Иоанн Креститель - это пророк Илия?

Николай Шошунов
И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

2 Пет 1:19-21

Моя добрая подруга Альфия Шайхутдинова (http://www.proza.ru/avtor/ufaalfia) как-то указала мне один фрагмент Евангелия, на который я никогда не обращал внимания. Намёк Альфии, исповедующей буддизм, был более чем прозрачным, а именно: Иоанн Креститель - это одно из перерождений пророка Илии. Немного погодя я припомнил, что очень аккуратно склонить меня от православия к буддизму уже пытались некоторые комментаторы моих религиозных эссе.

Вообще говоря, цепь перерождений живых существ, сансара - не Буддой выдумана. Гаутама Шакьямуни просто априори принял эту древнюю индуистскую концепцию. Заслуга самого Будды в том, что он нашёл путь к прекращению цепи перерождений и к достижению нирваны. В некоторых течениях индуизма рассматривается идея перевоплощения, реинкарнации, которая очень близка к идее сансары, но вообще говоря, не тождественна ей. Близкое к концепциям сансары и реинкарнации учение о переселении душ, метемпсихозе, было независимо от индуизма сформулировано Пифагором, Эмпедоклом, Сократом, Платоном и детально разрабатывалось неоплатониками и неопифагорейцами, крупнейшими из которых были Плотин и Плутарх.

Христианство же, по крайней мере, православная конфессия, как известно, напрочь отвергает и сансару, и реинкарнацию, и метемпсихоз. Причём исповедуемое в православии воскресение мёртвых, анастасис, почти ничего общего с названными учениями не имеющее, возведено в ранг догмата. Никео-Цареградский Символ веры завершается словами: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века". Догмат же этот основан на многочисленных фрагментах Священного Писания.

"Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мёртвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк 20:34-38)

"Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живёт, то живёт для Бога" (Рим 6:8-10)

"Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение"  (Ев 9:24-28).

Короче, в православии чётко и однозначно утверждается, что смерть однократна, а после воскресения будущая жизнь вечна. Именно по этому вопросу острые драматические дискуссии между христианами и неоплатониками разгорелись уже в самые ранние, ещё апостольские времена. Когда апостол Павел выступал в афинском ареопаге, неоплатоники слущали его проповедь очень внимательно - но только до тех пор, пока Павел не заговорил о воскресении мёртвых. А дальше: "Услышав о воскресении мёртвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время" (Деян 17:32)

Плотин, крупнейший из неоплатоников, читал евангелия и критиковал их именно в части проблемы воскресения мёртвых. По иронии судьбы, единственный философский термин в Символе веры - единосущный (омоусиос) - был позаимствован как раз у Плотина. Есть версия, что последняя представительница александрийской неоплатонической школы Ипатия была убита толпой пришлых изуверов (а слово "изувер" исконно значило "религиозный фанатик") именно в результате вспыхнувшего спора как раз по этому вопросу.

В то же время намного более гибкий буддизм, не знающий ни религиозного, ни философского авторитета, оказался очень восприимчивым к христианским влияниям. В поздних формах буддизма, начиная с Махаяны, определённо просматриваются христианские мотивы, переосмысленные на свой лад. Но заимствуя что-то из христианства, буддизм оставался на своей исходной почве и не превращался в нечто эклектическое. Изначальная догматика буддизма при этом не претерпела никаких радикальных изменений.

Но в 19-м веке серьёзная попытка синтезировать христианство и буддизм в одно оккультное теософское учение была предпринята Еленой Блаватской. На деле всё это оказалось изощрённым лукавством, имеющим целью отвратить христиан от христианства, буддистов от буддизма, и заставить тех и других поверить в "тайную доктрину". Подобную же попытку сконструировать из христианства и буддизма новую религию предпринял и Лев Толстой. Последователями и пропагандистами теософского учения Блаватской стали Николай и Елена Рерихи, назвавшие это учение "живой этикой". Уже в наше время подобное учение проповедуется субкультурным течением New Age. Собственно, в недрах New Age и зародилась идея о том, что Иоанн Креститель - это реинкарнация пророка Илии.

Тут мне могут задать вопрос: а что вы имеете против объединения христианства и буддизма в одно учение, чем вас смущает тезис об отождествлении пророка Илии и Иоанна Крестителя, что такого еретического вы здесь увидели? Ну, первое, что лично меня коробит - это чисто вкусовые ощущения. И христианство, и буддизм - мировые религии, понять которые способен любой человек, и это учения внутренне логически непротиворечивые и потому претендующие хотя бы на рациональную истинность. А вот "тайная доктрина" Блаватской и "живая этика" Рерихов - просто бред сивой кобылы.

Что касается православных христиан, то здесь нет никаких вопросов, всё уже решено. Отрицание либо искажение христианских догматов есть уклонение в ересь. А публичная проповедь этого под видом "истинного" христианства влечёт за собой отлучение от Церкви. Собственно, и Блаватская, и Толстой, и Рерихи это отлучение себе уже реально схлопотали. А последователям учений Блаватской и Рерихов Русской Православной Церковью впредь провозглашена анафема. Православный человек просто должен знать об этом и не делать глупостей.

