Армейские будни

Алекс Снегов
                Армейские  будни
 В казарме учим Уставы,но больше по каменистым сопкам вручную
 катаем пушки.
-Какой дурак придумал глупость,кому это надо,-ворчит Суряхин.
Тяжело катить пушку  по камням на сопку. 
 Сержант бодбадривает: «Давай ребятки,нажмём,ещё разок,и ещё
 разок!
Закатили пушку на сопку.
-Пять минут перекурить!
Прошло не больше  минуты.
-Кончай перекур,разворачивай пушку,катим вниз,-командует сержант.
- Куда  спешит,раскомандовался,- шепчет мне в ухо Карпенко.
Карпенко с Западной Украины.Наводчик,на первой стрельбе два раза
выстрелил и отказался стрелять.Фанерный макет немецкого танка
ползёт по болоту, комбат кричит на Карпенко,а он  держится за ухо и матерится.
Три выстрела сделал я.Первый выстрел мимо макета.
Две  трассирующие болванки попали в макет.
В артпарке чистим  пушку,зануда   вездесущ.
Придирается ко мне,как и к другим,но все же ко мне особенно.
-Стараюсь,-говорю ему,-а если я не нравлюсь отправьте меня домой,к маме.
 Мало того стал объявлять  наряды внеочереди.Всем отбой ,меня  на кухню картошку чистить или в казарме полы драить.Их днём  дневальные вымыли.
Сержант наказал дежурному по батарее,чтобы тот проверил качество.
Дежурный в ленкомнате газеты читает,доложил  ему,что  полы вымыл.
Встает,потягивается и говорит:" Давай,пошёл!"
Выбрал место в углу,провёл ребром каблука по доске.
-Мой всё с начала и смотри у меня,-грозит мне и позёвывает.
Воды по всему полу налил,дежурный  в ленкомнате спит сидя,я тоже
разделся и лёг спать,время уже три часа,спать хочу мочи нет.
Утром сержант Николаев срамил меня перед строем батареи.
- Во время войны за не  выполнение  приказа  расстрел.
-Правильно,-подтвердил я,-а  за выполнение тупого приказа
после расстрела вешали.
Больше не буду ночью мыть полы,пусть судят за невыполнение
приказа . Рассказал об этом Михайлову.
С Анатолием мы подружились,он мастер доставать выпивку.
На четыре года старше меня,два года уже отслужил.
-Никто тебя судить не будет,но запомни-плетью обуха не перешибёшь.
Снова ночью мыл полы и лег в постель в пятом часу.
Утром на политзанятиях заснул,говорили,даже захрапел.
Лейтенант скомандовал:»Кто спит,встать!»
Я услышал  слово- встать! Встал.Всем смешно.
На другую ночь меня направили на кухню картошку чистить.
 Сержант Николаев пошел проверять,меня на кухне нет. Заглянул в ленкомнату .Мы с Михайловым сидим выпиваем. Николаев  не докладывал офицерам.Значит все же нормальный человек. .
Когда он был молодым солдатом,Михайлов был командиром первого орудия,в его отделение пришёл Михаил Кудрявцев,быстро проявил себя и стал наводчиком.
Николаев и Кудрявцев гатчинские.
Михайлов подрался с офицером,его разжаловали в рядовые.
Разжалованный Михайлов стал наводчиком на первом орудии,а
Кудрявцева назначили  командиром орудия.
Михайлов агитировал Кудрявцева,чтобы меня перевели
от Николаева к нему. В армии не принято переводить солдата
из одного отделения в другое.
Михайлов говорил:"Миша,вместо меня у тебя будет отличный наводчик,смекалистый,ловкий и смелый."
Не такой я смекалистый и ловкий,но спасибо Анатолию.
Кудрявцев  поговорил с Николаевым и обратился к комбату.
Пройдёт время и я пойму,почему Николаев придирался ко мне.
