однокурсники

Леонид Гришин
                О Д Н О К У Р С Н И К И
В институт я поступил во времена перестройки, поэтому, по окончании,  не столь обязательным было ехать по распределению. Так что большинство ленинградцев и те, кто женился на ленинградках - все остались в Ленинграде, и только такие, как я, иногородние, и те, у кого жены не коренные жительницы, поехали на великие стройки коммунизма. А там дальше эти дикие страшные 90-е годы. И за это время я раза два всего был в Питере, но так - на денек на два заскочил. Иногда перезванивался с однокурсниками и одногруппниками, в основном с Виктором, с которым мы жили в общаге в одной комнате. На последнем курсе он женился на ленинградке и остался в городе.
А вот сейчас он в начале месяца позвонил мне и сказал, что, так, мол, и так, 20-го числа собираются однокурсники и одногруппники отметить пятнадцатилетие окончания института. «Все хотят видеть тебя. Особенно хочет видеть Свечка». Я, не задумываясь, сказал: «Буду», - положил трубку.
Свечка хочет видеть меня. Почему Свечка? Это Светка. На первом курсе она была худенькой, стройненькой девочкой с большой копной рыжих волос. Сразу после зачисления в институт нас всех послали в колхоз на картошку. И где-то к вечеру, когда мы выбирали картошку, Свечка (тогда ее звали Света, конечно) стала поправлять косынку, и в лучах заходящего солнца ее рыжие волосы так светились, что кто-то сказал: «Смотрите, Света, как свечка горит!» С тех пор к ней и прилипло слово «свечка». Она не обижалась и даже откликалась на это прозвище.
А у нас со Свечкой на последнем курсе, надо сказать, даже любовь была. И вот, когда она пригласила меня познакомиться с родителями, ее мама, узнав, что я иногородний и живу в общаге, сразу сказала: «Не надейся, что я своей дочурке разрешу поехать в «Тмутаракань» по назначению. Не получишь ты этого!». Так наша любовь и угасла. По окончании института я поехал в «Тмутаракань» строить коммунизм.
Я взял билет, позвонил Виктору и сказал, что 19-го вылетаю. В «Пулково» он меня встретил на своем автомобиле. Нам пришлось долго пробираться по питерским пробкам. Приехали к нему домой. Поужинали тем, что было. У него все были на даче. А утром за завтраком он сообщил, что у него сегодня очень важные переговоры, но он приедет к ВасьВась к четырем часам, как и было намечено. Вась-Вась – это Васильев Вася. Виктор сказал, что он живет в Ольгино и что у него дом в 42 окна. Его жена часто шутила, что если мыть окна, начиная с первого, то пока дойдешь до 42-ого – можно заново начинать. Поэтому решили встречаться у него, чтобы ни в кафе, ни в ресторане не мешала современная музыка, которая и не музыка, а попросту шум. Все поддержали эту идею.
- А тебе, - говорит, - я заказал такси, городское такси.
- Что такое городское такси?
- Да вот, ты понимаешь, здесь один… ты сам вчера убедился, какие пробки. И вот один молодой компьютерщик… Кажется, его фамилия Денис Карасев… Так вот, он предложил городу такую программу: диспетчер принимает заказ и спрашивает, сколько человек поедет, узнает маршрут и уточняет: не возражает ли заказчик, если машина будет подана на пять минут раньше или на пять минут позже. При этом за пять минут до подачи, диспетчер сообщит, что уже можно ждать у парадного. Если клиент или заказчик, соглашается на такие условия, он спрашивает, не возражает ли клиент, если вместо легкового автомобиля подадут микроавтобус, в котором будут другие пассажиры, но у которых такой же маршрут. Если Вы даете согласие, то тогда Ваша поездка обойдется в три, а то и в пять раз дешевле. Обычно все клиенты на это соглашаются. Это выгодно как для них, так и для города, поскольку бывали случаи, что по одному маршруту могут двигаться одновременно три, а то и пять машин. А здесь, вместо этих трех-пяти такси, движется один автомобиль. Это в какой-то мере разгружает улицы, пробок меньше, к тому же экология не так страдает. Поэтому новый мэр поддержал эту инициативу, и теперь это внедряется. Так что ты не удивляйся, если вместо легкового автомобиля придет микроавтобус.
