2. Байкал. продолжение

Тамара Белова
Вот станция Слюдянка. Появляются продавцы с омулем. Каждый кричит, стараясь перекричать остальных: «Омуль горячего копчения»!  «Омуль холодного копчения»! «Омулька только здесь попробуете. Берите, не дорого»!
Продавцы и покупатели перемешались. Торговля идёт бойко.
-Сколько?
-250 рублей за 5 штук.
-А мне горячего. По чём?
-70 рублей рыбка.
- Нет, Дорого. Давай холодного на 500 рублей.
Мы с братом тоже берём для себя и гостинец привезти. Привести омулька с Байкала всегда считалось хорошим подарком. Деликатес!
В прежние годы эта рыбка не была такой редкостью, как сейчас. Мы в студенческие годы могли себе позволить омуль не только со стипендии. Да и стоила она дешевле селёдки. В Забайкалье, по крайней мере, омуль всегда был в продаже. Мама вот любила омуль с душком.
В вагоне стоит запах рыбы. Тишина. Все вкушают эту рыбку. Многие пассажиры её пробуют в первый раз. Пассажиры, утомившись смотреть в окна и утолив свой интерес к омулю, ложатся отдохнуть. И я прилегла. А что ещё в дороге делать? Тем более трое суток.
Да вот беда, проспала эту «достопримечательность», что построена  при коммунизме: Байкалоцеллюлозный бумажный комбинат. Завод извергал желтовато- зеленоватый дым с ужасным запахом.
Несколько лет тому назад, я понюхала этот запашок, что извергала эта «помойка» на берегу Байкала. Вы когда- нибудь дышали парами сероводорода?
Стоит этот завод на южном берегу озера. А прибрежная зона вся завалена, именно завалена древесиной. Древесина плавает и в прибрежной зоне.
При подъезде к заводу, проводник предупреждает, чтобы окон не открывали.  Какое, там открывать?! Проехав приличное расстояние, в вагоне всё ещё стоит зловонный запах. Представьте себе, что вы находитесь в самом отвратительном, не убираемом, сортире.  Вот и подыши….
Проснулись. Снова к окнам. А другого берега то- нету. Это уже не озеро. А «Славное море, священный Байкал»…Противоположного берега нет, как ни всматривайся. Волны бьются о прибрежные волнорезы. На берегу работают люди. Похоже, укрепляют берег. С рабочих ветер рвёт одежды. Один рабочий держит шапку рукой, чтоб не сдуло.
Смотрим на противоположную сторону от моря. А там горы. Поезд идёт как будто крадучись, точно дорогу нащупывает. Идём на подъём. Я фотографирую эти горы. На вершинах снег. Они уходят за облака.
Поезд останавливается. В вагоне появляются опять продавцы. На этот раз предлагают масло пихты:
-Всё излечит, исцелит, у кого, что болит.
-Сера! Сера сибирская зубы почистит, укрепит.
Я вспомнила, как в детстве мы жевали эту ароматную серу из сосновой смолы. Сами собирали. Сами варили. Зубных щёток не было, а зубы были у всех белые и здоровые.
Хочу быть здоровой. Беру серу и масло пихты. Дороговато, но где ещё такое возьмешь?
 продолжение http://www.proza.ru/2012/03/07/1500