Введение

Лариса Викторовна Светличная
                Размышления о причине появления разума на Земле

В живой природе можно заметить три явных, бросающихся в глаза, стремления: стремление к распространению практически  в любой среде, стремление к максимальному приспособлению в этой среде и стремление к усложнению организмов. Стремление к распространению заставило микроорганизмы проникать в такие места на земле, где жизнь для всех других её видов невозможна! Впечатление, что  развитие жизни и разума на Земле стремится к какой-то определённой цели.
На Земле всё целесообразно и гармонично приспособлено друг к другу. Растения аккумулируют энергию солнца и превращают неорганические вещества в органические. Травоядные потребляют растения и превращают энергию растений в более легко усвояемую для хищников. Хищники потребляют травоядных, животные «мусорщики» поедают трупы. И очень много других примеров поразительной приспособленности всего живого к окружающей среде и друг к другу. Кроме разумной деятельности человека, которая всё больше и больше нарушает эту гармонию. Почему природа допустила и терпит эту «нецелесообразность»? Почему она так долго стремилась к ней?
Стремление к совершенствованию можно понимать, как стремление к наиболее полному приспособлению к окружающей среде. Например, современные птицы лучше приспособлены к жизни в воздухе, чем птеродактили.  Но животные не только приспосабливались  к среде, – их мозг рос и усложнялся. В одной и той же среде обитает множество самых разных видов, идеально приспособленных к ней и друг к другу, – от простейших до млекопитающих. В воде, на суше, в воздухе. Очевидно, для приспособления к земной среде развитый мозг не нужен.
При попытке понять, что же послужило причиной для развития мозга, первая мысль, которая приходит на ум: у травоядных животных мозг развивался, чтобы спастись от хищников, а у хищников, чтобы догнать жертву. Если это закономерность, то почему она проявилась не у всех? Во всех классах животных есть хищники и жертвы. У животных с примитивным мозгом в процессе приспособления развились хитроумнейшие способы защиты и нападения. Например, изображение больших глаз в хвостовой части рыб и на крыльях бабочек  (ассоциирующееся с большим  зверем) для отпугивания хищников, «удочка-светильник» на голове хищной рыбы, привлекающая жертв, - и многое другое. Но мозг этих животных так и остался примитивным.
Совершенствование способов защиты и нападения  также не объясняет причину развития мозга.
Стимулом для постепенного усложнения мозга и появления разума, могло быть влияние из космоса. Поводом для такого заключения послужило следующее наблюдение.
Во второй половине ХХ века на одном из островов в океане, где испытывалось ядерное оружие, всего через 2-3 десятка лет после этого появились сухопутные рыбы. Это были не мутанты с нелепыми и ненужными уродствами развития, а новый вид земноводных. Сухопутные рыбы внешне отличались от других рыб большими лягушачьими глазами и мускулистыми изогнутыми плавниками-ногами, на которых они ловко и быстро бегали по пустынному берегу  и по толстым веткам сухих деревьев. Выйти на берег рыб заставила не засуха, не поиск пищи, не бегство от хищника, а облучение икринок большими дозами радиоактивного излучения.
Рыба вылезла из океана только тогда, когда она смогла это сделать, когда её организм предварительно соответственно изменился. Но  зачем она это сделала? Зачем современная рыба вылезла из богатого пищей океана на пустынный берег, не пригодный для жизни? Рыба вылезла на берег для того, чтобы его заселить.
На планете Земля жизнь есть везде: на суше и в воздухе, в воде и под землёй, а микроорганизмы могут жить даже во льдах и в жерлах вулканов. Я думаю, что огромное разнообразие живых существ на Земле объясняется не только приспособлением к среде, а также стремлением к колонизации пространства. Следующий этап колонизации – космос, который посредством космического излучения регулярно напоминал о себе. Но проникнуть в космическое пространство, чтобы колонизировать другие миры, земные существа не могут. Условия для проникновения в космос и жизни в нём нужно создать. А для этого нужен разум. Отсюда вытекает, что именно космическое излучение, сигнализируя о существования нового пространства для колонизации, обусловило эволюцию и развитие Разума на Земле.
Можно сделать вывод, что развитие живой материи подчинено закону распространения её в пространстве до бесконечности, и стимулируется сигналами из этого пространства. (www.proza.ru, публицистика. Copyright: Лариса Светличная, 2007, свидетельства о публикации №2705070294 и №2705210178).
Так неужели разум возник только вследствие стремления жизни к колонизации космического пространства? Такой вывод несколько разочаровывает, но вероятно, стремление к распространению жизни представляет собой такой же закон развития живой материи, как и все другие законы, по которым существует неживая материя.
Вероятно, это было особого рода излучение, которое периодически посещало Землю (или в которое периодически попадала вся солнечная система), поскольку эволюция происходила скачкообразно, и эпохи возрождения чередовались с эпохами застоя.
