Палач

Виктор Румянцев
Тёплый июньский быстротечный ливень загнал Бориса в кафе. Собственно говоря, он и не спешил домой – в такую погоду не грех и прогуляться, особенно после того, как ливень освежил раскалённый за день город. Борис с улыбкой сквозь окно смотрел на лужи, в которых всё ещё расходились круги от дождевых капель. Он подозвал официантку и заказал чашку эспрессо. Только находясь один, Борис мог позволить себе такую роскошь. Жена категорически возражала против кофе, крепкого чая и прочих напитков, поднимающих давление. Он же не представлял себе дня без пары-тройки  чашек кофе. Даже решение бросить курить года три назад далось ему гораздо легче, чем многочисленные попытки отказа от кофе. Вот и теперь он с наслаждением сделал первый глоток, прикрыв от удовольствия глаза.

- Вы позволите? – у столика остановился мужчина средних лет.

Как минимум, два столика в кафе были свободны, но Борис почему-то немедленно позволил себе позволить... Мужчина уселся напротив и начал внимательно изучать узор на скатерти. Подскочившей к нему официантке он не заказал ничего, кроме стакана воды, а Борис попросил её принести ещё одну чашку кофе.

- Правильно, надо наслаждаться всеми прелестями жизни, пока есть такая возможность, - незнакомец в упор посмотрел на Бориса. Ему было не более пятидесяти. Уставшее, ничем не приметное лицо, разве что изборождённое морщинами не по годам. Среднего роста с натруженными руками, он являл собой стандартный вид рабочего человека, но не сталевара, а, к примеру, грузчика или слесаря.

- Да, гм... Конечно... Почему бы и нет, - из вежливости промямлил в ответ Борис, не желая вступать с ним в беседу. Он любил иногда посидеть вот так, в одиночестве, разглядывая людей и ни о чём не думая. Особенно после напряжённого рабочего дня. А прошедший день был как раз из разряда сложных и ливень прошёл как раз кстати, дав Борису возможность задержаться в кафе.

- Я бы на вашем месте заказал  ещё и круассан! – вдруг посоветовал незнакомец.

- Круассан? Почему круассан? – не понял Борис, - Я не желаю никакого круассана!

- Почему? Во-первых, потому, что вы его никогда не пробовали. Ну, а , во-вторых, я опять возвращаюсь к тому, что уже сказал – пока есть возможность, надо наслаждаться прелестями жизни!

Борис испытал лёгкое чувство досады – посторонний человек вторгся в его одиночество и ему
это было неприятно. Он не любил навязчивых людей. Хотя стоп, а откуда этот человек знает, что я никогда не ел круасан?

- Да, вы его никогда не пробовали! – настойчиво повторил незнакомец, - Просто вы не знаете, что это такое, а ведь пока живёшь, нужно пытаться узнать как можно больше обо всём, что тебя окружает. Ведь так много осталось вами неизведанного и неиспробованного.

- Ну, а если я не хочу? Следуя вашей логике, я даже должен кого-нибудь убить, я ведь никогда пробовал убивать! – сиронизировал Борис.

- Не стоит впадать в крайности, - грустно улыбнулся незнакомец, - между круассаном и убийством есть ещё очень много интересных дел, так что начните с малого.

Официантка быстро принесла два круассана, Борис попробовал и опять испытал чувство досады – булка, как булка, только зря потратился.

- Вы не переживайте так! Совсем небольшие расходы, зато теперь можно переходить на следующую ступень неизведанного, - незнакомец отпил немного воды, а Борис уставился на него в недоумении:

- Вы телепат? В таком случае кто вам дал право читать чужие мысли?

- Ну что вы, какой я телепат? И никогда им быть не хотел. – незнакомец устало помассировал виски, - к сожалению, у меня совсем иная задача и я бы не сказал, что она мне нравится. Думаю, что и вам тоже...

- А при чём тут я? – искренне удивился Борис, - Вам дали задание, вот вы и выполняйте! А я сейчас допью кофе, доем эти дурацкие круассаны, уйду из кафе и больше вас никогда не увижу!

