Все рождается из сознания

Мурали Мохан
Сознание – это основной признак жизни. Мы можем судить о живом или мертвом по наличию сознания. Сознание – это способность живого существа двигаться, чувствовать, мыслить, наслаждаться и любить. Сознание – это жизненный абсолютный принцип, а сама жизнь – это проявление одной из форм Абсолютного сознания. Сознание  абсолютно. Все возникает из сознания. Поэтому, с точки зрения Абсолюта, все обладает сознанием. В Абсолютном мире нет мертвой материи. Если мы отрицаем существование Абсолюта, то невольно приглашаем свою собственную смерть! Отрицание Абсолюта –  это смерть. Смерть – это отсутствие сознания. Чтобы понять это, необходимо подняться до чистого сознания, сознания Кришны. Абсолют совершенен, и все виды несовершенств возникают из несовершенного восприятия, из-за несовершенства материальных чувств и ума.
 
У ОБЪЕКТИВНОГО МИРА НЕТ ВЛАСТИ НАД НАМИ.
НАМИ ПОВЕЛЕВАЕТ СУБЪЕКТ, КОТОРЫЙ ОБЛАДАЕТ
АБСОЛЮТНЫМ СОЗНАНИЕМ
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «маттах смритир гйанам апоханам ча – Я  даю память, знание и забвение». Ради собственного наслаждения, ради лилы, ради увеселения и развлечения, Кришна дает живому существу память, знание и невежество, пребывая в сердце каждого живого существа – чахам хриди саннивиштах. Никто не располагает подобной властью, поскольку вся власть сосредоточена в руках личности, которая обладает абсолютным сознанием.

РЕАЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТИВНА.  ЕЕ ВОСПРИЯТИЕ
ДОСТУПНО ТОМУ, КТО ОБЛАДАЕТ СОЗНАНИЕМ.
Цвет мы воспринимаем глазами, но не глаза воспринимают цвет, а человек их имеющий. Когда душа уходит, сознание покидает тело. Тогда глаза перестают видеть, уши слышать – органы чувств человека становятся бесполезными. Из этого следует, что именно субъект, сознающая личность, а не чувства, рассматривает, анализирует и воспринимает мир. Сами чувства относятся к живому существу, к личности, обладающей сознанием. Глаза же, как и прочие элементы грубого и тонкого тела, – это покрытие духовных чувств, ума и разума сознающего субъекта.
Аналогично этому, Высшее существо, чьи глаза повсюду, в каждой мельчайшей сознающей частице, видит и наслаждается всем. Речь не идет об объективной реальности, поскольку эту реальность представляет сам субъект. Высший субъект представляет реальность Своего собственного бытия. Как говорят, вещь в себе, предмет сам в себе. Тот, кто познает, является сам объектом познания. Таким образом, нет ничего кроме Высшего субъекта, обладающего абсолютным сознанием.

ПРИРОДА БОЖЕСТВЕННОГО
ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТРЕХ АСПЕКТАХ
Каковы же эти три аспекта проявления божественного, абсолютно чистого сознания?  Сат-чит-ананда – вечное бытие, знание и блаженство. Как это можно доказать? Никак, мы просто должны верить! Если я сумею убедить вас поверить мне – это и будет моим доказательством истины. Безоговорочно приняв авторитет «Бхагавад-гиты» и «Шримад Бхагаватам» как они есть, прямое их значение, я пытаюсь убедить своих последователей. В этом и есть моя квалификация как гуру. Необходимо принять авторитет и так сойти с ментальной платформы, которая порождает всевозможную двойственность и неразбериху в жизни человека. Мы верим, что Кришна – сат-чит-ананда, и каждое живое существо, Его неотъемлемая частичка,  едина с Ним и отлична от Него. Мы верим, потому что это  непостижимо: ачинтья-бхедабхеда-таттва – одновременно едины с Ним и отличны от Него.

ЛЮБАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ КОНЦЕПЦИЮ ДУХОВНОГО
Хотя материя безжизненна, великие святые описывают ее как личность. Так и человек, отождествляя себя с телом, присваивает телу различные качества и особенности, характерные для него как личности. Это происходит потому, что он сам представляет собой как бы тень, отражение реальной личности, созданной по образу и подобию Творца, Бога. Пользуясь различными вспомогательными вещами, мы склонны обожествлять их и приписывать им личностные качества того, кто ими обладает, хозяина. Материалисты считают, что все есть материя, нет духа вообще, как нет и некоей личности – Бога. Мы же склонны думать, что не существует материи, но есть только Дух. Исходя из концепции непостижимого единства и различия, признав, что Бог – дух, а живое существо – Его неотъемлемая частичка, мы понимаем, что, обладая сознанием, она может познать Его бытие, и поэтому отвергаем существование материи. Если бы ее функция была изменена, то не было бы речи о двойственности. Единство и непостижимое различие, безусловно, предполагает безоговорочную веру в Ведическую мудрость, в ее истинность. Когда же эта вера  поколеблена, отклонение от нее и ментальные спекуляции провозглашают вместо истины догмат.

КОМУ ВЕРИТЬ: СЕБЕ ИЛИ БОГУ?
Осознание материального невозможно, но духовного – возможно. От осознания своего «я» как души, существование Бога становится очевидным фактом. Поэтому, в этом случае нет разницы, кому верить: себе или Богу, поскольку единство интересов на трансцендентной платформе предполагает полное доверие и единство мнений. Мир сознания очень близок к нам, но мир материи очень далек. Мир сознания предполагает живое общение с духовными личностями, а мир материи предполагает разобщенность и внутреннее отчуждение. Природа каждого духовна и личностна. В Боге все – братья, единство интересов, как в идеальной семье.

ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?
Мышление, чувствование и проявление свободной воли – вот характерные особенности всякой личности. Это же самое относится и к Богу. Сначала мы говорим о бытие Бога,  Его царстве, а потом о мироощущении и восприятии Его. Сначала  – личность, а потом – тело. Тело есть производное личности, как большой дом – производное разума инженера-строителя, или как космический корабль – дело рук ученых. Материальное сознание непосредственно связанно с душой, личностью. Условия материального существования таковы, что когда душа погружается в материальную деятельность, то ее тело воспринимают, как личность. Все имеет личностную природу, но при поверхностном рассмотрении каждый сталкивается с отсутствием личности. Во Вриндаване все личностно, но некоторые личности пассивны, в то время как другие активны – вот и вся разница. Все обладает сознанием, и отсутствие мертвой материи решает проблемы временного бытия и страданий, которое существует из-за отчуждения, разобщенности с Кришной. Это то, что мы называем «невежеством». Река Ямуна, коровы, трава и деревья – все обладают сознанием Кришны. Только отсутствие такового видения ставит живое существо в положение, зависимое от материи. Необходимо учиться видеть природу сознающего живого существа, души, а не мертвой материи, и так выйти из-под ее влияния. Сознание есть высшая реальность. И все, что будет находиться в сфере нашего восприятия, будет осознанным, необходимым и реально существующим.

ОСОЗНАНИЕ
Сначала рассмотрим, что есть атма – душа, духовное сознание. Методом исключения мы сможем понять деятельность ума, но методом принятия всего в связи с Кришной, сознанием Кришны, мы можем осознать себя как душу. Сознание – это признак души. В зависимости от материального или духовного сознания, души могут быть подразделены на вечно освобожденные и вечно обусловленные. Те, кто заняты служением Кришне, – освобожденные, даже находясь в этом мире и в этом теле. Если тело, ум, речь и разум вовлечены в служение Господу, положение такой души будет считаться освобожденным.  С другой стороны, душа, которая отождествляет себя с материей, подчиняясь законам материальной природы, считается обусловленной (Б-р-с.,1.2.187). Это единственный критерий, по которому можно различить эти два типа существ. Какую бы объективную реальность ни созерцало существо, она всегда связана с его сознанием, поэтому у него будет только та концепция, которая заключена в его сознании. Согласно этому, никто не может выйти из состояния обусловленности, не приняв Высший Авторитет, по милости которого душа достигает освобождения.

