Выборы в США 4 Избирательные округа

Михаил Абрамов
Представьте себе, что вы живете, скажем, в поселке Переделкино Московской области, всем известном городке писателей. Ваш сын ходит в 3 класс местной школы, там же учится и сын соседа, что живет через дорогу на одной с вами улице. Однажды, забирая сына из школы, вы встретились с соседом и заговорили о политике, как это нередко бывает, и тут выяснилось, что вы с соседом в разных избирательных округах. Ваша сторона улицы в одном округе с Юго-Западным районом Москвы, а соседская сторона улицы в одном округе с жителями Калуги. И линия раздела округов проходит как раз через середину школы, где учатся ваши сыновья.

Вы удивлены? Так не бывает! Бывает, если вы живете в США.

Добро пожаловать в Америку! Здесь процесс выборов взаимный: сначала конгрессмены вместе с партийными боссами нарезают удобные для них избирательные округа, а потом уже избиратели могут голосовать.

В процессе нарезки округов вполне может оказаться, что линия раздела как раз и проходит посреди школы. Я нисколько не шучу и не преувеличиваю. Вот, как об этом пишет местная Пенсильванская газета в статье «Pennsylvania's newly adopted congressional redistricting plan is riddled with shortcomings, critics say». (Перевод  мой).


«Вновь образованный 11-й округ по выборам в Конгресс США простирается от графства Вайоминг на юг через графство Люцерн и своим восточным флангом касается подножий Поконоских гор.
На сто миль в другом направлении округ включает в себя почти целиком графство Дофин, за исключением ржавеющих городков Стилтон и Хайспайр и перенаселенных районов Колониал Парк и Пакстанг.
Далее округ поворачивает на запад и через графство Перри достигает западной оконечности графства Кумберлэнд, подковой обходя город Харрисбург отрезая ломанную линию восточной части графства Кумберлэнд.
А там 11-й округ разрезает поселок Механиксбург прямо посреди начальной школы на улице Филберт стрит.
 «Если вы когда-нибудь искали картину насколько дурацкий этот процесс, вот вам начальная школа, разделенная пополам», - говорит Мэтью Сигрист, президент местного совета. «Это самая возмутительная часть этого процесса».
Механиксбург один из 11 городков в Пенсильвании, которые разделены на части границами  избирательных округов.
Комическая ситуация для одних, но пугающая реальность для многих других.
Критики утверждают, что вновь принятый план избирательных оругов изобилует недочетами. Он создает сбивающие с толку границы и дробит муниципалитеты, потенциально награждая их представителями, которые не знакомы с нуждами избирателей и безразличны к этим нуждам.
Расставьте пошире ноги посреди улицы Филберт стрит и одна ваша нога будет в 11-м избирательном округе, а другая в 4-м.»


Я специально перевел столь длинную цитату из газеты, чтоб читатель понял, что это не мои измышления. Это реальность, которая порой превосходит нашу фантазию.

В чем здесь фишка, для чего это делается? Как часто говорят в Америке, демократия сходна с производством сосисок: смотреть вблизи неприятно, лучше пользоваться готовым продуктом.

Кройка избирательных округов как раз и принадлежит к этой довольно вонючей кухне демократии.  Округа нарезают таким образом, чтоб предохранить уже избранных конгрессменов. Тщательно изучается партийная принадлежность электората, причем буквально по каждой улице. Поэтому и прошлась линия прямо посреди школы, видно на другой половине улицы обнаружили большой пакет активных избирателей чужой партии.

Называется эта процедура Джерримендеринг. Вот, что поэтому поводу можно найти в интернете.

«Джерримендеринг (gerrymandering), принцип формирования избирательных округов в США, призванный обеспечить интересы той или иной партии. Нарушая принцип территориальной целостности избирательного округа, партийные боссы добиваются исключения из его состава участков с нелояльным населением или создания дополнительных избирательных округов для участков с населением, которое поддерживает их партию. Таким образом, обеспечивается победа на выборах в округе, созданном по принципу джерримендеринга.

Термин джерримендеринг получил название в честь губернатора штата Массачусетс (США) Джерри, который в 1812 г. для победы своей партии на севере г. Бостона вырезал избирательный округ в виде серпа. Карикатурист изобразил один из таких избирательных округов штата Массачусетс в виде саламандры (salamander), а издатель газеты назвал этот рисунок Gerrymander (губернатором штата в это время был Э. Джерри — Е. Gerry). С помощью манипуляций над границами округов губернатор Джерри добился того, что на выборах в Сенат его Демократическо-республиканская партия получила 29 мест из 40, а партия федералистов — лишь 11 мест из 40. Этот результат был достигнут несмотря на то, что противники губернатора — федералисты — получили большинство голосов.»

Как видим, практика эта не нова, она освящена веками. Ново только насколько хирургически точно, с помощью самых современных методов сбора данных проходит кройка  в наше время. Ну, и еще, возможно, бесстыдство с каким эта практика осуществляется, причем раздел поселка посреди детсада только один пример. Другой, возможно еще более изумительный пример, когда в 2002 году республиканцы в Пенсильвании изменили избирательный округ конгрессмена-демократа Фрэнка Маскара таким образом, что округ напоминал форму пальца, у которого ноготь включал собственный дом Маскара, но за пределами оказалась парковка, где он держал свою машину.

Когда после совершенно позорных выборов 2000 года США пригласили зарубежных наблюдателей на выборы в 2004 году, то те, при всей крайней почтительености к Старшему Брату, в своих замечаниях скромно отметили в итоговом докладе следующее:

«District boundaries. With a view to ensuring genuine electoral competition in congressional districts, consideration should be given to introduce procedures for drawing district boundaries that will be based on information other than voters’ voting histories and perceived future voting intentions.»

«Границы округов. С точки зрения обеспечения подлинной конкуренции во время выборов в округах, где выбирают членов Конгресса, следовало бы продумать процедуры, которые бы позволяли прочертить границы округов на основе другой, чем статистика прошлого голосования и предполагаемые намерения голосовать в будущем.»

Очень осторожно, конечно, сказано, что округа создаются не исходя из интересов избирателей, а на основе интересов избираемых.

Есть еще одна тонкость. Надавно газета «Вашингтон Пост» провела исследование и обнаружила, что члены Конгресса имеют тенденцию направлять деньги налогоплательщиков поближе к своему дому. (Сюрприз!)

В обследовании обнаружили, что 33 конгрессмена в сумме направили 300 миллионов долларов на проекты в пределах двух миль от их домовладений. Поэтому, если два конгрессмена живут через дорогу в воображемом американском Переделкино, то жители американских Калуги и Юго-Запада Москвы могут сосать лапу: деньги уйдут в американское Переделкино, поближе к домам народных избранников.

Читатель может сказать: ну и что, какая разница, мы и так знаем, что рядовой избиратель не в голове у конгрессмена. Чистая правда. Для рядового гражданина большой разницы нет: что Петр, что Павел. И тот и другой озабочены теми, кто оплачивает кампанию, а не теми, кто голосует. Поэтому 40% избирателей никогда не голосуют. Как мы уже видели в предыдущих заметках, система именно так скроена и сшита, чтоб не голосовали. В этом-то как раз и состоит демократия в США: создать самые благоприятные условия для того, чтоб максимальное количество избирателей не принимали участие в голосовании.