33. Родословная. Старое фото

Тамара Белова
Заведующая музеем принесла очень потрёпанный документ: « Свидетельство о явке к исполнению воинской обязанности» Черняеву Егору Алексеевичу. От 22 декабря 1876 года. Позднее нас познакомили с наследницей этого документа- Черняевой Екатериной Степановной. Она же показала нам и фото столетней давности.  На фото большая семья. В центре пожилой человек. Дед этого большого семейства. Очевидно, что дети более молодого человека. По её словам это её отец Егор Алексеевич Черняев. Жаль, поговорить поподробнее об этом нам не удалось, так как она и её сын были полупьяны. Времени же у нас не было. Брат ведь ещё работал и выкроил кое- как эти три дня для поездки.
Мы сделали вывод о том, что вряд ли два однофамильца могли попасть на каторжные работы в одно место. Значит, Егор Алексеевич брат нашему прадеду Назару. Мы до сих пор знали только имя прадеда.  Теперь же мы знаем о его отчество .Назар Алексеевич Черняев. Нам известно, что нашего прадеда привезли в Кадаю в трёхлетнем возрасте. Возможно, Егор  Алексеевич был старшим.
Вот так дела!!!! Ради этого стоило совершить подобную поездку.
Только вот Екатерина Степановна сказала, что их прадед как будто бы с Кавказа. А её сын Нагелев начал выискивать в наших лицах с братом черты кавказцев.  Но это вовсе не значит, что должны проявляться такие черты. На Кавказе  в 18-19 веках шли войны. Воено- начальниками были русские генералы, офицеры, которые впали позднее в немилость у царского правительства и ссылались  вот в «такую тьму таракань».Среди них был и генерал Черняев. К сожалению не указано имя. Остаются одни версии и предположения.
Сейчас в Забайкалье живёт много людей с фамилией Черняевы. Возможно, они пошли от этого двоюродного прадеда. Вон сколько детей на фото. От Нагелевых  наш экскурсовод Полина Ивановна повела нас на шахту, где каторжане в цепях добывали серебряно-свинцово-цинковую породу. Вывозили породу на  поверхность на тачках.
Полина Ивановна нам ещё от школы показала, куда мы пойдём. Гора издалека выглядела обрубленным треугольником. Когда мы подошли, то увидели огромную яму. Глубину её невозможно определить. Полина Ивановна сказала, что основание у шахты специально взорвано. Близко к краю подойти невозможно. Может произойти обвал. В разрезе порода разноцветная и завораживает. Я таких гор разноцветных не видела.
В этом срезе видны две дыры. Полина Ивановна поясняет, что в эти отверстия в горе залазили каторжники для добычи породы и через них же вывозили  на тачках добытое. Диаметр отверстий определить не возможно: далековато.
Экскурсовод поясняет, что в посёлке возникла проблема с водой, когда под ним прошли выработки. Поэтому взорвали основание у шахты и заполнилось пространство –
пустоты под посёлком водой. Она сказала, что посёлок практически находится на плову. Проблема же с водой в посёлке была решена таким образом.
Посёлок расположен между гор
Надо сказать, что горы в этой местности, да и в большей части Забайкалья, напоминают потухшие вулканы. Мне представилось, что земля здесь, когда то кипела, как каша в кастрюле. Я высказала своё сравнение, и Полина Ивановна это подтвердила и дала несколько кусочков вулканического туфа.
Брат нашёл настоящий самородок свинцово- цинковой руды. Мы его разделили.
С этой горы я сделала несколько снимков посёлка. А Полина Ивановна нам показала снимок столетней давности посёлка. Я его пересняла для сравнения.  Она сказала, что раньше посёлок был зелёным и красивым. Но в данный момент было трудно в это поверить.
Затем наш путь лежал на кладбище. Нам хотелось поклониться могилкам наших прадедов. Да только это оказалось невозможно. Старое кладбище заросло густым кустарником. Брат попробовал пробраться через заросли, но только ободрался. Всё же взял земли среди этих зарослей, чтобы возложить на могилы родителей.


СТАРИННОЕ  КЛАДБИЩЕ (для Кадаи- вставить)

 Пришло  в  запустение  кладбище  прежних  веков.
 Пронизаны  камни  корнями  могучих  растений.
 Старинное  кладбище  живших  до  нас  поколений –
 Немое  свидетельство  ветхости  наших  оков.

 Какая  же, всё-таки,  штука  короткая – жизнь!
 Смотрю  на  осевшие  в  землю  гранитные  плиты,
 Слезами  родных  и  дождями  обильно  политы.
 Ни  много, ни  мало – века  над  землёй  пронеслись.




 Продолжение: http://www.proza.ru/2012/03/29/261