ВХОЖДЕНИЕ В МИР СОЗНАНИЯ
Возможно ли войти в мир сознания с помощью ума или  разума? Что есть метод вхождения в мир сознания? – Само сознание. Ум есть субстанция, сотканная из симпатий и антипатий к внешнему миру. Разум – это попытка, проанализировав с помощью ума, принять решения. За разумом стоит более или менее волевое решение проблемы. Насколько наш выбор сделан верно – это полностью зависит от наличия нашего разума и компетентности.  Но сама душа отлична от ума и разума. Она трансцендентна. Поэтому познать себя, как вечную душу, возможно только через деятельность самой души, через сознание, которое она проявляет в своем чистом состоянии. Это называется сознанием Кришны. Только обратившись за помощью к самопознавшей себя личности, можно понять природу души и Бога. Вхождение в мир сознания – это вхождение в мир Кришны, в духовный мир.
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит:
парас тасмат ту бхаво’ньо ‘ вьякто’ вьяктат санатанах
ях са сарвешу  бхутешу   нашьятсу на винашьяти
«Но существует другая, непроявленная природа, которая вечна и находится выше проявленной и непроявленной материи. Эта высшая природа никогда не уничтожается. Когда все в мире уничтожается, эта часть остается неизменной» (Бх.г., 8.20)
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит:
на тад бхасайате сурьо  на шашанко на паваках
яд гатва на нивартанте  тад дхама парамам мама
«Эта Моя высшая обитель не освещается ни солнцем, ни луной, ни электричеством, ни другим источником света. Тот, кто достиг ее, никогда не возвращается в этот материальный мир» (Бх.г., 15.6).
мам упетья пунар джанма духкхалаям ашашватам
напнуванти махатманах   самсиддхим парамам гатах
«Вернувшись ко Мне, великие души, достигшие наивысшего совершенства в бхакти-йоге, никогда не отправятся обратно в этот временный, полный страданий мир» (Бх. г., 8.15).
авьякто`кшара итй уктас    тат ахух парамам гатим
ям прапья на нивартанте   тад дхама парамам мама
«То, что ведантисты описывают как непроявленное и совершенное, что известно как высшее назначение, то место, из которого, однажды достигнув его, человек никогда не возвращается, есть Моя высшая обитель» (Бх.г., 8.21).
Ее описание есть в «Брахма-самхите»:
голока-намни ниджа-дхамни тале ча тасйа
деви-махеша-хари-дхамасу тешу тешу
те те прабхава-ничайа вихиташ ча йена
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
«Выше Деви-дхамы (материального мира) располагается Махеша-дхама (обитель Махеши). Над ней – Хари-дхама (царство Хари), выше ее – Голока (планета Кришны). Я в почтении склоняюсь перед Верховной Личностью Бога Говиндой, которому поклоняются управляющие всеми дхамами” (Б.с., 5.43).
Далее мы приведем описание Голоки Вриндавана как Шветадвипы:
шрийах кантах кантах парама-пурушах калпа-тараво
друма бхумиш чинтамани-гана-майи тойам амритам
катха ганам натйам гаманам апи вамши прийа-сакхи
чид-анандам джйотих парам апи тад ашвадьям апи ча
са йатра кширабдхих шравати сурабхибхьяш ча су-махан
нимешардхакхйо ва враджати на хи йатрапи самайах
бхадже шветадвипам там ахам иха голокам ити йам
видантас те шантах кшити-вирала-чарах катирайе
«Я поклоняюсь этой трансцендентальной обители под названием Шветадвипа, где богини удачи Лакшми служат Господу с чистой любовью и преданностью как своему  возлюбленному и мужу. Где в рощах каждое дерево – дерево  желаний, под корнями которого драгоценные камни. Где вода – чистый нектар, где каждое слово  – песня, где каждый шаг – танец. Флейта Господа – Его неразлучный  спутник. Сияние Господа – Его духовное блаженство, радость и наслаждение. Его бесчисленные стада коров постоянно наполняют океан трансцендентального молока. Здесь все существует вечно, подчиняясь закону духовного мира. Каждый момент бытия Господа – непрерывный поток знания и блаженства без прошлого и будущего. Не пропуская ни одного мгновения, Господь наслаждается в кругу Своих вечных спутников. В материальном мире Его преданные поклоняются этой обители как  Голоке Вриндавана» (Б.с., 5.56).
Голока Вриндавана – это не название географического места. Его нет на карте материальной вселенной, где все подчиняется фактору времени и закону кармы. Но то, что находится вне времени и пространства – это духовный мир, высшая планета которого – Голока Вриндавана. Материальный мир – это заблуждение. Он соткан из нечистых желаний.  Материя имеет тоже личностный аспект – Деви. Когда человек приходит к чистому сознанию, он начинает это понимать. Приведем аналогию. Сумасшедший человек может быть в кругу семьи, но, вследствие болезни, не узнает присутствующих родственников. Однако когда болезнь пройдет, он увидит снова, что вокруг него его близкие.

