Развитие сознания и мышления

Лариса Викторовна Светличная
Развитие сознания и мышления у современного человека

Из опыта наблюдений над найденными в лесу детьми 6-10 лет, которые потерялись в возрасте 2-3-х лет, и были воспитаны дикими зверьми  известно, что их мозг не развивался, как человеческий, а поведение стало идентичным поведению диких зверей, которые их воспитали («авиньонский дикарь» Виктор, индийские девочки Камала и Амала, и др.). Произошло обратное развитие центров речи, исчезли навыки прямохождения. И, несмотря на то, что головной мозг этих детей вырастал до видовых размеров, признаков разума у них не наблюдалось, и развить его путём интенсивного обучения было невозможно.
Очевидно, сознание человека развивается совместно со способностью к мышлению только в определённое время – в раннем детстве, до 5-6 лет, когда растущий мозг учится у взрослого мозга. Но юный  мозг - это не «чистый лист», на котором можно «записать» всё, что угодно.
Известно, что воспитанные людьми животные не стали разумнее своих диких собратьев. Очевидно, потому, что морфологически мозг животных очень сильно отличается от мозга человека, он не может воспринять науку быть человеком. То же самое можно сказать и о юном человеческом мозге.
В окружении людей в нём развивается его собственная уникальная личность независимо от того, какие люди его окружают, достаточно, чтобы их мозг был нормальным. На эту тему есть множество примеров из жизни и литературы, например, автобиографическая повесть М. Горького «Детство» и роман Ч. Диккенса «Оливер Твист».
Почему в окружении зверей юный человек становится зверем, а в окружении людей он становится самим собой? Почему юный Алексей Пешков не стал таким же, как окружающие его родственники? Видимо, в растущем мозге развиваются те структуры, которые в нем заложены, а то, чего нет,  развиться не может. По этой причине воспитанные людьми животные не стали разумнее своих диких собратьев, они только научились жить в человеческой стае, стали «домашними». Можно думать, что  в каждом человеческом мозге есть зачатки и животных, и специфически человеческих структур. У детей, воспитанных дикими животными, получили развитие только зачатки животного сознания, мышления и инстинктивного поведения. А зачаточные структуры человеческого мозга остались невостребованными и редуцировались.
Но даже при неполноценном контакте с нормальными людьми развивается человеческий мозг. Напомню известный случай с Джинни из Калифорнии, который произошёл в середине ХХ столетия. По приказу отца она с 20 месяцев и до 13 лет была привязана к стула в пустой комнате. Джинни видела только свою полуслепую мать, которой муж запретил говорить с ребёнком, и девочки не развились речевые центры. Она никогда не двигалась, и у неё появились контрактуры суставов. Её кормили только жидкими смесями из соски, и она не умела жевать.
Таким образом, мозг Джинни получал ещё меньше информации, чем мозг детей, воспитанных дикими зверьми. Но её мозг развился, как человеческий, ибо в отличие от детей, воспитанных дикими зверьми, через 6 лет обучения индекс её умственного развития достиг нижнего предела нормы (мало вероятно, чтобы у её родителей этот индекс был выше нижнего предела, см. «Мозг, разум и поведение», Ф. Блум и др.).
Что заставило её мозг развиваться по человеческому типу? Очевидно, молчаливое присутствие матери. Это значит, что мозг Джинни получил достаточное количество информации, используя только невербальные способы общения с мозгом её матери.
Известно, что рождённые глухими и слепыми дети, воспитанные нормальными родителями, в умственном развитии не отстают от других детей. Каким образом мозг этих детей получил в раннем возрасте (до 5-6 лет) весь объём необходимой для его развития информации? Очевидно, что для получения такой сложной и объёмной информации в короткое время вкуса, обоняния и осязания недостаточно.
Вполне вероятно, что это происходило благодаря способности мозга воспринимать информацию с излучением мозга окружающих его людей.