Позолота модельного бизнеса

Анна Юркова
  Модельный бизнес до сих пор привлекает внимание девушек возможностью добиться настоящей известности. Именно по этой причине поток желающих покорить вершины этой профессии не ослабевает. Но при этом охотницы за славой упускают из виду, что работа манекенщицы ничем не отличается от всякой другой: ей также сопутствует будничная рутина, моральные издержки, и если опустить всю яркость рекламных образов, то останется не такое уж большое количество вещей, заслуживающих восхищения. Но прежде, чем наметить ряд трудностей, с которым столкнутся честолюбивые красавицы, слегка коснемся истории.
 
  Высокая мода с ее центром в Париже сформировалась еще в конце девятнадцатого столетия. Но, начиная с 60-х годов прошлого века, когда многие талантливые дизайнеры, учитывая экономический подъем и потребности широкой публики, стали выпускать линии готовой одежды, индустрия моды значительно расширила свое влияние. Теперь во многих столицах мира стали ежегодно проводиться показы коллекций готового платья, наряду с изысканными моделями, обращенные, прежде всего, к состоятельной публике. Милан – Лондон – Токио – Нью-Йорк. В центры мировой моды стекались представители различных профессий – портные, манекенщицы, стилисты, фотографы, журналисты. В 1966г. модную индустрию взорвало появление девушки-подростка Лесли Хорнби, больше известной под прозвищем Твигги. Ее большие глаза на пол-лица, короткая стрижка, мальчишеская фигура стали узнаваемым образом, перевернувшим традиционные представления о красоте. Тенденции в моде, от роскошной респектабельности, покачнулись в другую сторону. Теперь многие модельеры, вдохновившись эстетикой футуризма, стали разрабатывать молодежную одежду. Для новых показов требовались манекенщицы, с пропорциями ребенка, хрупкие и плоские, словно тени.  Развитие рекламного бизнеса существенно повлияло на гонорары моделей. В дома моды потянулись множество юных красавиц, мечтающих об известности или о заметной роли в кино. Отныне обязанности манекенщицы уже не казались столь унизительными, как раньше, когда хозяйки ателье набирали молодых девушек из обедневших аристократических семей, в большом количестве наводнявших Европу после первой мировой и социальных потрясений в России.
 
  Новое время – новые птицы. Сегодня, благодаря телевидению и рекламе, такие имена как Жизель Будхен, Кейт Мосс, Тайра Бэнкс, Наталья Водянова, Анастасия Володина стали своего рода символами модельного бизнеса.

                модельная школа
  В России индустрия моды слабо развита, несмотря на старания отдельных признанных дизайнеров. Поэтому многим девушкам, серьезно подумывающим о подиуме, нужно не только выбрать «правильное» модельное агентство, пользующееся добротной репутацией, но и стремиться принять участие в европейских дефиле, где, в общем, и кипят важные события мировой моды. Но начнем с агентств. В Краснодаре подобных организаций насчитывается всего три - «Art Models», «Fashion Expo»,  «Starmodels». Все они предлагают определенный перечень услуг, а именно – обучение в модельное школе, создание портфолио, а также заключение контрактов с российскими и зарубежными работодателями. Те, кто думает, что одних внешних данных достаточно для того, чтобы быть зачисленным в ряды учеников, весьма ошибаются. Действуют жесткие тарифы (от 6000 руб. и выше), которые и позволяют сделать первый шаг на пути к успеху. В «Art Models» обучение проходит в два этапа. В первые два месяца, помимо обязательного предмета как искусство дефиле, проводят уроки актерского мастерства, техники макияжа, хореографии современного танца, истории костюма. Во второй части, преподаватели тратят силы на постановку подиумного шага, умению держать себя на сцене (с приветливой улыбкой, но не слишком развязно), а также работать с деталями одежды для создания верного образа. Уроки девушки посещают в туфельках на высоких каблуках – каблук должен быть не менее десяти сантиметров (данное условие способствует скорому постижению науки дефиле). Вместо диплома выпускнице вручают портфолио – подбор фотографий с удачными ракурсами лица и от того насколько качественно они сделаны, увеличиваются шансы на заключение выгодных контрактов. Однако как показывает практика, фотографии агентств не отличаются профессиональным мастерством и предназначены лишь для украшения семейного фотоальбома. Так возникает первая трудность.
 