 Кудрявцев  был назначен дежурным по кухне,командиром отделения,значит и командиром орудия на один день комбат назначил меня. Намучился я с ребятами,расстроился,зачем согласился заменить   сержанта.
Кочевряжились солдатики. Не выполняли  мои команды ,я злился и не знал,что делать, день показался  каторжным.
Ещё до обеда хотел пойти к капитану и признаться,не получается
 командовать ,не слушаются меня.
 Даже  Михайлов выпендривался. И он же успокаивал:"Нормально всё получается,просто Кудрявцев просил проучить тебе же на пользу."
Солдаты учили меня уму-разуму не по злобе,а чтобы понял службу.
Во мне процветали антисолдатские качества.Солдат он
тогда солдат,когда  не нарушает уставные требования. Первое
время я     нарушал дисциплину и порядок.
Был супер-гвардии  самовольщик .
Меня спасал Михайлов,он много знал.
Я не плохо играл в футбол,  в шахматах,обыгрывал всех.
Михайлов не играл в футбол ,я учил его играть в шахматы.

Из ствольной артиллерии меня и ещё девять человек перевели
В Подмосковье в  полк ПВО.
Осень,дожди.Переписываюсь с Михайловым,Кудрявцевым .
Пишут мне и я отвечаю Суряхину,Чуринову.
Полк ПВО в стадии формирования,матчасти нет,личного оружия нет,
на пост ходим охранять объекты с  палками. Орехов много. Служба не
бей лежачего. Офицеры тоже из разных частей.Всё хорошо,а
кормёшка по сравнению с Заполярьем просто плохая.
Вечерами в субботу хожу в деревню на танцы,некоторые другие
тоже по самоволке разгуливают.Офицеры,дежурные по части,
проверяют в казарме, кто после отбоя отсутствует.
Солдаты и сержанты проявляли разные способы обмана.
Были случаи,офицер подаёт сведения,старшина их опровергает
доказывает,сам лично проверял, рядовой  или сержант такой-то
после отбоя отдыхал в кровати.
Старшина  повадился проверять кого в казарме ночью нет.
 В помещении, у входа по обеим сторонам печи от пола до потолка Старослужащие надумали брать из столовой плоские алюминевые  тарелки под второе блюдо.
Старшина откроет дверь ,прежде чем войти в помещение стоит прислушивается.В это время  в печки ударяются тарелки,он грохает дверью и матерится,уходит спать в коптёрку,у него там стояла кровать.
Скажет перед строем батареи фразу из трёх слов,два слова мат.
Скажет и гогочет,будто съюмарил.
Солдаты чудили, видели в казарму идёт дежурный по части.
Ложились на койки тех,кого нет.
Когда дежурный уходил из казармы,солдаты один за другим мозолили глаза старшине.
Получалось смешно.
Настырный,один офицер в части дотошно проверял
по списку,кто в увольнении,кто в наряде.Ходил повсюду.
В казарме ,если солдат укрыть одеялом с головой,откинет одеяло,
мало ли ,умудрялись солдаты под одеяло класть шинель,вроде солдат
спит накрылся одеялом. Над этим офицером издевались.
Он соседскому коту голову отрубил,кот не нравился жене,по ихнему саду
шастал.Сад рядом с плацем,в жаркие дни женщина раздевалась наголо,загорала. Солдаты невзлюбили супругов,старлей  настырный и
надменный.
Как только  дежурный по части входил в казарму с разных сторон начинали мяукать.

Старшина  мог  ни за что на солдата собаку спустить.
Его считали уродом.
Осенью помогали подшефному совхозу убирать овощи.
Вечером,четыре машины груженные овощами посреди деревни, остановились,первая машина заглохла.Старшина сказал,что это диверсия.
Потом мы узнали  у сержантов Сушкова,шофер на первой машине и у
Васюкова в этой деревне  живут девушки.
Стемнело,до части 8 км,старшина пошёл по домам ,чтобы расселить
шесть человек не считая сержантов и его.Он договаривался,чтобы
остановиться на ночлег и чтобы  нас  накормили.
