Глава третья

Лариса Викторовна Светличная
  Неосознанные эмоциональные взаимодействия

При эмоциях выделяются различные медиаторы, что может сопровождаться вегетативными реакциями,  которые вместе с выражением глаз и лица передают внешние признаки эмоций (эти же медиаторы влияют на весь обмен веществ, отрицательно или положительно - в зависимости от характера эмоций). Но информацию об эмоциях друг друга люди получают не только путём наблюдения за внешними признаками эмоций. Не обладая сверхчувствительностью, а только внимательно наблюдая за собой и за людьми, можно заметить, как это происходит.
Каждому человеку приходилось ощущать как чувство радости, страдания, гнева или страха, - вспыхивает внутри его тела, или волна сексуального возбуждения прокатывается по телу сверху вниз. Окружающие человека люди своим телом ощущают эти вспышки и волны внутри его тела (при его полном внешнем спокойствии), и это ощущение мгновенно передаёт их мозгу всю информацию о чужой эмоции. Подобные наблюдения встречаются постоянно при общении.
Здоровый волевой человек может не допустить внешних проявлений эмоции. Его лицо спокойно и сохраняет прежнее выражение, его глаза непроницаемы, а тело расслаблено и сохраняет прежнюю позу, не изменяются цвет его лица и ритм дыхания, и не усиливается потоотделение. Ничто не говорит о том, что он испытывает какие-то чувства.  Но эту внутреннюю вспышку, возникающую  в момент появления эмоции, подавить невозможно, и окружающие её обязательно ощутят.
Однажды я угостила сотрудницу конфетой. Я знала, что она недолюбливает меня. Но не предполагала, что настолько. Она взяла угощение и с достоинством поблагодарила. Ничто не изменилось в её лице и теле. Но в тот момент, когда она взяла конфету, я ощутила, как внутри неё вспыхнул тоскливый внутренний вой.  Я поняла, что она сделала то, чего не хотела делать, поскольку отказаться - у неё не было видимой причины.
Это не значит, что я обладаю особенной сверхчувствительностью, я всего лишь осознаю всё, что воспринимаю на инстинктивном уровне. Излучение, появляющееся у человека в момент возникновения эмоции, ощущается всеми окружающими его людьми, так как их мимика и последующее поведение соответственно изменяются. Даже немедленное подавление своей эмоции сразу вслед за её возникновением не даёт ожидаемого результата, "интуитивное" знание о ней окружающие всё равно получат, что заметно по их реакции (например, появится вспышка интереса в глазах и в выражении лица). Нежелательную собственную эмоцию можно только предотвратить, если заранее настроиться нужным образом.
Чувства людей сопровождаются стойким замкнутым излучением, которое, окружает их, как поле, имеющее определённые размеры. Можно ощутить чёткую границу, вне которой это излучение не ощущается (шаг назад, шаг вперёд). Даже при внешней невозмутимости человека, окружающие будут знать о его чувствах. Напряжённость излучения  и радиус ощутимого действия (по моему опыту - от 1 до 3 метров) зависят, видимо, от выраженности чувства и индивидуальных особенностей испытывающего его человека. Но, ощущая напряжённость и эмоциональную окраску ограниченного пространства вокруг людей, невозможно определить: всё ли тело является источником этого излучения или только головной мозг. Более вероятно, что излучает всё тело, поскольку общеизвестно, что прикосновения  передают чувства значительно ярче, иногда момент прикосновения может ощущаться в виде искры, или сотрясающей всё тело волны (и то, и другое похоже на «удар тока»). В основном, эти ощущения возникают при сексуальных отношениях.  Но  возможны и в других случаях.
Пример.
Это было 30 лет тому назад в терапевтическом стационаре. Во время драматической гибели одного из больных его пожилой сосед по палате - маленький худенький человек, - лежал, сжавшись в комочек, лицом к стене. Затем у него появилась боль в области сердца. Гемодинамика и электрокардиограмма были в норме, обычные средства лечения эффекта не дали. Я присмотрелась к нему. Он был бледен, в глазах - душевное страдание, подавленность и робкая просьба о помощи. Я поняла, что у него - "душевная" боль. Какая-то сила, вдруг, потянула меня к нему, как бы помимо моей воли. Я села на его кровать и взяла его за руки, внимательно глядя ему в глаза.  Сначала я ощутила только холод его ладоней. Затем я ощутила, как за несколько секунд стали холодными мои ладони. Ещё через несколько секунд холод начал медленно подниматься по передним поверхностям моих рук вдоль сосудистонервных пучков. Дойдя до уровня середины плеч, холод исчез. В следующий момент я внезапно ощутила никогда ранее не испытанное мною чувство леденящего ужаса. Понимая, что это - не мой ужас, я сделала довольно значительное усилие и секунды через три подавила это чувство. А затем (всё так же непроизвольно, как бы помимо моей воли) я передала пациенту через свои руки порцию спокойствия, уверенности и тепла. И в тот же момент мои и его руки стали тёплыми. Я увидела, что пациент успокоился и расслабился. Сказал, что боль в его сердце исчезла.
Я отошла от него и ощутила сильную слабость, которая заставила меня сесть. Видимо, на эту психотерапию я затратила довольно много энергии Что удивительно, внешних признаков испытываемого пациентов ужаса не определялось, я не видела в его лице и глазах страха! Я видела в них жалобную беспомощность и просьбу о помощи. А инстинктивный призыв о помощи, как я писала выше, рефлекторно вызывает желание помочь. Вероятно, меня толкнул к нему рефлекс спасателя.
Что произошло? Сначала я ощутила тактильное ощущение - холод ладоней пациента. Значит, обычное для тактильных рецепторов ощущение дошло до анализаторов моего мозга мгновенно. Но ощущение его эмоции предавалось значительно медленнее. По какому каналу?
Что это так медленно передвигалось вдоль сосудисто-нервного пучка моих рук в виде холода? Охлаждённая кровь? Предположим. И ощущение холода исчезло на уровне середины плеч потому, что кровь согрелась. Но что случилось дальше? Венозная кровь ещё не успела попасть в сердце, а я уже ощутила леденящий ужас. Значит, чужая эмоция передалась мне по какому-то другому каналу, энергетическому.

Очевидно, возникновение эмоций сопровождаются электрическими и электромагнитными явлениями. В момент возникновения эмоции на мембранах клеток мозга скачкообразно изменяется мембранный потенциал и, соответственно, изменяется магнитное поле. Изменение магнитного поля вызывает такое же скачкообразное изменение электрического поля и одновременно порождает электромагнитную волну.
Различные изменения электрических и магнитных полей, возникновение электромагнитного излучения, явления электромагнитной индукции - являются средством информации при общении.  Люди и животные улавливают излучение друг друга, а их мозг соответственно преобразовывают его в чувства и мысли, подобно тому, как телеприёмник преобразовывает электромагнитные волны определённой частоты в звук и свет.  Это знание оказывает влияние на их последующее поведение, но большинство людей не осознают, каким путём пришла к ним информация.