Быть богатым...

Андрей Тюков
Встретил на улице друга детства. Когда-то жили по соседству, гуляли часами по окрестным дворам, и Слава пересказывал мне содержание очередного научно-фантастического романа. Он обладал феноменальной памятью. Читал только фантастику. В советские времена многие увлекались Стругацкими, Лемом, Азимовым, Ефремовым. Кто бы мог предположить, что "день грядущий" окажется смелее даже самой смелой выдумки, и что "хлеб наш насущный" достанется не всем...

Слава отслужил в армии, после армии получил специальность киномеханика и устроился на работу в воинскую часть - крутить рядовым и сержантам патриотические киноленты. Надо ли говорить, что ничего этого теперь нет: ни советской страны, ни той воинской части. Есть редкие халтуры и пособие на бирже. 900 рублей в месяц. Больная мать, которой нужны лекарства, и полученная бесплатно на каком-то массовом мероприятии кепочка с логотипом "Единой России". Последнее почему-то кажется мне символичным.

Встреча наша была в 2009 году. Вскоре после этого читаю в газете "Аргументы Недели": в конце года предыдущего совет директоров ОАО "Карельский окатыш" (ГОК в Костомукше) начислил своим акционерам дивиденды сразу за  несколько предыдущих лет, 20 с половиной миллиардов рублей. Не правда ли, впечатляет? Однако, всё познаётся в сравнении. Заглянем и мы в недалёкую историческую перспективу.

Итак, вот что сообщает информационная программа "Вести. Карелия", устами своего корреспондента, в том же самом ноябре 2008, который выдался столь урожайным на дивиденды: "Ещё в октябре ОАО "Карельский окатыш" било все рекорды по объёмам производства. Но мировой финансовый кризис заставляет руководство горно-обогатительного комбината забыть о сверхприбылях…". "Забыть о сверхприбылях"! Как звучит! А как пахнет... "Руководство предприятия будет стараться сохранить занятость в прежнем объёме, заверил помощник генерального директора, пресс-секретарь ОАО "Карельский Окатыш" Андрей Замула. Он не исключил, однако, вероятность сокращения заработной платы в случае падения объёмов производства". "Не исключил, однако...".

А вот что говорит уже в мае 2009 года директор ОАО "Карельский окатыш", филиала ЗАО "Северстальресурс", Максим Воробьёв. Вот как цитирует его слова пресс-служба правительства Карелии: "Предприятие стоит перед непростым выбором: либо увольнять работников, либо отказаться от ряда социальных обязательств, которые ГОК несёт в рамках коллективного договора. По мнению руководства предприятия, будет лучше, если работники потеряют часть социальных благ, но при этом сохранят рабочие места и зарплату", - передаёт позицию господина М. Воробьёва и других получателей дивидендов правительственный журналист.

Сказано - сделано. "На комбинате реализуется программа "Окатыш-1000", призванная вывести себестоимость производства на нулевой уровень, чтобы ГОК не работал в убыток", - оптимистично сообщает журналист ГТРК "Карелия" в сюжете о героических буднях предприятия, который датирован месяцем позже: июнем 2009 года. "Тем не менее, главную социальную задачу - обойтись без сокращений штата - выполнить не удаётся", - продолжает автор сюжета. Но это и не так страшно: "Главное, отмечают в руководстве комбината, в коллективе есть понимание того, что в нынешней ситуации без непопулярных мер не обойтись, и делается всё возможное для того, чтобы максимально сохранить коллектив ГОКа". Ещё бы не понимать, когда пособие по безработице 900 рублей. Тут и дурак поймёт.

Мне кажется, что в этой стране стыдно быть богатым.

Мой давнишний знакомый (учились на инязе в незапамятные времена) работал пару лет на одном очень крупном и очень известном карельском производстве. Из числа тех, что именуют градообразующими. Завод кормит средних размеров городок. Мой знакомый, назовём его Георгием, трудился на предприятии на высокооплачиваемой должности. Очень высокооплачиваемой. Он хороший специалист, умный мужик, вообще, он это заслужил.

Но свои вечера Жора проводил в номере гостиницы. Все эти годы. Он там пил пиво, смотрел телевизор, общался с друзьями по Интернету. Сразу по прибытии его предупредили: в город лучше не выходить. Тут все друг друга знают. А вы работаете на заводе, высокооплачиваемый специалист… уже были прецеденты. Он и не выходил. Чтобы не создать новый прецедент.

В этой стране страшно быть богатым.

10 июля 2011 года я получил письмо от петрозаводчанки Галины, которое и передал в тот же день в редакцию карельских "Вестей". Галина Широкорад - инвалид с детства (тяжёлая форма ДЦП). Не ходит, речь даётся с трудом, и единственный "свет в окошке" для Галины - это Интернет. Чтобы иметь возможность общаться с помощью электронной почты, выучилась набирать текст пальцами ног. По словам тётки, которая проживает вместе с ней, друзей у Галины много. Пределы квартиры в старом доме на Октябрьском проспекте инвалид не покидает вот уже 3 года. Пандусов в подъезде нет, а вынести 38-летнюю женщину на руках тётушке не под силу.

О своей беде Галина Широкорад написала не только мне, но и лицам, куда более меня облечённым полномочиями. Тем самым, на шее которых "почиет сила", как выразился классик. Ну, почиет и почиет. Два Минздрава, российский и наш, карельский, разъяснили Галине, что по закону пандусы в подъезде ей не положены, так как пенсия по инвалидности (10 тысяч рублей) превышает прожиточный минимум, а бесплатно устанавливать никто не будет. Чиновники дали инвалиду совет: установить пандус в подъезде дома за свой счёт. Пенсию же Галина получает? Получает. Ну, вот: установи и - катись…

По сведениям налоговой инспекции, в Карелии нынче 1 400 (тысяча четыреста) официальных миллионеров. На самом деле их гораздо больше. Я вот думаю иногда, в простоте своей, которая хуже воровства: зачем людям такие деньги? Получил сколько-то, оставил на житьё-бытьё, на остальные купил книгу Аристотеля "О душе". За 150 рублей на распродаже. Книга маленькая, но читать можно всю жизнь.

А быть богатым?!