1. Путевые заметки Забайкалье. Приаргунье

Тамара Белова
Приаргунье - возрождение.(Путевые заметки)

Проехали мы с братом почти тысячу километров в одну сторону до Кадаи. А обратный путь стал ещё длиннее.
Выехали мы ещё до рассвета. Но дремать не пришлось. Дорога на протяжении 200кимлометров грунтовая, слегка подсыпана крупным щебнем. Путь наш лежал на восток. Дорога шла по правому берегу реки Онон. Река то удалялась, то вдруг из- за поворота оказывалась рядом. Онон бежит, торопиться на свиданье с Аргунью. Да по дороге повстречает Нерчь и Шилку. От их воссоединяя родился мощный сынок Амур.
Через десяток километров начались подъёмы с крутыми поворотами.
Брат посоветовал посчитать хребты, которые нам предстоит преодолеть. Я и вправду начала считать, да вскоре сбилась. Да и не до того уж было. Такие виражи! Главный хребёт здесь Борщовочный. А сколько всяких других мне брат назвал, я не запомнила, а записывать, сразу не догадалась.
Начинало светать. Залюбовалась восходом солнца. Да, прав поэт: «Вставай с постели при свете утренней звезды». А я вот люблю поваляться утром, и напрасно. Какие краски мы пропускаем, что потом никогда и нигде не встретишь.
Вот окрасилась яркими утренними красками одна сторона гор, а на другой её стороне ещё ночь. Так разительна грань светлого и тёмного. Но как чётко в это время вырисовывается контур гор. Оказывается, горы тоже завораживают. Я раньше никогда не обращала на это внимания.
Вот великан лежит с огромным носом.
А там двугорбый верблюд.
Постепенно спускаемся в долину. Брат говорит, что это всё зовется Даурией. И дальше идут даурские степи. Где то, ближе к китайской границе есть станция Даурия. И вот эти степи, равнину, что находятся между крутых гор и хребтов - всё Даурия.
Мне перед отъездом в Забайкалье, пришла мысль перечитать книгу Константина Седых «Даурия», чтобы хоть немного иметь представление об этом крае. Хотя я в молодые свои годы работала именно в этих краях, но молодость…Там другие были интересы.
Проезжаем деревеньки большие и малые. Брат говорит, что вот здесь родился атаман Семёнов. Названия больше бурятские и труднозапоминаемые: Курунзулай, Кубухай.
Кубухай мне знаком. Здесь я работала в летние каникулы на стройке коммунизма: строили МТС (машинотракторную станцию) Здесь старшие мои два брата Георгий, Владимир и сестра Зинаида поднимали целину.
Я начала писать рассказы на тему: «В памяти порой былое ворошу». Так вот один из моих рассказов так и называется «На стройке коммунизма».
В этих же степях одно лето работала на заготовке сена. Как же я не люблю степи…Здесь заблудиться проще, чем в лесу. Никаких ориентиров. Что с нами и произошло. На сенокосе  развлечений никаких. Однажды мы пешком пошли в соседнее село посмотреть кино. Возвращались потемну. Заболтались и отстали от группы. Пришлось ночевать в зароде сена. Где уж любить степные просторы.
Да, жаль, нет времени посмотреть на то, как изменился посёлок. У нас цель выше и времени нет.
Сейчас я иначе смотрю и на эти степи. Проехав на поезде от Урала до этих даурских степей, я мало видела стада, сенокосы, кошары. Всё, что раньше было, разрушено, заброшено. 
Степные просторы плавно переходят в лесостепи, горы. Начинаются опять подъёмы и виражи. А местами дороги такие, что лучше молчать, чтобы язык не прикусить.
Так вот в этих гористых местах приятно видеть, как ползут по горам комбайны: идёт уборка урожая. Проезжаем небольшое село. Большая ограда и за ней видно, как люди сеют, веют- сушат зерно. Подъезжают машины, грузят.
Столько стоит зародов готового сена! Машины сгребают сено в валки. На встречу попадаются большие машины, груженные этими валками.
Вот попадаются и пастбище с крупным рогатым скотом. А вдали видны кошары. Значит, есть и овцы. Забайкалье славилось мериносовыми овцами. Шерсть сдавали в Читу на камвольный комбинат, где получали первоклассную шерстяную ткань. Да порушили камвольный комбинат. Пастухам некуда девать теперь шерсть. Овец держат больше для мяса.
Вот небольшой табун лошадей.
Так вот даурские степи перешли в гористую местность, и мы прибыли в Приаргунье, где также пасутся стада и идёт уборка урожая.
Брат мне попутно рассказывает о том, что в эти края, ведут железную дорогу. Да, я уже говорила, что в Забайкалье нет полезных ископаемых там, где не копнули или нет железной дороги. Отец открыл в своё время 14 рудников на небольшом пространстве Забайкалья. Мы же едем по этим местам. Названия нам знакомы по рассказам родителей: Антонова Гора, Шерловая Гора, Ивановка, Михайловск…Читаем на указательных знаках. Да, от станции Борзя ведутся строительные работы железнодорожного полотна. Интересно, к какому руднику?
Брат работает кадастровым инженером и говорит, что в Забайкалье сейчас большой спрос на землю.
А я счастлива за эти края: возрождается малая родина наших родителей, как феникс из пепла. Расцветай и живи, Забайкалье! Здесь всё есть: ископаемые, минеральные воды, хлеба и скотоводство. Забайкалье  и раньше себя кормило, лечило.
Боже! Как же я счастлива, что я смогла побывать в этих краях, о которых слышали много рассказов.воспоминаний.