- Да мне-то что? Мне все равно.
И действительно: без пяти минут три позвонил диспетчер, сказал, что номер автомобиля такой-то. «Будьте любезны», - очень вежливо попросил он подождать у парадной, - «Чтобы не задерживалось такси». Я вышел. Перед парадной стоял интересный автобусик, шофер указал мне место. Пока я к нему проходил, я нечаянно зацепил ногу какого-то пассажира. Я извинился, но в ответ услышал такое! Он обращался не ко мне, а, скорее, к пассажирам:
- Вы посмотрите на этого хама, наглеца, он наступил мне на ногу!
Я еще раз:
- Извините, пожалуйста, я не заметил.
- Он извиняется! Вы посмотрите на это хамло! Он наступил мне на ногу! Он не знал, что у меня там мозоль, которую я уже десять лет не могу вывести. И она теперь   болит! И потом посмотрите, чем он наступил! Да его штиблеты в таком виде! Кирзовый солдатский сапог элегантнее выглядит! А он наступил на мой лакированный туфель! Итальянский, из чистой кожи, за который заплатил три тысячи баксов!
И вдруг со всех сторон посыпалось:
- Да, да! Вот это хам! Вы посмотрите, что он делает!
- Я знаю таких - это алкаш! Он нажрался пьяным и залез сюда!
- Да нет, это не алкаш, это наркоман!
- Почему он наркоман?
- Да потому что у алкашей носы красные, а у него синий! Это же наркоман!
- Нет, нет, нет - это не наркоман! Это маньяк! Я видел, в школе висел фоторобот. Это точно он, вылитый!
- Это точно - он наркотиками там торговал.
И со всех сторон сыпалось… Ужас какой! Думаю: «Вот устроил мне Виктор поездочку. Я лучше пойду такси поймаю, или на частнике…» Я обратился к шоферу:
- Будьте любезны, остановите, я выйду.
И тут опять:
- Посмотрите, он оскорбил здесь, нахамил всем, человеку ногу поломал! И он хочет смыться! Понял, что попался! Его надо задержать!
Я не успел ничего сделать, как у меня на левой руке щелкнул наручник. Я хотел возмутиться, толкнуть того, который меня защелкнул, но не успел. Правая рука у меня тоже оказалась защелкнута. И так я стоял в проходе: одна рука у меня пристегнута к одному креслу, а вторая к другому справа, будто распят.
- Его надо проверить! Что у него в карманах!
- Это точно, у него, наверное, там и взрывчатка есть!
Начали меня обыскивать. Я попытался возражать: «Вы не имеете права» и прочее… Но вокруг меня орали, шумели, а потом вдруг показывают: «Вот, пожалуйста! Наркотики, белый пакет». Один из пассажиров:
- Да, да, да, наркотики! Я по запаху чувствую!
Какая-то лахудра:
- Да, да, да, вот такими наркотиками он детей! Приносила дочка из школы и показывала! Да, вот такой вот белый пакетик наркотиков нюхают! Мне показывали, как надо нюхать! Давайте его заставим, пусть он понюхает!
И вдруг мужчина из левого моего кармана вытаскивает пистолет:
- Вы посмотрите, у него и пистолет здесь! Чего только нет! Документы проверьте, проверьте документы, кто он такой?
Залезли во внутренний карман, достали паспорт. А я ничего не могу сделать - я прикованный стою! Достали паспорт, стали читать.
- Да он фальшивый, паспорт!
- Да вы посмотрите, он откуда-то…
- Гастролер! Вот так вот появляются здесь гастролеры, ходят, топчут, плюются!
- Правильно делали в застойные времена, что на сто первый километр! Нечего сюда пускать!
- Ходят, топчут, плюют, по Питеру уже невозможно пройти, грязь кругом, мусорные кучи валяются кругом, а они еще в такси лезут!
- Эй, шофер, останови, мы сейчас милицию вызовем, сдадим его!
Я не выдерживаю:
- Ну, что в конце концов, товарищи…
- Нашел товарищей! Товарищ! Ты наркоман, маньяк, алкоголик! Товарищей ещё он себе здесь ищет, гастролер, понимаешь ли, карманник!