НЕТ ИНОЙ ОШИБКИ, КРОМЕ ТОЙ,
ЧТО МЫ РЕШИЛИ ЗАБЫТЬ КРИШНУ.
  Кришна – все, и мы – в Кришне. Непонимание этого – болезнь. Сознающий целое обладает правильным видением и частного. Стоит нам осознать Кришну, и мы обретем мир внутри себя.
ВЕСЬ МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР ГОРИТ. ОН ОБЪЯТ ПЛАМЕНЕМ. НО НАМ НЕТ НУЖДЫ ГАСИТЬ ПЛАМЯ, ПОТОМУ ЧТО, ТАК ИЛИ ИНАЧЕ, ЭТОТ МИР ПРЕВРАТИТСЯ В ПРАХ. Попытаемся спастись сами и вытащить из него других.
В нас клокочет ревнивая зависть к Богу, и мы думаем: «Как? Я – не хозяин?! А кто же хозяин?!» Только освободившись от этой зависти, мы сможем обрести мир и процветание.
ВСЕ НАШИ НУЖДЫ БУДУТ УДОВЛЕТВОРЕНЫ, КОГДА МЫ СВЯЖЕМ НАШУ ЖИЗНЬ С КРИШНОЙ! ВСЕ МИРСКИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ ТАЩАТ ЖИВОЕ СУЩЕСТВО В СЕТИ ЗАБЛУЖДЕНИЯ. ОСОЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО НЕТ МЕРТВОЙ МАТЕРИИ, ЧТО ВСЕ ОБЛАДАЕТ СОЗНАНИЕМ, ПОМОЖЕТ НАМ УТВЕРДИТЬСЯ  В ДУХОВНОМ МИРЕ, В СВАРУПА-ШАКТИ.
Хотя живые существа могут проявляться, как Ямуна, как лес и трава во Вриндаване – они сознающие, они личности. Духовно развитые святые обращались к материальной природе как к мыслящим, сознающим существам. Но пока наше сознание погружено в невежество, нам этого не понять.
До начала творения пограничная энергия таташтха-шакти находилась в пассивном состоянии. Это равновесие означает бездействие. Но это бездействие не характерно для личности сознающей. Такое состояние бытия аналогично сну. Основная концепция духовного мира представлена Вайкунтхой. Хотя здесь преданность сочетается с некоторым расчетом (4 типа освобождения).
Голока же – это царство спонтанной преданности и чистой любви. Здесь представлены все виды преданности: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. Мадхурья подразделяется на свакийа и паракийа. Голока – это место развлечений Господа. Вайшнав развивает с Господом особый вид отношений, основанный на чистой любви. Здесь нет ни тени корыстолюбия. Чистая любовь друзей, родителей, жен и возлюбленных Господа – вот, что значит Голока Вриндавана. Это то, что проповедуют Шри Чайтанья Махапрабху и Его истинные последователи, в частности, Шрила Бхактивинода Тхакур. Дух преданности у нас сформируется по-настоящему тогда, когда мы выясним и определим все типы трансцендентальной реальности. Остальное же  зависит от нашего выбора.

