Глава первая

Лариса Викторовна Светличная
Инстинктивный язык немого общения

Невербальная информация, поступающая к нам от собеседника в виде интонации его голоса, взглядов, мимики, жестов, различных телодвижений и вибраций его тела, - чрезвычайно важна для нас. Она нужна нам, мы неосознанно жаждем этой информации. Именно она позволяет нам достаточно полно понимать собеседника и вступать с ним в гармоничный дуэт.
Каждый из собеседников по этим невербальным признакам видит в другом симпатию или антипатию, уважение или презрение, страх побеждённого или радость победителя. В сексуальных отношениях видно нравится ли человек своему партнёру, и насколько сильно.
И только в соответствии с этой невербальной информацией  люди воспринимают значение слов.

Описанные невербальные сигналы обеспечивают достаточно точное отображение ощущений и эмоций, испытываемых человеком.  Они возникают непроизвольно, но осознаются.
При нежелании выдать свои чувства другим, все люди могут осознанно, усилием воли прервать процесс непроизвольного отражения чувств на своём лице, придать своему лицу застывшее выражение (например, приветливого внимания) и сделать непроницаемым выражение своих глаз. Но сознательно выразить свои чувства с помощью взглядов и мимики обычные люди не могут. При таких попытках чувства выглядят неискренними, наигранными или преувеличенными и вызывают у людей раздражение (а профессиональным актёрам приходится внушать себе с помощью режиссёра нужные чувства, чтобы они выглядели естественно).

Обычно, под мимикой понимают хорошо заметные сокращения лицевых мышц, которые легко классифицировать (радость, печаль, удивление, гнев, страх, обида и др.). Это -  осознанная мимика, которая дополняет вербальное общение. При внимательном наблюдении можно заметить, что существует особая, едва заметная мимика, и взгляды, отражающие мысли, которые люди хотят передать друг другу без слов. Параллельно вербальному общению люди постоянно заняты немым диалогом, о  котором они в большинстве случаев ничего рассказать не могут. Услышав вопрос, они удивляются, теряются, не могут дать правильного ответа и сердятся. Или высказывают предположение, что у спрашивающего не в меру развитое воображение. Очевидно, это – неосознанный диалог. Осознано только желание без слов донести до собеседника свои мысли и чувства,  и смысл его ответной реакции. Но как они это делают, люди не замечают.
Например, немой диалог вымогателя и просителя.
Человек обратился за помощью к чиновнику. Тот в ответ молча смотрит на него долгим выразительным взглядом.
- Плати деньги, - как будто написано в строгом взгляде вымогателя. Это ясно вижу я, и так же ясно видит проситель.
- Помогите, мне очень плохо! Вы обязаны мне помочь! – закричали в ответ глаза и лицо просителя.
- Вот именно, это тебе плохо, и я ничего не буду делать, пока ты не заплатишь деньги, - невозмутимо и строго смотрит вымогатель.
Проситель догадывается, что ему всё-таки придётся платить, и сникает. Я ухожу, чтобы не мешать им.
Вымогатель осознанно требовал денег, не прибегая к словам, жестам или хорошо заметной мимике (подмигивание). Проситель осознавал, что нужно платить. Но оба они не осознавали, что  разговаривали без слов, и не удивлялись тому, что собеседник понимал их непроизнесённые мысли. Очевидно, существует инстинктивный язык особой мимики и взглядом,  понятный всем на «подсознательном» уровне.