Незнакомец, как показалось Борису, настороженно посмотрел по сторонам, потом около минуты смотрел в окно, после чего, глубоко вздохнув, произнёс:

- Увидите, я вам это обещаю, хоть и понимаю, что вам этого совсем не хочется. Поверьте, я тоже не желал бы ещё одной нашей встречи, но ничего не могу поделать, поэтому прошу вас – наслаждайтесь жизнью, как будто живёте последний день!

Бориса осенила догадка:

- Я, кажется, понял! Вы ненормальный! Вас отпустили на выходные из сумасшедшего дома, а вы, вместо того, чтобы пилюли глотать, надоедаете мне со своими круассанами! – в приступе гнева Борис грохнул кулаком по столу так, что посетители кафе встревоженно закрутили головами.

- Я не ненормальный и зашёл сюда только для того, чтобы пообщаться с вами, - возразил незнакомец, - мы побеседуем немного и я поеду домой, мне ведь на другой конец города.

- Тогда при чём же здесь я? – удивился Борис, - Я вас никогда не видел, вы меня тоже... Зачем я вам нужен? Или мы где-то уже встречались?

- Нет, мы видимся впервые и нам предстоит ещё одна встреча – это и есть моё задание, в котором вы мне поможете, хотите вы этого или нет, - почти равнодушно сказал незнакомец. – хотите, пойдём прогуляемся? Ливень закончился, лужи начали подсыхать, а в кафе очень душно.

- Не хочу!- резко возразил Борис, - вы мне никто и никуда с вами я не пойду! Не пойду хотя бы до тех пор, пока вы мне не скажете, кто вы такой!

В кафе действительно было душновато и Борис твёрдо решил не продолжать бессмысленный разговор с идиотом-незнакомцем. Дома ждали жена, телевизор и лабрадор Лорд, которого выводил гулять, в основном, только Борис.

- Ну что же, разрешите представиться, - обречённо вздохнул незнакомец, - я ваш палач!

- Кто вы мой? – не понял Борис, но у него неприятно засосало под ложечкой.

- Да, вы не ослышались – я ваш палач. Извините, это не я придумал. Такое вот грустное задание у нас с вами...

- Юродствуете? – Борис почувствовал, как бешено заколотилось сердце, - Прощайте и лечитесь у более серьёзных докторов! – он попытался подняться, но ноги не слушались. Дрожащими руками Борис отсчитал положенные по счёту деньги и предпринял вторую попытку – безрезультатно!

- Мы выйдем отсюда вместе. Я не могу отпустить вас одного.

Борис внутренне сжался. От незнакомца исходила волна какой-то безысходности и Борис был не в силах ей противиться. Желание немедленно уйти вдруг пропало.

- И всё же, кто вы такой? – повторил Борис свой вопрос.

- Никто. По крайней мере для вас. Вы обо мне никогда не слыхали, наши дороги нигде не пересекались и вы не мешаете мне жить, впрочем, как пока и я вам. Давайте не будем терять времени и выйдем отсюда на улицу.

К Борису внезапно вернулись силы и он легко встал на ноги. То же проделал и незнакомец и они вместе направились к выходу.

Снаружи остро пахло грозой. Борис даже не предполагал, что он может так реагировать на запахи.

- А вы и не могли раньше, - обронил незнакомец, - вы всегда куда-то спешили, не обращали внимания ни на что, а сейчас вдруг начали понимать, что всё, быть может, вы видите или ощущаете в последний раз.

«Вот уж нет!, мысленно возразил Борис, - я и раньше чувствовал, но не придавал этому никакого значения.»

- А почему сейчас обратили внимание? – прищурился незнакомец, - я, с вашего разрешения, закурю?

Борис возмутился – опять этот тип влез в его мысли! Такие запахи, а он хочет всё испортить своей вонючей сигаретой!