КОНЦЕПЦИЯ ЭГО
Вначале создается всеобщая концепция эго. Когда сознание соединяется с материей – это называется шамбху. Сознание и пракрити – это первичные энергии Бога. Из этого развивается вселенское сознание. Вселенское эго, согласно Шридхаре Свами, распадается на множество индивидуальных эго. Так, оказавшись в материальном мире, обусловленные души запутываются  в нем. Все, что можно извлечь из сознания Целого, заключено и в каждой его мельчайшей частице.
Деяния Кришны надежно защищены вечностью. Дерево цветет и приносит плоды. Когда плод созревает, он падает, гниет, или его поедают черви, но при этом дерево остается. Оно производит новые плоды, и так процесс повторяется. Господь, подобно дереву, вечен. Его лилы вечны. Но то, что происходит с материальным миром, творением Господа, временно и поэтому подлежит разрушению, подобно плодам дерева.
Иногда материальный мир сравнивают с океаном бедствий, иногда с лесным пожаром. Он подобен пожару, но его не надо тушить. Он все равно будет разрушен в свое время. Надо вытаскивать обусловленные души, живые существа, из его пламени. Необходимо душу вытащить из концепции ложного эго, которое заставляет ее отождествлять себя с материальным телом. Когда мы просвещаем людей, то таким образом, мы указываем им путь к спасению из пламени материального существования.

КАКОЙ ТОЛК В ФИЛОСОФСКИХ РАССУЖДЕНИЯХ?
Я слышал историю. Когда Фарадей проводил свои первые эксперименты и с помощью динамо-машины генерировал электричество, которого хватало только на то, чтобы сдвинуть с места маленький клочок бумаги, одна женщина, которая присутствовала при этом, спросила: «Мистер Фарадей, позвольте узнать, какая польза от вашего электричества?» На что ученый ответил: «А какая польза от новорожденного?..» Если мы не найдем прибежища в философии бхакти, смерть сведет все наши научные достижения на нет! Только эта философия и истинный философ, принявший ее как руководство в жизни, могут бесстрашно взглянуть в лицо смерти. Факт очевиден: все достижения науки вместе с объектами, которые она изучает, в определенный период времени будут разрушены. Но философия бхакти может помочь нам освободиться от смерти и обрести вечность.
Материалистическая наука – это враг номер один, потому что она обещает нам: «Живи в материальном мире, и я окажу тебе поддержку». Она обольщает обусловленную душу и, заманив ее в свое царство, крепко хватает и держит, связав ее иллюзорными достижениями.

МИР НАХОДИТСЯ В НАШЕМ УМЕ
(по утверждению Беркли).
Идеализм существует потому, что ум, сам по себе, ничего не представляет. Он хорош только, когда душа здесь, в теле. Но душа обитает в духовном мире. Если души нет, то нет и ума. Что БУДЕТ, ЕСЛИ ВСЕ ДУШИ ПОКИНУТ ЭТОТ МИР? В нем ничего не останется. ДА! Если все души вернутся в духовный мир, то здесь ничего не останется. Что значит ничего? Иллюзии! Материальное творение представляет иллюзию, в которой душа пытается обрести счастье. Если иллюзия рассеется, то душа увидит везде Кришну, который есть источник этого счастья.
Счастье представляет духовную реальность, а материя – иллюзию этого счастья. Материальный мир является отражением реально существующего духовного. Стоит нам обрести сознание Кришны, как иллюзия исчезнет, и взору откроется реальность. Какова она? Это Вриндавана, где все любят Кришну.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ!
Побеждают не с помощью абстракций, абстрагирования и умственных потуг, а с помощью простого, доступного для восприятия, здравого смысла. Так, например, Чайтанья Махапрабху убеждал своих оппонентов в том, что Нарайана превосходит Шиву. Он говорил: «Вода Ганги омывает стопы Нарайаны, а Шива принимает ее на свою голову. Кто же из них занимает более возвышенное положение?» Другой пример. Желая показать превосходство Шри Кришны над Нарайаной, он сказал: «Лакшми всегда ищет общения с Кришной, притом, что всегда находится с Нарайаной. Гопи, когда увидели Нарайану, не обратили внимания на Него. Они  воспевают Его величие и молятся Ему только для того, чтобы встретиться с Кришной. Воспевая славу Шри Нарайаны, они увеличивают преданность Кришне. Таким образом, только здравый смысл помогает человеку обрести истинное понимание и веру в Господа. Логика и аргументы не приводят к окончательному заключению. Но божественное видение и здравый смысл – вот, что будет решающим. Это – бхакти.

