Четыре лирических этюда

Марс Ягудин
                1. ЯСНАЯ ПОЛЯНА

Бывает, идёшь, идёшь по чаще лесной, и этот полумрак, эти звуки, неизвестно кем издаваемые, а ещё больше – эта жуткая тишина, всё глубже проникая в душу, начинают сеять в тебе тревогу и чувство одиночества. Мысли путаются, страх подкрадывается к сердцу, слабость овладевает телом – и уже  кажется, что этому никогда не будет конца.

И вдруг – солнечная поляна. Безумие красок, вакханалия благоуханий. Над цветами бесшумно порхают бабочки. Пчёлы и шмели сонно жужжат, будто вечно тут жужжали они. А вот и стрекоза, расправив крылья, полетела на своё первое свидание. И на этом празднике жизни мрачные мысли, так сильно волновавшие тебя минуту назад, тут же улетучиваются, растворяясь в воздухе подобно утреннему туману. И какая-то сила властно требует: живи и радуйся, что ты!

Но скоро поляна остаётся позади. И ты вновь один на один с лесными шорохами, с невидимым, быть может, врагом. Как прежде…

Впрочем, не совсем как прежде. Память о той ясной поляне не даёт опускаться до прежних тёмных мыслей, освещает твой путь, не позволяя отчаянию брать верх.


                2. ЛУННАЯ НОЧЬ

Огромная луна медленно поднимается из-за горизонта, затмевая собой звёзды. Поражённый красотой, великолепием происходящего, стою во дворе родного дома, чувствуя под ногами мягкость травы.

Вижу знакомое, но от этого не менее таинственное расположение звёзд на небе, тёмные силуэты деревьев и крыш домов на фоне луны; слышу зовущую куда-то вдаль девичью песню; дышу запахом берёз, вечерней росы и чувствую на лице прохладу еле уловимого ветерка, воображая, что это нежные женские руки обвивают меня.

Эх вы, люди! Вы проспали уже тысячи таких ночей, проспите и эту. Жалко мне вас.


                3. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СЕНОКОСА

Раннее утро. Мы ещё спим. А папа уже из колхозной конюшни привёл лошадь и запряг её. Мама нас будит: «Вставайте, отец ругается».

Я выхожу на мокрое от росы крыльцо, и грудь моя наполняется освежающим утренним воздухом. Над уральскими горами наметилась алая полоска зари. Папа, укладывая в телегу косы, вилы, грабли, торопит нас. Никак нельзя трогаться позже других – засмеют.

Завтракаем и всей семьей отправляемся в лес. Солнце встаёт. Лошадка бежит, весело махая хвостом. Телегу трясёт. И мы, уже окончательно проснувшись, улыбаемся убегающей вдаль дороге, оврагу, спуск в который так захватывает дух, голубому небу, друг другу. Папа запевает свою любимую песню про соловья, трели которого, как говорится в той песне, заставляют одновременно и петь, и плакать. Голос папы дребезжит, и это придаёт песне непостижимую таинственность.

Лес, пока нас не было, успел зарасти, одичать. Предстоит заново обживать свой уголок. Устраиваем костёр, ставим на огонь чайник с родниковой водой. Скашиваем траву вокруг костра. Стелем её в тени деревьев рядом с телегой и, кто сидя, кто лёжа на боку на этом благоухающем лесном ковре, пьём чай с душицей.

И начинается сенокос. Косится легко, срезаемая трава ложится ровными рядами, радующими глаза. Не думается ещё о том, что через неделю будет не так празднично: вечерами будут ныть руки и ноги, по утрам не захочется вставать, да и убирать сено в жаркий полдень не так приятно, как кость его по утренней росе.

А пока нам даже досадно, что сестрёнка прибежала уже звать на обед.


                4. КОСТЁР

К каким только уловкам не прибегает человек, чтобы скрыть свои истинные намерения. Один, чтобы оставаться наедине с собой, отправляется на рыбалку. Другой, соскучившись по дикой природе, выходит на охоту. Третий, чтобы ощутить вкус победы над собой, решает сходить на Северный полюс, якобы для того, чтобы измерить глубину океана в этой точке планеты.

Мастера мы не только других, но и себя за нос водить. Не знаю, что я искал в этой жизни, но, мне кажется, терял я больше, чем находил.

Осень. Берег таёжной реки. Ночной костёр. Я нашёл, что искал. Вот они – бивни мамонта! А где радость, на которую рассчитывал? Нет её. И не будет. Пока не с кем её разделить. Какой же мне придумать повод, какую хитрость сотворить, чтобы собрать друзей своих около моего костра?

Из книги Марса Ягудина "ТАЙНИК". Издательство Татарстанского отделения Союза российских писателей. - Набережные Челны, 2002 год.