Георгий Юматов

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры


11 марта 1926 - 5 октября 1997
 
Народный артист РСФСР (1982). Кавалер боевых орденов и медалей, в том числе 2 орденов боевого Красного знамени, Красной звезды, Отечественной войны, медали Ушакова…

Несоизмеримо величественен вклад Георгия Юматова в разработку Образа Советского Воина, Русского Офицера. Наиболее концентрированным выражением его стал генерал Трофимов («Офицеры»).

В том же ряду русский моряк Ермолаев («Адмирал Ушаков»), казак Козырь («Герои Шипки»), лейтенант Рябов («Не забудь… станция Луговая») и генерал, увешавший грудь фронтовым наградным иконостасом самого Георгия Александровича («Приступить к ликвидации»).

 Сам Сергей Герасимов сказал, что такого самородка ему учить уже нечему, разве только испортить. И Юматов всей своей кино-скатертью, каждой своей ролью и ролькой не раз доказал, что его палитра - радужная, а диапазон – много шире простых крыльев.

Вот макаренковский пассионарий Задоров («Педагогическая поэма»). С ним «роднится» и, одновременно, рознится суровый рабочий Степан («Разные судьбы»). Еще дальше - водила Хромов, тип фактически криминальный, но именно с таким практически не страшно в разведку пойти («Порожний рейс»). А на другом полюсе почти комический бригадир Чайка из «Стряпухи» и, без яких, балагуристый, Ваня Морозко («Юность наших отцов»).

Однако самый большой и долгий «роман» случился у актера с темой «Революции и Гражданки». Именно доброволец-красноармеец Степан Барабаш («Они были первыми») сделал Юматова знаменитым. Но уже в неординарной «как бы революционной» драме «Две жизни» он просто неузнаваем под личиной «Графа», то ли городского урки, то ли сельского простачка. У Геннадия Полоки с шиком исполнил две роли: подпольщика Макса («Опасные гастроли») и в высшей степени нестандартно – разведчика-дилетанта Бирюкова («Один из нас»). У Николая Гусарова - это чекист-кремень Сергеев ("Покушение на ГОЭЛРО"). И все-таки подлинно трагедийным венцом революционного романтизма 1950-60-х, безусловно, стал его Венька Малышев («Жестокость» по Павлу Нилину).

А потом был… Могучий милицейский офицер Садчиков с его импровизированным заиканьем – одна из редчайших находок и удач, обусловивших вневременную популярность дилогии «Петровка, 38» и «Огарева, 6», где продолжился многолетний творческий дуэт Георгия Юматова с Василием Лановым…
Садчикова подло, со спины, бандиты столкнули под поезд.

Это произошло пока еще на экране. Но всего за три года до «перестройки».
Таким Юматов запомнился. И такому Своему образу отказался изменять в продажные 1990-е.

По сути же, Георгия Юматова и многих других корифеев Советского экрана в ту лихую пору буквально спихнули под летящий поезд «шалых и безбожных перемен»… НО настоящие ценнсоти девальвации не подлежат. Юматова извлекли из забуды, и славный кавалер засверкал, как его немеркнущие боевые ордена и медали!

Для меня этот Артист - «норовистый иноходец» по фронту, по жизни, по искусству и даже по смерти. Отчаянно и беспощадно бил зло и предательство из всех видов огнестрельного оружия.
И не только на экране.

До самой смерти он оставался мощным, мужественным и решительным патриотом. Мне не приходилось слышать, чтобы кто-то осудил престарелого актера за то, что он застрелил азербайджанца-соседа, угодив на склоне лет в тюрьму. Многие лишь вздохнули: каждому бы юматовской воли и отваги!

Ведь достаточно представить, как такой вот нерусский «гость», глумливо осклабясь, между низменными намеками в адрес супруги героя Музы Крепкогорской, с горским акцентом, за стаканом напевал великому русскому актеру: «Ну, и чего ты добился в этой жизни, Жора? Воевал, на минах подрывался, переиграл дюжину полковников и генералов, славил величие Союза и России. А где все это величие, кому нужны твои жертвы, кому на хрен сдалась эта Ваша Победа, если вы проиграли по всем статьям?! Если вами понукают все, кому не лень! Кому и какой интерес до твоих заслуг и наград? Кому ты нужен? Сейчас над вашей сиволапой голытьбой наша власть! А ты спиваешься в бессилии и нищете, с позорно убогим пособием. И ни черта уже не способен защитить свою лапотную, холопскую Россию, не говоря про жену»…

Представили? А теперь, зная гордый и неукротимый нрав Георгия, воина-победоносца, нетрудно домыслить дальнейшее. Так ты, морда, значит, гнусишь, что напрасны жертвы и что чхал на Нашу Победу? Что я, Георгий Юматов, ничего не могу?! И вот уже не согбенный пенсионер, а могучий Красный Офицер Ворошиловский Стрелок Генерал Трофимов снимает ружье и берет врага на мушку! Как никогда тверда рука и зорок охотничий глаз.

По клеветникам, оккупантам и захребетникам народа, пли! Если бы каждый столь же достойно и гордо жил и умирал, как Георгий Юматов!

Впрочем, умирать необязательно - было б достаточно лишь явленной воли и очевидной решимости. Тогда просто не пришлось бы стрелять и даже грозить: глумцы бы все поняли по взгляду. Если бы…