-Я им ………… даю задачу……… накормить…….. и чтобы ….. положили
спать на перине ……под ватным одеялом……./Гогочет/
Четверых привёл в дом к старушке.
-Не особенно привечают….защитников Родины….
Вошли  в избу.
-Бабка-косолапка,как тебя звать величать?
-А?
-Ты глухая?
-Нет,слышу.
-Разреши воинам  сесть.
-Садитесь,ребятушки,садитесь за стол.
-Давай организуй солдатикам почавкать.
-Когда же милые мои, поздно варить,вон молочко свеженькое,в печке
топлёное,хлебушек вчера пекла.
- Не надо ничего варить,-заторопился солдат  Кувшинов,-молоко и свой хлеб этолучше всего.
-Согласны,озорники?
-А рассчитываться будет Пушкин,-спрашивает Симуткин.
-Твоё дело мять,я заплачу,-парирует  старшина.
Едим радуемся,вкусно.Хлеб пахнет анисом,молоко ароматное.Топлёное с пенкой,ничего вкуснее не бывает.
Старшина тоже ест.Два каравая хлеба свернули,три махотки топлёного
молока и трёх литровую банку вечерней дойки.
Наелись,спасибо!Мы на поле моркву ели,картошку пекли,в обед в
совхозной столовой  кормили.
-Так бабуся,говори сколько с нас слупишь?
-Завтра на рынке за полторы сотни продала бы,с вас  возьму половину.
-Ого,загнула,сбавь пятёрочку.
-Я же и так споловинила.
-Давай торговаться,сбавь  пятёрочку и ещё пару рубчиков.
-А, давай 65-ть.
-Вот так сдирают шкуру с солдатиков..
-А?
-С сотни,говорю,сдача есть?
-Да откуда же,только налоги отдала,неделю не была на рынке.
-Не переживай,потом завезу.
-У соседей сходи разменяй,они сегодня весь день на рынке торговали,
целый воз всего.
-Темно,страшно,ты пойдёшь?
-Пойду милай,пойду,куда ж деваться.
Старшина стал шарить по карманам.
-Прости,бабуся,я деньги в другой одежде оставил.
-Ладно,-смирилась бабушка.
На другой день  машину отремонтировали и мы поехали.
Неподалёку от части,первая машина остановилась напротив ларька.
Старшина пошёл к ларьку и я тоже решил купить папиросы.
Гордейко распечатывает пачку,продавщица отсчитывает ему сдачу с сотни.
Старшина подмигнул мне:"Нашел стольник,заеду отдам."
Ни сегодня,ни завтра  наши не ездили в совхоз.
Симуткин собрал с нас и со старшины по 15 рублей и в воскресенье
отвез бабушке долг.Побыл в увольнении,она угостила его топлёным
молоком и пирогами с вареньем.
Командир батареи капитан Григоренко перед строем объявил:" Двое
солдат опоздали из увольнения ,командир полка объявил карантин
на месяц."
-Ладно,ваших жён будем целовать и может даже щупать,-согласился
левофланговый Симуткин. Чудила,ему многое сходило.
Двухметровый Григоренко подошел к  солдатику,смотрит сверху вниз.
-Ты у моей жены,достанешь до пупка и то только с табуретки.
- Люблю  пупок целовать,-отвечает неугомонный солдат-юморист..
-Думай прежде,не дай бог что-то случиться ,тебя первого возьмут за жабры.
-Товарищ капитан,наказывайте,кто опоздал,может и они не виноваты,
если один дезертир,весь полк расстреливать?
Капитан ушел.
Старшина подлетел к Симуткину.
-В дизбате будешь пупки целовать,понял.
-Вы ,товариш  старшина спец старушкам мозги конопатить,я ничего не нарушал,за что меня наказывать,это   же логика марозматиков.
Симуткин,был член партии.
Карантин был одну неделю.