Тонкие изменения тонуса мимических мышц и изменения выражения глаз, выражающие какую-либо мысль, касающуюся общения, у людей появляются только тогда, когда они хотят, чтобы их поняли, когда они "говорят" на этом языке. В остальное время на лицах людей отражаются их чувства и намерения. Но не мысли. Можно заметить, что человек что-то задумал, можно понять характер задуманного (например, намерение обмануть, предать, оклеветать и проч.), но что именно, по выражению его лица и глаз понять невозможно. Когда люди осознанно, усилием воли придают своему лицу и глазам непроницаемое выражение, желая скрыть свои чувства, на их лицах исчезает и непроизвольное отражение их намерений. Есть определённая категория людей (например, дипломаты), на лицах которых невозможно ничего прочесть, кроме застывшего выражения приветливого внимания. Возможно, они знают, что при этом скрывают от собеседников  не только свои чувства, но и свои намерения.
Таким способом люди обмениваются конкретными мыслями, касающиеся общения. Но любую абстрактную мысль, например, цифру, таким путём выразить невозможно. В выше приведенном примере, в глазах вымогателя можно прочесть "Плати", но сколько платить, - увидеть нельзя. На невербально заданный вопрос: "Сколько платить?", могут ответить таким же образом: "Сколько сможете", или: "Много", или: "Очень много".
Принимая эти немые сообщения, люди верят им больше, чем сопровождающим их словам. Словам при этом не придают главного значения, их могут не слушать, им могут не верить и искать правдивый ответ в выражении глаз и лица. Обычно, когда слова вызывают сомнения, то слушающий их человек молча внимательно смотрит в глаза говорящего, пытаясь определить, правду ему говорят или нет (естественный "детектор лжи"). Испытуемый в ответ может позволить читать в своей душе, может не позволить, а может и попытаться обмануть, изобразив «честный» взгляд.
Пример.
Много лет назад (в начале 70-х годов прошлого века), будучи студенткой, я была свидетельницей и соучастницей "морального растерзания" человека.
Нам только что объяснили, как выглядит начальная стадия рака лёгкого на рентгеновском снимке, и предложили ряд таких снимков. Мы все правильно поставили диагноз и были очень горды собой, так как пациента направили из района в областную больницу для установления диагноза, а мы, студенты, всё поняли с первого взгляда.
У человека был рак корня правого лёгкого размером с 5-копеечную монету. Нам объяснили, что шансов у него  нет. «Вот если бы у него был рак периферической части лёгкого, его можно было бы спасти», - говорил преподаватель. Потом к нам в аудиторию пригласили пациента, чьи снимки мы только что видели. Это был молодой мужчина лет 35 - 37. Он выглядел совершенно здоровым и очень энергичным. Наш преподаватель с непроницаемым выражением глаз и приветливой улыбкой предложил ему лечь на обследование. Пациент отказывался, энергично доказывая, что у него масса дел. Преподаватель продолжал мягко настаивать. Пациент замолчал и испытывающе посмотрел на него. На лице  и в глазах преподавателя было застывшее приветливое выражение, и прочесть на нём что-либо было невозможно. Мы стояли полукругом и очень хотели помочь преподавателю уговорить этого человека. Внезапно пациент встал и подошёл к нам. Сначала он посмотрел на крайнего из нас всё тем же испытывающим взглядом. И в глазах студента он прочёл: "Смерть" (именно так я интерпретировала выражение его глаз). Затем пациент подошёл к  следующему студенту. Всё повторилось. Наконец он подошёл ко мне. Его глаза казались большими, тёмными и глубокими. "Мне грозит смерть? Да или нет? " - прочла я в его взгляде вопрос и надежду. Я могла бы, как и преподаватель, ничего не ответить. Но пациент ждал от меня правдивого ответа. "Да, смерть", - ответили мои глаза.
Контакт прекратился. Глаза пациента стали просто глазами, органом зрения, обычного размера, серого цвета. Они были непроницаемы и не выражали ничего. Он отвернулся и пошёл к своему стулу. Его плечи опустились, спина согнулась, лицо осунулось и постарело. Он молча сел на стул и больше не возражал преподавателю.
 
