Двести лет на шее

Савва Минкин
Двести лет на шее. Или, август, восьмого.

Фильм "Август. Восьмого" запрещён к показу   в кинотеатрах Украниы.
http://www.1tv.ru/news/world/201152



24 июля 1783 года царь Картли и Кахети Ираклий II подписал в Георгиевске трактат о признании верховной власти российского императора.

К тому времени, в результате многовековой борьбы между Персией и Турцией, практически вся Грузия была объявлена провинцией Турции. В ней поселили 80 тысяч дворов анатолийских турков, немногочисленные уцелевшие христианские храмы стали обращать в мечети.

Ещё в 1558 году царь Кахетии Леон второй, озабоченный несчастной судьбой своего народа, слёзно просил Иоанна Грозного принять его в своё подданство. Умоляли о помощи и Бориса Годунова. И Россия была готова помочь, но слишком далеко было до единоверческой Грузии.

Известный историк Платон Иоселиани в работе «Исторический взгляд на состояние Грузии под властью царей  магометан» писал о трагической судьбе Грузии: «Христианская Грузия, постоянно уклонявшаяся от влияния магометан, возбуждала к себе ненависть Персии; но сильная многочестием своих сынов, мудростью царей, благочестием духовенства, не испытывала она сильных и сокрушительных потрясений».

Некогда единая страна с древней культурой процветала до нашествия Чингизидов и Тамерлана. Всё переменилось, начиная с тринадцатого века, когда Грузия разделилась на верхнюю и нижнюю Грузию. В 15 веке отпали от Имеретии Мингрелия, Гурия, Абхазия, Сванетия, Джихетия. В 16 веке к Турции отошла Самцхе – Саатебего. Сохранили до поры государственность Картли и Кахети, которые вели между собой почти непрерывные войны вплоть до 19 века.

Династия Багратиони, чьи корни производились от иудейского царя Давида, царствовала в Грузии одиннадцать веков. По традиции цари титуловались: Иессей, Давид, Соломон... 

После принятия Багратом четвёртым магометанства, правители Грузии дистанцировались от своего народа, остававшегося верным христианству. Завоёванная магометанством Грузия увидела попеременно восходящими на раздробленные троны Карталинского и Кахетинского царств царей – магометан.
Уже Баграт пятый назывался Баграт-мирзой, а Симон – Симон-ханом. И все эти ханы и мирзы назначались персами. Те же, кто не измнял вере предков, вынуждены были бежать из Кахети и Картли в Россию, под покровительство русских царей.

Вахтанг шестой, единственно долго оставался христианином, но и он вынужден был под угрозой смерти от рук своих же братьев – ренегатов, принять ислам. К тому же, кахетинский его родственник, Магомет -Кулихан, развязал войну за трон против Вахтанга шестого. Вахтанг шестой отправил послов к Петру Первому со слёзным прошением защиты у царя единоверного. Пётр твёрдо обещал помочь, но смерть русского царя тому помешала. Вахтанг простился навсегда с родиной и троном и вынужден был искать спасения в России. Наследники трона бежали, кто в Россию, кто далеко в горы. Магомет – Кулихан, урождённый Константин, не получил дивидендов от своего ренегатства, и тоже был вынужден плакаться русскому царю.

Грузия полностью потеряла государственность. Только за одно десятилетие междоусобиц погибли более ста тысяч грузин. Тысячи были насильно переселены. И только в 1744 году при поддержке Персии на трон Картли был посажен Теймураз, а на трон Кахетии – Ираклий второй.  Опасаясь могущества Турции, персы вынуждены были пойти на компромисс. Оба царя исповедывали христианскую веру.

Турецких оккупантов это не устраивало. Агрессия Турции усиливалась. Население грузинское неуклонно сокращалось. Ираклий искал спасения. Снова и снова обратились к России. Теперь были не времена Ивана Грозного и Годунова. Россия была куда как ближе.

Русские войска преодолели разбойничью степь, суровые горы и прибыли на выручку. Помощь единоверцам легла тяжким бременем на плечи русского народа. Пришлось устраивать на разбойных землях казачью сторожевую службу. Переселять казаков на новые рубежи. Строить дорогу через горные хребты. Станицы, войска и обозы с материальной помощью грузинам подвергались налётам горских разбойников. До тех пор, пока мудрый Шамиль не понял, что выгоднее не воевать с непрошеными гостями. Не грабить обозы и станицы, а продавать за хорошие деньги возможность беспрепятственного проезда через горы в голодную несчастную Грузию. Сам Шамиль был ласково принят в Петербурге, впервые в жизни досыта наелся и узнал, что такое чистая постель. Бывшие грабители-абреки составили привилегированный полк для охраны самых высоких персон. И грузинская земля впервые за много веков зажила сыто и спокйно. Христианские храмы вернули верующим. Багратионы перестали убивать друг друга в междоусобных распрях.

Значительная статья расходов по содержанию единоверцев бременем лежала на российском бюджете до 1917 года. В результате свержения монархии и православия, казалось, это бремя снято с плеч трудового российского крестьянства. Грузия, пользуясь поражением Турции, объявила независимость. Но, отвыкнув за многие века от сколь ни будь  самостоятельной деятельности, шесть веков будучи сателлитами двух монстров, Персии и Турции, и более века сидевши на русской шее, ничего из этой затеи не извлекла. Бутафорское «правительство» скинули более практичные Орджоникидзе со товарищи одним пинком. И сидение на шее русского крестьянина продолжалось ещё семьдесят лет. Более того, грузин, правда, не из Багратионов, склонных к ренегатству, а из простого рода, но из православных, воцарился на русском, вернее, теперь, советском, троне. Не имея ни хлеба, ни полезных ископаемых, не производя никакого материального продукта, кроме виноградного вина и знаменитой чачи, жили братья по вере двести лет сытно и спокойно.

Пока далёкому преемнику того грузина, точно через 200 лет после подписания Георгиевского трактата, не пришла в голову мысль, что в государстве должно быть равноправие. Не должна одна часть населения сидеть на шее у другой. Местным зажравшимся князьям это не пришлось по сердцу. Затея с равноправием с треском провалилась. «Союз равноправных», где далеко не все были с сошками, но все с ложками, развалился.

«Равноправные» срочно начали искать другую кормушку. Вновь, как во времена турецко-персидского ига передрались между собой за место у кормушки. Но другие кормильцы за просто так кормить не станут. Это только лишь один русский мужик за просто так кормит. Если ему царь прикажет.

Другие кормильцы кормят только тех, у кого есть, что взамен дать. А если взамен получить нечего, кроме геморроя, то кормить не склонны.

Что обыватель и увидел в запрещённом к показу в Украине фильме «Август восьмого».