Горшечник, Смерть побеждающий

Андрей Тюков
Ну, вот и всё. Подрощенный очкарик одолел Тёмного Лорда в последней битве Добра и Зла (а практически одолел самого себя, поскольку Гарри Поттер и Волан-де-Морт связаны узами родства, пусть отдалённого). Начавшись как сказка для детей, семитомная "поттериана" неожиданно поднялась на совсем иные рубежи. Какие же?

Должен признаться, я не гарриман. Я также не отслеживаю в Сети взрослеющие сиськи Гермионы, а моя Бузинная палочка... молчу, молчу... silentium! "Гарри Поттер" не стал и, боюсь, уже не станет настольной книгой моей старости. Но культурный (литературный всё же вряд ли) феномен, вышедший из-под пера Джоан Роулинг, от этого ничего не потеряет, как и не приобретёт. Поэтому, квиддич с ним. Я долго не мог понять: что же там есть такое, в этих сумбурных томах, кроме всё того же квиддича, волшебных палочек, "экспеллиармус" и Гермионы с её... (вот привязались, проклятые!).

И поначалу меня смутил этот хитрец Дамблдор. Он выдвинул тезис о том, что сущность человека определяется не его способностями, а его выбором. Это подкупило меня. Это ведь так жизненно и потому - правдиво. Но, c другой стороны, выбирает шляпа. Значит, есть нечто такое, что существует помимо твоего личного желания и что заставляет тебя выбирать именно те дороги, которые ты выбираешь, а не какие-либо другие. Что же это?

Ответ, как и следовало ожидать, нашёлся ближе к концу. Ответом (лично для меня, а не универсальным, разумеется) стал эпизод битвы за Хогвартс. Когда пустые доспехи идут в бой, чтобы выполнить свой долг перед Школой. Идут сражаться также школьные парты. Но парты... менее романтично, нежели рыцарские доспехи. Вот это и есть главное в затянувшейся истории единоборства мальчика в шрамах и персонажа с перевёрнутым именем (всё очень точно, ведь и сам Сатана есть лишь обезьяна Господа Бога): долг. Понять - кто ты и зачем ты, чтобы выполнить свой долг. Умереть и воскреснуть на этом пути, и победить Смерть (точнее - представителя Смерти).

Что-то напоминает сказка про Гарри Поттера, что-то очень знакомое. Ну, конечно же: "... Не Моя воля, но Твоя да будет" (Лука, 22-41).

Надо сказать, что Русская православная церковь относится к "поттериане" с нескрываемым неодобрением. Пастыри духовные видят в сказках Роулинг чернокнижие и разврат неокрепшего ума, паства же, в лице разнообразных хоругвеносцев, cиречь истинно русских людей, подвергает Гарри и иже с ним огненной смерти в виде публичных ауто-да-фе. Ну, это дело их веры, правильно.

Параллели между героем детской (всё-таки) книги и эпонимом христианской веры кажутся надуманными. Спорить не стану. Но это, если сравнивать персонажи. Куда больше общего окажется у Йехошуа и мальчика со шрамом на руке в виде слов "I must not tell lies", если сравнить миссию того и другого.

Иисус как принцип, как выбор и путь, принесший в жертву себя и воскресший, чтобы победить, и ныне продолжает умирать на кресте, ежедневно и ежечасно, во множестве лиц и языков. Собственно, это ведь только имя, Иисус, а может быть Кришна ("В каждой юге, когда нарушается справедливость, я высылаю себя, с мечом у сердца...  в каждый час умираю от ран в сражении"), а может... правильно, Гарри Поттер.

Книги о мальчике в круглых очках следует читать на языке оригинала. Potter - фамилия "говорящая", поттер - это горшечник. А горшки делаются из глины... Из красной глины сотворил некто и первого человека, Адама (на иврите "человек, земля, красный"). Он вкусил от древа и сам сделался богом ("И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло" (Бытие, 3-22).

Зная добро и зло, зделай бузиную палочьку и иди сражатса.

Имя, форма, средства - всё это неважно. Важен лишь выбор. Но выбор сделан за тебя.