Когда люди общаются только через взгляд, они не обращают внимания на лицо. Глаза собеседников при таком общении изменяются, они кажутся большими (значительно больше, чем они есть на самом деле), тёмными и глубокими. Это как будто внезапно открывшиеся ворота в мозг.  В такие моменты можно увидеть и понять всё о личности человека, о степени развития его разума, о душевном сродстве с ним или полном несоответствии. В глазах отражаются чувства и мысли человека, состояние здоровья  его души и тела.
Чем всё это написано в глазах, какими знаками? Видимых изменений в глазах при общении очень мало: изредка изменяются размеры зрачков и глазной щели, глаза могут темнеть или светлеть, «сверкать». Но эти изменения несут малое смысловое значение. Естественно предположить, что носителем информации в этом случае является излучение мозга, т.е. неосознанный обмен мыслями осуществляется телепатически. Не отрицая такой возможности, надо заметить, что общаться описанным способом люди могут только глядя друг другу в глаза. Человек должен видеть глаза собеседника.
Тончайшие изменения мимики и выражения глаз запечатлеваются на фотографии, а на киноплёнке фиксируется весь невербальный "разговор".
Великие художники могли изобразить неуловимую для большинства людей тонкую мимику и выражение глаз на полотне. Веками ценители искусства пытались разгадать загадку «Моны Лизы». Они чувствовали в этой картине нечто необычное, потрясающее подобно сонатам Бетховена,  ибо в ней так же нежно и страстно трепещет душа гения. И потому эту картину отнесли к величайшим произведениям искусства. Но осознанно люди замечали  только загадочную улыбку, т. е. обычную мимику. И именно в ней пытались найти объяснение своему чувству потрясения.
На портрете изображено лицо молодой женщины с глазами пожилого мужчины, как будто излучающими мысли и чувства живого мозга. Это глаза страстного мыслителя, пристально, сурово, с надеждой и затаённым страданием вглядывающиеся в будущего человека Разумного (на  репродукциях это выражение глаз теряется). А в  лёгкой улыбке женщины можно прочесть снисходительность высшего существа по отношению к современникам, грусть и некоторое лукавство: "Вам и не догадаться, что я и есть Леонардо".
На меня эта картина произвела впечатление послания автора к далёким потомкам, живущим в царстве Разума.
Большинство зрителей замечали улыбку, чувствовали в ней какую-то загадку и вызов, призывающий её разгадать. И лишь немногие  увидели  в этом женском портрете глаза самого Леонардо.
В автопортрете Леонардо да Винчи такого выражения глаз нет.  Возможно, чтобы быть уверенным, что послание сможет прочесть человек, действительно, разумный, он зашифровал его в образе женщины.
Это значит, что вся необходимая информация может быть выражена только мимическими мышцами! Но всё-таки именно взгляды, которыми люди постоянно обмениваются между собой, дают наибольшую информацию при бессловесном общении.
Во время разговора с незнакомым человеком именно благодаря параллельному общению с ним на инстинктивном языке люди составляют мнение об его уме и душевных качествах.
Людей, которые, очевидно, понимают немой язык общения, но не вступают в немой диалог, воспринимают, как не желающих общаться. Общаясь с ними только на вербальном уровне, невозможно составить мнение об их личности, об их истинном отношении к предмету разговора и к собеседнику.
Вот одно из таких наблюдений: "В светском общении он показывает себя таким, каким хочет казаться, и правильно судить о нём вы можете лишь по ... его поступкам да непроизвольно меняющемуся выражению лица" (С. Моэм, "Луна и грош").
Людей, которые не вступают в немой диалог потому, что не замечают невербальных сигналов, воспринимают как глупых или психически ненормальных. На самом деле (судя по наблюдениям), страдающие психическими болезнями или умственной недостаточностью, хорошо понимают инстинктивный язык немого общения и активно общаются с его помощью. Инстинктивные реакции у них не нарушены. Плохо понимают инстинктивный язык люди с некоторыми видами психопатий, у которых нормальное мышление, но есть те или иные отклонения в инстинктивном поведении.
Инстинктивный язык немого общения является общим для людей всех национальностей. У одних народов этот язык общения богаче и выразительнее по своему "словарному" запасу, у других - беднее. Таким же образом отличается он и у отдельных представителей разных народов.
Животные при немом общении с людьми и друг с другом выглядят так же, как и люди. Явно видимые изменения мимики у животных по сравнению с людьми очень бедные, но так же, как и у людей, тончайшие изменения мимики и взгляда появляются у животных только тогда, когда они находятся в процессе общения. Чем, наряду с телепатическим общением, и можно объяснить удивительные примеры взаимопонимания животных и людей (см. в главе «Неосознанное общение на мысленном уровне»).
Очевидно, инстинктивный язык немого общения  является всеобщим. Вместе с другими инстинктивными способами неосознанного общения (включая телепатический) он обеспечивает взаимопонимание между людьми разных национальностей, между животными разных видов, и между животными  и людьми.