СКЕПТИЦИЗМ – ЗА И  ПРОТИВ
Скептик всегда сомневается. Что для него может послужить аргументом  в пользу существования истины? Декарт говорил: «Все, что бы вы ни услышали, подвергайте сомнению». Из этого утверждения следует, что поиск истины – это постоянное сомнение. Каков же конечный результат? Никакого.  Поэтому начнем с познания самого себя, чтобы определить, что есть что. Зададим себе вопрос: «Существование наше – реально или нет?» Если мы не существуем, тогда нет и сомнений! Если кто-то стоит на позиции закоренелого скептика, то пусть ответит на этот вопрос. Он может сомневаться во всех наших доводах, но пусть докажет нам, существует ли он сам. Любой поиск истины должен начинаться с определения  и познания самого себя. Если мы не в состоянии определить себя и дать ответ, тогда, естественно, приходим к мысли: «В своем ли мы уме? Существуем ли мы?» «Я мыслю, следовательно, я есть!» – это высказывание того же Декарта. Какова же его позиция? В том и другом случае, сознание является отправной точкой любых рассуждений. Любое утверждение появляется из осознания своего «я». Любая идея, как айсберг, плавает в океане нашего сознания. Любое слово, определение и опыт свидетельствуют о нашем сознании. Попытаемся найти себя. Когда мы установим, кто мы есть на самом деле, тогда тотчас же перенесемся в мир вечного бытия, знания и блаженства.
Хотя человек может видеть множество предметов, но, как ни странно, не видит себя как вечную душу. Вот моя рука, голова, вот моя машина, моя жена, мое... А, собственно говоря, кто же «я»? Очевидно, что я не рука, не голова. Я тот, кто располагает этим, будучи в стороне от деятельности тела и ума. Я не принадлежу семье, обществу, нации и даже религии. Я принадлежу Кришне. Как Его неотъемлемая частица. Крупица золота – тоже золото. Я – сознающее существо из мира сознания, которое отлично от мертвой материи. И все, что мы чувствуем и ощущаем, происходит только благодаря нашему сознанию. Если мы имеем дело с грубой материей, то считаем себя телом. Если с тонким проявлением мысли и философии, то отождествляем себя  умом, но если мы имеем дело с Кришной, со Сверхдушой, Высшим сознанием, то осознаем себя душой. Поэтому, прежде всего сознание. Это не так, что оно первично или, наоборот, вторично, как утверждают материалисты. Это значит, что оно причина всего. Высшее сознание – причина всего сознающего и несознающего. ОМ атхато брахма джигьяса – Абсолютная Истина, то из чего все истекает. Она – личность, Бог, который обладает высшим сознанием.

