё равно всё выбросят на помойку! Совсем нет равнодушных. Довольно часты намерения повторить мой опыт. Но поразительно много идею духовного наследия СВОДЯТ к написанию традиционных мемуаров, к поиску корней рода, к составлению родословной. А это уже – огорчительный симптом. Он свидетельствует, что люди пока не готовы на базе и без повреждения "старых" сотворить  принципиально новый "сорт" мемуара, не готовы активно использовать очевидный и такой естественный источник духовно-нравственного оздоровления общества.

         Именно это обстоятельство оказалось последним аргументом, который заставил меня взяться за этот учебник. В соответствии с логикой – раз могу, значит, обязан.

         13.03.12.