Из сказанного следует, что общение на инстинктивном языке является произвольным, и значит, сознательным. Но как может сознательное общение быть неосознанным?
Это можно объяснить наличием  двух сознаний, левого – речевого, и правого – немого.
Роджер Сперри, впервые осуществивший операцию по разделению мозга в 1974г, писал что  «каждое полушарие ... имеет свои собственные ... отдельные ощущения, восприятия, мысли и идеи, полностью обособленные от соответствующих внутренних переживаний другого полушария. Каждое полушарие - левое и правое - имеет свою собственную отдельную цепь воспоминаний и усвоенных знаний, недоступных для другого. Во многих отношениях каждое из них имеет как бы отдельное собственное мышление» (курсив мой).
Доминирующее сознание общается с использованием речи, осознанной мимики и жестов. Немое сознание принимает активное участие в общении наряду с  речевым посредством инстинктивного языка тонкой мимики и взглядов. И то, и другое общение происходит произвольно и попеременно. Но речевое сознание ничего не знает об общении немого, оно лишь на  уровне интуиции получает готовые выводы.  Значит, речевое сознание не может их воспринимать и анализировать. Почему? Ведь тонкие изменения мимики и взглядов фиксируются  на фото и киноплёнке! Логично предположить,  что на время общения немого сознания, речевое сознание отключается.
Обычно, переход с одного вида общения на другой происходит так часто, что со стороны это незаметно, и кажется, что оба вида общения,  речевое и немое, происходят одновременно. Но иногда это хорошо заметно.
Например, я обращаюсь с просьбой к заведующей перевести меня на престижное место работы. На лице собеседницы отражается её эмоциональная реакция в виде хорошо заметной мимики: удивление, возмущение и некоторая обида. Вслед за тем она приветливо отвечает на мой вопрос словами: «Может быть, но сейчас такой возможности нет». После этого она с грустным сочувствием добавляет на языке немого общения: «Это невозможно».
Сначала это было эмоциональное общение на уровне речевого сознания. А затем общение продолжилось на уровне второго сознания, немого, путём инстинктивного языка немого общения.
Только немногие люди могут осознанно понимать тонкую мимику инстинктивного языка. Чаще всего их  можно встретить среди творческих личностей и… цыганок-гадалок, но они не задумываются о том, что общаются с помощью каких-то вполне конкретных знаков. Видимо, их доминирующее сознание не отключается во время общения немого сознания, и потому их можно назвать «всегда осознанными».
Описаний этого способа общения я не встречала в научных трудах. Но многие писатели упоминают об этом в своих произведениях. "Возможно, сами вы даже не осознаёте значения увиденного, замеченного или услышанного вами. Вы осознали только сам результат. С вашего разрешения, вы сами не знаете того, что вы знаете. Если хотите, назовите это интуицией". (Агата Кристи, "Конец человеческой глупости", курсив мой). Пауло Коэльо одной из своих повестей упоминает о всемирном языке немого общения. Он пишет, что люди сначала общались на этом языке, а потом, «увлёкшись словами и рисунками», забыли его. Я думаю, что развиваясь одновременно с развитием осознанного мышления, вербальное общение и, сопутствующая ему, явно заметная мимика  были изначально осознанными. Инстинктивный язык немого общения также развивался по ходу развития мозга, у людей он значительно сложнее инстинктивного языка животных, но этот способ общения  как был, так и остался  неосознанным.