КАК ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ?
Мы можем видеть что-то на расстоянии, но мы не можем видеть собственной руки, если поднести ее к самому носу или прикрыть ею глаза. Аналогично этому, мы способны рассуждать на разные отвлеченные темы, которые отстоят далеко от нас и не имеют никакой практической ценности, но мы не способны видеть даже самих себя и познать себя как вечную душу. Поэтому мы говорим, что этот мир – отражение духовной реальности. Таково определение мертвой материи.
Во Вриндаване все сознают Кришну: каждое дерево, куст и травинка. Уддхава желал попасть во Вриндаван так сильно, что считал для себя за счастье стать там лепестком травы. Это значит, что низшее и высшее во взаимоотношениях с Кришной не существует. Оно только в нашем воображении. На самом деле, каждое существо предано Кришне и поэтому представляет собой самосущую ценность. Кришна  наслаждается всегда, и степень Его наслаждения  – это счастье, которое постоянно увеличивается. Вот истинное определение счастья! Оно духовно и поэтому постоянно увеличивается. Материя статична, она сковывает – дух раскрепощает!
Как артист принимает на себя роль короля или нищего, точно так же в спектакле Кришны преданный принимает на себя роль травы или дерева, слуги или господина, возлюбленного, отца или матери – все ради удовлетворения Кришны. Роли разные, но, при этом, артист остается артистом. Аналогично – какую бы роль не поручил Кришна своему преданному, преданный всегда остается преданным, готовым исполнить любую роль в лилах Кришны, лишь бы Кришна был счастлив. Кришна наслаждается, и преданный играет так, чтобы Кришне понравилось.
В шанта-расе он играет роль Ямуны, Радха-кунды. Радха-кунда занимает самое высокое положение во Вриндаване. В ней Радха омывается, и Кришна здесь являет Свои наиболее сокровенные любовные развлечения. Поэтому все полубоги и преданные прославляют Радха-кунду. Невежественный человек, посетив святую дхаму, может подумать, что это просто вода, но тот, кто в сознании Кришны, видит лилу Кришны. Точно так же можно сказать и о Говардхане, где сам Кришна участвует в роли Шалаграма-шилы, камня. И преданные поклоняются Ему. Они поклоняются корове, камню, дереву, Ямуне, Ганге – они поклоняются Вриндаване. Кто-то может сказать, что они сошли с ума, поклоняются фетишам, и назвать их   идолопоклонниками. Однако на самом деле, преданные поклоняются Кришне, Вриндаване и Его спутникам, которые участвуют в многообразных играх и развлечениях Кришны. Они неотличны от Кришны. Его сварупа-шакти, Личная энергия, представляет личность Самого Кришны. Говоря о пыли Вриндаваны, которой молился Шри Чайтанья, прося сделать его пылинкой у стоп Господа, мы не имеем в виду грязь. Ее достаточно в материальном мире. Мы имеем в виду духовную Пыль, которая есть сознающее существо, личность, принявшая по желанию Кришны на себя эту роль. На самом деле пыль с лотосных стоп Кришны – это олицетворение вечности, знания и блаженства, сат-чит-ананда. Таково реальное положение. Мы просто утратили это видение, поэтому и страдаем. Мы привлекаемся Кришной, но наталкиваемся на непреодолимую стену, созданную иллюзией. Реальность духовна, а иллюзия материальна. Она инертна, поэтому мы можем легко разбить себе лоб вместо того, чтобы сдвинуть ее с места. Сознание Кришны – это врата, через которые живое существо входит в мир духовной реальности. Когда человек обретает трансцендентальное знание, он видит мир лучезарным, блистающим и совершенным. Лишь несовершенное представление о нем делает его отвратительным. В этом мире нет Кришны, поэтому все гопи и пастушки, истинные трансценденталисты, ищут Кришну: «Кришна, где Ты?»
На первой стадии мы должны учиться разграничивать материю и дух, но позже, обретя духовное, истинное видение, мы увидим, что материя жива. Это шанта-раса. В зависимости от различного типа отношений с Кришной, каждый видит Его по-разному. Примером этому может послужить описание из «Шримад-Бхагаватам». (Ш.Б., 10.43.17)
Малланам асанир нринам нара-варах стринам смаро муртиман
гопанам сва-джано сатам кшити-бхуджам шаста сва-питрох шишух
мритйур бходжа-патер вирад авидушам таттвам парам йогинам
вришнинам пара-деватети видито рангам гатах саграджах
«Когда Кришна вместе с Баларамой появился на помосте для борьбы, разные люди вокруг арены увидели Его по-разному. Борцам Он показался подобным молнии. Обычным людям Он показался лучшим из мужчин. Для женщин Он был самим Купидоном. Пастухи смотрели на Него, как на родственника. Нечестивые цари видели в Нем карающее правосудие, Его родители – свое возлюбленное дитя. Царь династии Бходжа (Камса) видел в Нем олицетворенную смерть. Глупцам Он предстал в виде Вселенской формы, йогам Он явился как высшая, Абсолютная Истина, а члены династии Вришни увидели в Нем свое высшее Божество, которому они поклонялись».

УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ!
Это выражение принадлежит Гегелю, который является родоначальником пантеизма в западной философии. Ортодоксальные пантеисты утверждают, что Бог во всем. Гегель делает некоторое разграничение, говоря о превосходстве Бога: «Бог над всем сущим! Он Сам по Себе и Сам  Собой наслаждается».
Поскольку все существует только благодаря сознанию сущего, то надо заключить, что, освободившись от «самости», ложной концепции, которая заставляет нас отождествлять свое «я» (душу) с материей, мы становимся неподвластны  времени и обстоятельствам. Сознание обычного человека ограничено временем и пространством. Когда человек реализовал Абсолютную Истину, умирая, он сбрасывает покрытие иллюзии и достигает бессмертия, перешагнув через голову смерти. Конечно, это отлично от самоубийства. Это осознание себя вечным освобождает от связей с материальным. ХАРЕ КРИШНА.

Ваш доброжелатель
Мурали Мохан дас