36. Кадая. Воспоминания братьев

Тамара Белова
Старшие братья Георгий и Леонтий родились в Кадае. А человека всегда тянет побывать там, где ты родился. Они так же оставили свой след от посещения Кадаи. Стихотворением Леонтия я начала писать нашу родословную.

Кадая
Кадая, Кадая- звон кандальных цепей,
И тюрьма за высокой оградой.
Сколько дум, сколько страшных смертей?-
Не была для людей ты отрадой.
Здесь Михайлов поэт отдал жизнь за народ,
Чернышевский томился в неволе.
Всё прошло, нет тиранов -господ,
Арестантской нет каторжной доли.
Высоко флаг отечества вьётся,
И стоит Кадая меж причудливых гор.
А кругом пораскинулся синий простор,
Что давно Приаргуньем зовётся.
Я здесь временный гость,
Я залётный жилец,
Мне, быть может, и нечем гордиться.
Но увёл партизан из посёлка отец
В ту гражданскую с белыми биться.
Как Сусанин погиб Лагунов Александр.
Он погиб, но не выдал ушедших.
Получил по за заслугам палач- атаман,
Интервентов сметали пришедших.
Не забыта борьба и никто не забыт,
Чтят шахтёры борцов и героев.
Кадаинский горняк в своём сердце хранит
Тех, кто славу России утроил.

Воспоминания старшего брата Георгия.
Помню смутно Кадаю,
Где мать меня рожала.
В дальнем солнечном краю-
За синью батюшки Байкала.
Долги думы старика,
Когда подводятся итоги.
Начну рассказ издалека,
Дайте только силы, Боги.
В дали видны пород отвалы,
Тюрьма с высокою стеной,
Где томились люди славы,
России матушки родной.
Гора приход утра встречала,
Венчаясь мощною скалой.
Село от ветра защищала,
Играя с бурей грозовой.
Скрывали сопки синь Аргуни,
Покосы, пашни, зимний стан.
Когда- то орды здесь шагнули,
Что вёл великий Чингисхан
Его потомки с узким глазом
Ещё встречаются сейчас.
Живут в былинах и рассказах,
Как помесь двух великих рас.
Другая ветвь степной породы
Ковалась в Западной Руси,
Где бунтовал народ в те годы,
И кровью волю оросил.
Этапом долгим в поселенье
Бунташный выслан был в Сибирь.
Остроги строил и селенья
Оживал степную ширь.
Каждый из нас по-своему пережил посещение Кадаи.

На обратном пути я всё плакала. Я очень сентиментальна и впечатлительна. После ещё долго по ночам просыпалась. Передо мной вставала картина сурового края, лысые остроконечные сопки. Снились измученные люди в лохмотьях. Заброшенный рудник.
Было до боли жаль тех документов, что мы так доверчиво оставили под честное слово Полине Ивановне, не взяв с неё хоть какой- нибудь документ.
Когда я об этом рассказала в Областном музее, заведующая мне сказала, что зря мы их оставили. Можно считать, что мы их просто выбросили, так как посёлок почти вымирает. Возможно, и школы не будет. Посоветовала мне написать о возврате документов.

Послесловие
Документы возвращены в июне 2011 года. Я их оформила для длительного хранения и передала младшему брату Анатолию. Почему Анатолию? У него два сына и подрастают два внука. Вот они продолжатели рода Черняевых- Никита и Степан.


Фото: вдали видна та гора, на фоне которой мы с братом позднее сфотографировались.


 Продолжение:  http://www.proza.ru/2012/04/02/736