- Да, да, да! Вчера, нет, на прошлой неделе, точно! Он сел со мной рядом и утащил кошелек. Там было пять тысяч рублей - все по пятьсот рублей, точно! Отдай кошелек, дай сюда кошелек, отдай мои деньги, ты утащил у меня!
Мужчина справа:
- Точно! Я в прошлом месяце ехал в автобусе, он подсел ко мне, а потом у меня зонтик пропал. Где мой зонтик? Отдай мне мой зонтик!
Так и сыпались на меня обвинения со всех сторон. А я стою, не знаю, что и делать. Вдруг к автобусу подъехала машина, оттуда вышли два гражданина, зашли. Один из них представляется:
- Я майор по сверхважным вопросам. Что здесь такое?
- Вот, задержали, - все хором говорят, - задержали маньяка, алкоголика, террориста.
Пытаюсь оправдаться:
- Извините, я…
- Нет, ты потом поговоришь, сейчас свидетелей буду опрашивать. Кто хочет сказать?
- Я, я, я!
Подскочила.
- Вы откуда?
Рыжие волосы свисали ей на очки, почти что их заслоняя, широченнейший нос, (по-моему, на носу тоже торчали рыжие волосы) и рот до ушей, с такими губищами красными намазанными, противная такая морда!
- Я свидетельница! Я видела, как он человеку ногу ломал!
Она встала в проходе, подняла юбку и показала свою на удивление стройную и  красивую ножку! Я еще удивился, что такая неприятная морда, такая внешность, но такая красивая стройненькая ножка в прекраснейших босоножках, с педикюром, с накрашенными пальчиками…
- Вот так он, вот так вот, - начала она своей ножкой вращать, - вот так он наступил на ногу этому гражданину! И пытался его мозоль раздавить!
Мне показалось, что она не столько хочет продемонстрировать, как я пытался, а сколько показать свою элегантную ножку. Я, надо сказать, залюбовался.
- Так, хорошо. Следующий!
- Вот! Мы у него, пожалуйста, нашли наркотики, - передали пакет, - и пистолет!
Этот, представившийся майором, взял пистолет, понюхал:
- Так. Стреляли не позже, как полтора часа назад. Точно. Вы где его подобрали? А? здесь?
- Да.
- Полтора часа назад был убит на четвертой линии гражданин бизнесмен. А, значит, это киллер, значит, он убил… Понятно… Все. Значит так, не будем откладывать в долгий ящик. Вот судья. Давай, принимай решение.
Я удивился, как это так можно, прямо здесь судья, здесь же решение… Этот мужчина начал говорить:
- Я, пользуясь доверием, которое мне оказано, на основании статьи 722/275  пунктам «а», «б» и «с» гражданского кодекса, а также согласно статье 127/1000875 пунктам «d» и «c» уголовного кодекса, признаю гражданина виновным по пункту «а», «в», «с», «d» статьи 2000775 «Незаконное хранение и ношение оружия», по статье 2000721 пунктам «а», «б», «с», «d» «Незаконное хранение и распространение наркотиков», по статье 172/3 пункту «d» «Умышленное нанесение увечья гражданину», по статье 142/1 пункту «с» «Оскорбление граждан»…
Я вновь попробовал сказать что-нибудь в свое оправдание…
- Помолчите! На основании статьи 177/2000875 суд постановил: признать гражданина виновным и назначить ему наказание: материальное и моральное. Материальное в виде, - тут он помолчал, обвел всех, все замерли, слушали, - в виде покупки в ближайшем цветочном магазине роз в количестве пятнадцати штук. И моральное: вручить Свечке эти розы!
Я своим ушам не верю, не могу понять, что такое случилось? И вдруг эта вот лахудра, которая рыжая, которая напомнила мне болонку (правда, я не знал, бывают ли болонки рыжего цвета), снимает свои ужаснейшие очки, вместе с ними нос, на котором торчат рыжие волосы, отклеивает вывороченные губы и превращается в Свечку! Она подбегает, прыгает мне на шею и целует. А я стою, как распятый, привязанный к спинкам кресел. Все вокруг тоже принялись снимать парики, очки, наклеенные брови. И только сейчас я догадался, что это они меня так разыграли!