Проводы

Катерина Антонова
Аркадий Алексеевич и Елизавета Максимовна были женаты вот уже двадцать восемь лет. За время супружеской жизни успели настолько узнать друг друга, что испытывали немного скуку, находясь вдвоём. Всё очень знакомо, обыденно. От развода останавливала только многолетняя привычка совместного проживания, и принятые нормы поведения среди людей их круга общения. И он, и она из интеллигентных семей: Аркадий Алексеевич преподавал в институте, а Елизавета Максимовна - домохозяйка.
Супруга окунулась с головой в дела по дому, располнела от своих выпечек, потеряла интерес ко всему остальному, а Аркадий Алексеевич же был ещё в хорошей мужской форме: подтянутый, выглядел моложаво, хоть на висках волосы с проседью. Продолжал шалить в постели то с одной студенткой, то с другой. Жена снисходительно относилась к его вольности, философски к этому подходила: раз приходит домой,- значит, всё в порядке. Правда, в последнее время у него участились сердечные приступы…
Однажды в квартире раздался телефонный звонок. Елизавета Максимовна почему-то его испугалась. С непонятной тревогой подняла трубку, и услышала мужской голос:
-Здравствуйте! Вы гражданка Князева Елизавета Максимовна?
-Да… - и машинально кивнула головой, как будто собеседник мог видеть.
-Вас беспокоит следователь Виктор Фадеев. Вам известно местонахождение вашего мужа?
Холод пробежал у неё по спине от предчувствия нехорошего известия.
-Он должен быть в институте… А что случилось?
-Подъезжайте, пожалуйста, прямо сейчас к нам в отделение…
-Что случилось?- повторила вопрос женщина.
-Необходимо провести опознание…
-Ну, хорошо, я подъеду…- торопливо согласилась Елизавета Максимовна, и начала суетливо одеваться. Всё валилось из рук. Она нервничала от неизвестности…
Когда Елизавета Максимовна, постучавшись, несмело зашла в кабинет и представилась, следователь сидел за столом с бумагами. Рукой пригласил присесть на свободный стул, и, показав фото молодой смазливой девчонки, спросил:
-Вы знаете эту девушку?
-Да, это студентка моего мужа…- сразу вспомнила её лицо женщина. -Она к нам домой несколько раз заходила заниматься по предмету… Аркадий Алексеевич занимается иногда со студентами в своём кабинете…
Следователь помолчал несколько секунд, и, наконец, с трудом подбирая слова, пояснил ситуацию:
-Дело в том, что Аркадий Алексеевич умер несколько часов назад в постели у этой самой студентки… Они имели близкую связь…
От этого сообщения Елизавета Максимовна пришла в шок. Она молча, не моргая, смотрела на Фадеева, с хрупкой надеждой услышать, что всё сказанное - ошибка.
-Выпейте воды…- предложил следователь, видя, в каком плохом состоянии сидела пожилая женщина. -Вам нужно опознать ещё труп…
Никакой ошибки не случилось, и началась тягостная подготовка к похоронам. Вдова обзвонила всех родственников и знакомых, сообщила о кончине мужа. Многие не замедлили появиться с соболезнованиями, предлагали помощь, просто утешали.
После хождений по инстанциям, оформления, когда было получено свидетельство о смерти, всё подошло к кульминации - самим похоронам. Сначала покойного из морга привезли к дому, где ещё несколько дней назад он жил. Многие соседи подходили, прощались, выражали соболезнования. Некоторые женщины даже всплакнули, жалея вдову. А она только устало кивала головой, уже не имела сил ни плакать, ни говорить что-либо.
И вот скорбная процессия двинулась на кладбище. Прошли от дома некоторое расстояние, а потом погрузились в три автобуса.
На кладбище гроб поставили на табуреты неподалёку от могилы. Землекопы заканчивали приготовление…
В толпу собравшихся неожиданно вклинилась та самая студентка, с которой Аркадий Алексеевич провёл последние минуты жизни. Девушка была сильно пьяна. Она бесцеремонно растолкала присутствующих, и кинулась с рыданиями целовать умершего. Окружающие были удивлены такой наглостью, тем не менее, никто не решился мешать прощанию. Некоторые подумали, что это родственница приехала.
-Кто тебя звал, вертихвостка?- громко возмутилась вдова.
-Заткнись!- в истерике заорала та. -Мы три года с ним уже встречались! ...Что ты ему дала, старая курица?! Даже ребёнка не родила ему! А Аркаша настоящий мужик был!
-Пошла вон отсюда, дрянь!- закричала вдова в ответ, и, схватив за руку, попыталась оттащить от усопшего. Но девушка накрепко вцепилась в боковину гроба. Елизавета Максимовна, приложив все силы, потянула. Пьяная девица, не удержавшись на ногах, упала, уронив при этом гроб, вместе с покойным. Никого не замечая вокруг, женщины вцепились друг в друга.
Большинство из приехавших проводить в последний путь – пожилые интеллигентные люди, и были в шоке от такой картины: растрёпанная жена с багровым лицом, расцарапанной щекой… пьяная любовница, в порванном платье, лежит рыдает на глинистой земле… рядом перевёрнутый гроб, и выпавший из него вниз лицом покойник…
Наконец, присутствующие начали приходить в себя. Кто взялся укладывать обратно умершего, а кому пришлось разнимать вновь сцепившихся драться обезумевших соперниц…
Об этих похоронах долго ходили разговоры…