                возраст «гадкого утенка»
  Оптимальный возраст для начинаний в модельном бизнесе эксперты определяют по-разному. По одному мнению, 12-14 лет – лучшая пора для девушки. Другие же не согласны с подобной точкой зрения и склоняются в сторону более зрелой привлекательности, что распускается на лицах уже с 17-18 лет. И это, пожалуй, правильно. Помимо юридической несамостоятельности, в первом случае могут возникнуть и физиологические трудности. Ведь преодолевая подростковый период, фигура девочки претерпевает изменения, в этот момент ее тело формирует свои окончательные пропорции, теряет детскую угловатость и худобу, а потому за несколько лет чудеса метаморфозы превращают полуребенка с недостаточным весом в полнокровную здоровую девушку. Последнее обстоятельство упрямо игнорируют сторонники дистрофичных канонов красоты, что приводит к плачевным  результатам в виде обмороков, плохого самочувствия и общего физического истощения. Несмотря на то, что открытая антипропаганда анорексии заострила внимание общественности на данной проблеме, все равно организаторы показов одежды отдают предпочтение изнуренному типу внешности. Почему? Напрашивается вывод: удивительные платья и костюмы от известных Кутюрье пошиты в одинаковых размерах: от 40 до 44, что довольно удобно, если необходимо подменить манекенщицу на сцене. Это помогает сэкономить время и не подгонять в спешке платье под особенности фигуры перед самым выходом. К тому же нельзя исключать модные тенденции, властвующие на мировых подиумах. Натуральные и синтетические ткани давно перестали быть единственным материалом в пошиве одежды. Металлические пластины, деревянные клинья, резина и бумага стали также активно внедряться в разработку новых моделей, меняя образ современной женщины. Эталоном на таких показах выступала бесполая красота, лишенная сугубо женских черт. В этом контексте искусственная худоба манекенщицы вполне уместна как зримое воплощение идей художника.       

                манекенщица или фотомодель?
  По распространенному заблуждению, подиум служит прекрасной ареной для демонстрации внешних достоинств. Однако это не так. Задачей манекенщицы является показ одежды. Особенности внешности не должны отвлекать внимания публики от покроя костюма, аксессуаров, обуви, а лишь продолжить образ, задуманный художником-модельером. Ведь показ одежды – прежде всего реклама, направленная на потребителя, стимулирующая его к совершению покупки. Оттого манекенщицы выглядят сдержанно, их черты, словно гладкие окаменелости, совершенные в форме и в тоже время безлики.
 
  К работе фотомодели предъявляют иные требования. Если на подиуме небольшой рост может стать серьезным препятствием в карьере, где более высокие соперницы будут пользоваться явным преимуществом, то в фотостудии «длина костей» не так принципиальна. Однако на первый план выходит фотогеничность. Это не только удачные снимки. Решающую роль тут сыграют артистичность, природная гибкость, владение мышцами всего тела. В нужный момент расслабиться, придав лицу утомленно-кокетливое выражение, в следующий миг – наоборот, обратиться в натянутую струну. К подобным эмоциональным переходам способны далеко не все. К примеру, много девушек с яркой внешностью перед объективом словно цепенеют, их движения обретают неуклюжесть, лица теряют подвижность. И снимки выходят посредственными.   

                работа в модельном агентстве
  Конечно, модельные агентства, чтобы подстраховать себя от вполне оправданных претензий со стороны клиентов, предупреждают их о том, что далеко не все девушки, прошедшие обучение, смогут на равных конкурировать с зарубежными моделями. Однако это не мешает всем, кто обзавелся портфолио, заключить  типовой договор сроком на два года. По этому договору модельное агентство обязуется «обеспечивать модель работой в сферах рекламы, кино, шоу-бизнеса, являясь при этом эксклюзивным агентом модели». В целом, если рассматривать подобные договора, они имеет одно общее свойство: прав у модели не больше, чем у фарфоровой куклы, выставленной в витрине магазина. К примеру, в договоре агентства «Art Models» за 2008г. в графе «порядок расчетов» прописаны довольно жесткие условия» «не более 50% от гонораров Модели, полученных от работ, проведенных на территории Краснодарского края, поступают на счет агентства». Если же работы были проведены за пределами края, но в пределах Российской федерации, то модель выплачивает уже не менее 20%. Ну, а тем, кому посчастливилось принять участие в заграничных дефиле, те уже отчисляют всего лишь 10% от своих заработков. К тому же транспортные расходы и расходы, связанные с профессиональным имиджем (макияж, маникюр, обувь) модель оплачивает из собственного кармана. К сожалению, это далеко не все трудности, встающие на пути в олимпийское царство моды: существуют и зависть соперниц, и высокая конкуренция, и довольно средние доходы. Правда, тем, кто все-таки подписался на кабальные условия, полезно обзавестись терпением, не лениться посещать кастинги и смотры в раздельных купальниках, правильно ухаживать за своей внешностью, придерживаться диеты и верить, что в скором времени обязательно подвернется выгодный контракт.