Капитану Григоренко  присвоили звание майора и  перевели в другую
часть.Толковый офицер,было жалко расставаться с хорошим человеком.
Другой бы Симуткина  наказал Можно было истолковать
высказывание  солдата,как угрозу,как оскорбление и обсуждение приказа
командира,что не позволительно.Григоренко не дал ход болтовне. Карантин отменили , наверно  Григоренко  умно доложил полковнику о его приказе.
Увольнение разрешили  отличникам боевой и политической подготовки.
Первый год службы  сложный,второй год проходит быстро,третий год
тяжелый,считаешь дни.
Самый счастливый день-демобилизация проходит,как в сладком сне!
Через несколько лет я осознал,служба в армии помогла  понять
жизнь.Меня даже мама хвалила:"Бывало не добудишься,теперь  толкну,
 и ты тут же встаёшь! "
Порядок и организованность,самоуважение,избавление от
эгоизма и много чего полезного в жизни воспитывает и закрепляет  служба в армии.
Вспоминаю себя каким был до армии,не знал и не умел ухаживать за собой,чистить обувь,аккуратно одеваться,делать утром физзарядку,с уважением относиться к окружающим.
Безусловно есть парни,кому армия не пошла впрок, ничего не поделаешь,серые были и будут. Они живут в армии мышками,
их просто не видят.
Реплики  лекарство  не равнодушному человеку.
 Дедовщина зависит от офицеров .
Если  офицер служит добросовестно,то у него не забалуешь.
Не в каждой части на "губе" дают присягу.
Офицеры говорят:"Честь имею!"  Имеет ли честь,кто сопли шмякает об пол.
Офицер это лидер в своём подразделении,в части.
Непонятно,как иного  не отчислили из училища.Вахлак, по природе
не может и не должен быть офицером .
В ствольной артиллерии в Заполярье был комбат Алексей Чижов,его уважали солдаты и не только нашей батареи.
Он 17 летним пошёл на войну добровольцем и воевал с 1943 года.Был дважды ранен.
Однажды морозным утром батарея вместо физо разбрелась кто куда.
На другое утро до подъёма он пришел в казарму.
-Сегодня вы поймёте,физзарядка благо,-заявил комбат перед строем.
Разделся до пояса и мы  разделись. Он повёл нас на физо.
На улице морозец,  ветер со снегом,Заполярье!. Пробежали пару километров,остановились,он командует:" Направо,первая шеренга два шага вперёд,принять дистанцию на вытянутую руку, делай,как я."
Минут десять делали упражнения,потом он стал растираться снегом.
В казарме тело горело,В этот день на занятиях никто не клевал носом.
Потом все,даже старшина, бегали на физзарядку.
Наша батарея в карауле,капитан дежурный по части.
А я снова на "губе".
После ужина  заявляется  Чижов , несёт табуретку из караулки.
Сидит  закуривает и меня угощает,арестованному курит запрещено. Беломорканал  ленинградской фабрики имени Урицкого тогда был шик.
Курим,комбат молчит.Он  всегда  был  немногословным.
"Чего пришёл,давай говори,-думалось мне."
Комбат встал со стула,ходит по камере туда-сюда.
Взял стул,поставил рядом со мной,сел и заговорил:" Павел Корчагин тоже на гауптвахте сидел,он за Советскую власть боролся,а ты за что
борешься?"
-Не знаю,-выдавливаю из себя.
-Марш в казарму,чтобы я тебя здесь больше не видел,-  шепчет он!
Жив ли Чижов,ему теперь за  80-т.?
Вот он Офицер  с большой буквы,Чижов уважал солдата,а это главное,
за ним в огонь и в воду пойдёт любой его подчиненный.  Секрет дедовщины -дедовщина там,где офицеры лентяи,где не уважают солдата и неправильно  истолковывают свою роль в армии.
Не может быть никакой причины,чтобы унижать солдата.
 Солдат  не захочет  выполнять команду командира,если этот командир
унижает солдата.