Буддистам в этом отношении вроде бы ничего такого не грозит. Но не советовал бы я вам, уважаемые буддисты, увлекаться всякой хреновиной. Честное слово, ваша религия - несомненная духовная ценность. По-христиански скажу вам: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Мф 7:6) Очень не хотелось бы мне, чтобы буддизм растворился в болоте оккультизма.

Но давайте вернёмся к нашим двум пророкам и решим вопрос по существу. Действительно ли из евангельского текста следует, что Иоанн Креститель - реинкарнация пророка Илии? Для людей, мало знакомых с Библией, считаю нужным сперва рассказать о том, кто это такие.

Пророк Илия жил в 9-м веке до н.э. в Израильском царстве при нечестивом царе Ахаве. Пользуясь слабохарактерностью царя, его жена Иезавель решила установить языческий культ Ваала и Астарты. Против этого резко выступил пророк Илия, и дело дошло до его знаменитого состязания с жрецами Ваала. "И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек [и четыреста пророков дубравных]; пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо, [пусть будет так]. И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте. И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется! И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха. [И сказал Илия Фесвитянин пророкам Вааловым: теперь отойдите, чтоб и я совершил мое жертвоприношение. Они отошли и умолкли.] Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему. Он восстановил разрушенный жертвенник Господень. И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое. И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен, и положил дрова [на жертвенник], и рассек тельца, и возложил его на дрова, и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. [И сделали так.] Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же в третий раз. И сделали в третий раз, и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою. Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк [и воззвал на небо] и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! [Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне!] Да познают в сей день [люди сии], что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там" (3 Цар 18:22-40)

Но какая же связь между пророком Илиёй и Иоанном Крестителем? А дело в том, что пророк Малахия  предсказывает, что приходу Бога на землю будет предшествовать явление пророка Илии: "Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием" (Мал 4:5-6) Тут не так просто понять, о каком приходе Бога на землю идёт речь - о первом или же втором пришествии Иисуса Христа. Судя по смыслу слов - скорее о втором. Реально же явлению Иисуса Христа предшествовала деятельность Иоанна Крестителя, ставшего таким образом Предтечей Бога на земле.

Иоанн Креститель - родственник и ровесник Иисуса Христа в Его земной жизни. Иоанн начал крестить людей путём погружения в воду (баптизма). Этот обряд практиковался и ранее, в отношении язычников, обращаемых в иудейство. Но Иоанн призывал креститься и самих иудеев. "В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: `отец у нас Авраам', ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым" (Мф 3:1-12)

Крестился от Иоанна и Сам Иисус Христос. "Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф 3:13-17)

Судьба же Иоанна Крестителя была трагической. "В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу" (Мф 14:1-12)

Однако буддисты строят свой тезис не только на туманном пророчестве Малахии. Основным, как они считают, безотбойным аргументом для них является фрагмент из евангелия от Матфея: "И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде. Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе"  (Мф 17:10-13) Примерно так же Иисус Христос отвечал и в евангелии от Марка: "И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем" (Мк 9:11-13) Христос здесь не говорит прямо о том, что Иоанн Креститель есть реинкарнация пророка Илии, но буддистам ничего не стоит додуматься до этого самим.

Но есть в Новом завете и другие слова. Ученикам Христа нетрудно было понять, о ком идёт речь, потому что ещё раньше Христос сказал им: "Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти" (Мф 11:7-14) Здесь уже полным-полно оговорок, указывающих на то, что слова о тождестве пророка Илии и Иоанна Крестителя нельзя понимать буквально.

А вот что сказал Ангел отцу Иоанна Крестителя Захарии: "тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный" (Лк 1:11-17) Тут уже совершенно ясно утверждается, что пророк Илия и  Иоанн Креститель не тождественны друг другу, а лишь сходны по духу и силе.

Но тут я слышу от буддистов: "Неубедительно! Вы расуждаете по-христиански, то есть затуманиваете смысл. А нам с нашей буддийской точки зрения абсолютно ясно, что пророк Илия умер и в одном из перерождений стал Иоанном Крестителем". Ну что же, давайте рассуждать с буддийской точки зрения.

Начнём с того, что пророк Илия не умирал. Буддисты как-то упускают из виду известный многим библейский рассказ о том, что пророк Илия вознёсся на небо живым. "Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо" (4 Цар 2:11). Как это с точки зрения буддизма возможно не умерев переродиться?

Далее, во время евангельских событий Илия находился в Царстве Небесном. То есть с буддийской точки зрения - в нирване. Это видно из описания преображения Иисуса Христа на горе Фавор, когда три Его ученика, заглянув краешком глаза в Царство Небесное, увидели там и Илию. "По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии" (Мф 16:1-4) Как это с точки зрения буддизма возможно, достигнув нирваны, продолжать перерождения?

Не знаю, что ответили бы на это буддисты, но думаю, что сам Будда по своему обыкновению ответил бы на это красноречивым молчанием. Но если Будда молчит, может, нам ответит сам Иоанн Креститель? Евангелист Иоанн рассказывает, что такой прямой вопрос был задан Иоанну Крестителю фарисеями. "И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет" (Ин 1:21)