- Да, вы правы, - незнакомец сломал сигарету и бросил в урну, - я и сам подумываю бросить, да вот никак не решусь. И сигареты не лучшего качества, я ведь не так уж много зарабатываю.

Через парк спустились к речной набережной. По реке сновали катера, буксиры тащили гружёные баржи, к пассажирскому причалу швартовался паром. Всё, как обычно, но Борису показалось, что он видит это впервые.

- Так оно и есть! Вы никогда не обладали способностью панорамного видения. Из всего вы всегда выхватывали то, что может вас заинтересовать именно в этот момент, а сейчас вы  в первый раз сумели охватить взглядом всю картину и увидели, что река живёт полной жизнью. А теперь посмотрите, как солнце садится в тучу.

Борис посмотрел на закатное солнце – зрелище и впрямь было впечатляющим. Верняя часть тучи была красно-пурпурной, а низ тёмно-синим, почти чёрным. Само солнце было багровым, но Борис никак не мог вспомнить, что когда-то давно по этому поводу говорила его бабушка.

- Завтра будет дождливая и ветреная погода, ваша бабушка хорошо разбиралась в погодных приметах!

- А у вас есть семья?- вдруг спросил Борис, проигнорировав очередное незаконное вторжение в его мысли.

- Есть, как же без неё? Для неё и стараюсь! – незнакомец опять машинально полез в карман за сигаретой, но, тяжело вздохнув, передумал, - и жена, и детей двое. Для них и живу.

- А я вам зачем? – к Борису опять вернулось чувство страха.

- Вы мне вообще ни к чему. Мне очень жаль, что наши пути пересеклись, но сделать ничего нельзя для того, чтобы что-то хоть чуть-чуть изменить. Судьба, знаете ли...

- И вы можете рассказать, что вы сделаете со мной? И, между прочим, за что? – попробовал улыбнуться Борис, но улыбка получилась жалкой и вымученной.

- Увы, никак не могу. А зачем? Наслаждайтесь жизнью и не думайте о плохом. Наслаждайтесь жизнью и до встречи... До последней... – и незнакомец растворился в предвечерних сумерках.
Два дня Борис пребывал в подавленном состоянии духа. Дурацкий сон никак не шёл из его головы. Лицо незнакомца преследовало его с утра до ночи, но больше не приходило во сне.

Неделя прошла в суматошной гонке обычного конца квартала, но Борис после работы не спешил домой, а шёл то в парк, то к реке, то садился в рейсовый автобус и ехал куда-то за город, рассматривая пейзажи за окном и удивляясь, что раньше эти картины были ему совершенно безразличны. Теперь же он ловил себя на том, что пристально вглядывается во всё, что его окружает. Он очень удивил жену, заметив, какие у неё красивые новые туфли! Жена, правда, отойдя от удивления, напомнила Борису, что это ведь он сам выбирал для неё туфли ещё в мае. В парке он целый час не слезал с колеса обозрения, вглядываясь в знакомые, но тем не менее незнакомые черты города. Борис с удовольствием сходил с женой в театр, хотя раньше всегда находил причину, чтобы не делать этого. А в субботу на рыбалке Борис удивил самого себя, отпустив на волю плотвичку, которую вдруг ему стало жалко.

В воскресенье он, как обычно, вывел Лорда на прогулку. Погода была по-настоящему летней, пёс бегал по парку неохотно, тяжело дыша и вывалив длинный язык. Борис  неспеша брёл по парковой аллее, изредка подзывая Лорда к себе, чтобы проверить его присутствие. Парк закончился и они вышли на тротуар. Внезапно перед собачьей мордой пролетела ворона и пёс, повинуясь собачьему инстинкту, ринулся за ней через дорогу.

- Лорд, назад! Ко мне! – заорал Борис и метнулся за ним, но тут же обернулся на резкий скрип тормозов. В окне неумолимо несущегося на него автобуса Борис безошибочно узнал лицо водителя, несмотря на то, что оно было искажено гримасой ужаса, – лицо гостя из своего сна...

06.03.2012
Гуаякиль – Мадрид - Мюнхен