Особенное космическое излучение, падало на всех первобытных рыб. Но превращались в земноводных с последующим их выходом на берег только те рыбы, которые жили в подходящих условиях – в прибрежных водах с близостью суши. То же самое можно сказать и о появлении пресмыкающихся.
Что касается млекопитающих, то, возможно, дальнейшей эволюции, приведшей к появлению человека разумного, подвергались те виды млекопитающих, у которых появлялись наиболее подходящие для развития мозга признаки. Эти признаки от вида к виду накапливались. И, наконец, появился вид, который обладал всеми необходимыми качествами.
Это были обезьяноподобные млекопитающие, сильные и ловкие, приспособленные к жизни в различных условиях. Они обладали способностью к созидательной деятельности, вели стадный образ жизни, и были всеядными. Чтобы выжить, они могли поедать и представителей своего вида, но из другой стаи. Способ размножения у них, как и у обычных обезьян, отличался от всех других видов тем, что готовность к зачатию у самцов и самок была практически постоянной, а не периодической. Все перечисленные признаки по отдельности встречались и у других видов животных.  Но совокупность этих признаков обеспечивала наибольшую выживаемость в изменяющейся среде.
От других обезьян предки человека отличались тем, что ходили только на 2-х ногах и держались прямо, что делало руки постоянно свободными, а их мозг, вероятно, был наиболее развитым из всех существующих видов, хотя по размерам и форме (судя по форме ископаемых черепов) он был таким же, как и у других обезьян.
В течение миллионов лет мозг этих обезьяноподобных существ увеличивался в размерах и совершенствовался (тело при этом изменялось сравнительно мало). И в определённый момент морфологического развития мозга начал развиваться разум – логическое мышление с участием сознания. Как следствие достаточной зрелости  мозга у человека появилось стремление к познанию, благодаря которому ему хотелось знать ответы не только на вопросы «что?», «где?» и «как?», но и  ответ на вопрос «почему?». И одновременно у него появилась возможность находить ответ на этот вопрос. Для решения логической задачи необходимы: постановка вопроса, решение, оценка правильности решения. Без «оператора» некому ставить задачу и оценивать ответ, без счётного устройства некому её решать. Поэтому, способность сознания задавать смысловые вопросы и оценивать ответы появилась одновременно с усовершенствованием вычислительных способностей, т.е. и то, и другое развивалось и совершенствовалось совместно.
После  появления логического мышления под руководством сознания, развитие мозга человека продолжалось в двух направлениях: осознанного познания и приспособления к миру и неосознанного. У нового вида «человек разумный» появилась способность к творческой деятельности, изобретательству, и опыт, специфичный только для человека. В стае этот опыт сохранялся, совершенствовался и стремительно накапливался. И, наконец, он стал настолько объёмным и сложным, что передать его с помощью невербальных способов общения и личным примером было уже невозможно. Но сохранить его было жизненно важно. И тогда появились звуки и рисунки, обозначающие предмет или действие, которые запоминались и передавались от поколения к поколению. Так вследствие разумной деятельности людей постепенно развилась речь, а способность к речевому общению стала передаваться по наследству. Но в отличие от инстинктивного способа немого общения, язык которого понятен всем с рождения, речевому способу нужно было обучаться, и у каждого племени он был свой. Во время инстинктивного поведения люди, как и животные, продолжали общаться посредством инстинктивных способов немого общения, которые по мере развития мозга  и речи не исчезали, а совершенствовались, ибо совершенствовались сами инстинкты. По мере развития мозга у людей появлялись новые инстинктивные способы социального поведения, встречающиеся только в человеческой стае.
Но только у некоторых представителей вида "человек разумный" (названных впоследствии гениями) появилась страсть к познанию и загадочная способность к такому творчеству, которое не представляло необходимости для выживания вида, но было необходимо для его превращения во властелина вселенной.

                Развитие сознания и мышления у современного человека

Из опыта наблюдений над найденными в лесу детьми 6-10 лет, которые потерялись в возрасте 2-3-х лет, и были воспитаны дикими зверьми  известно, что их мозг не развивался, как человеческий, а поведение стало идентичным поведению диких зверей, которые их воспитали («авиньонский дикарь» Виктор, индийские девочки Камала и Амала, и др.). Произошло обратное развитие центров речи, исчезли навыки прямохождения. И, несмотря на то, что головной мозг этих детей вырастал до видовых размеров, признаков разума у них не наблюдалось, и развить его путём интенсивного обучения было невозможно.
Очевидно, сознание человека развивается совместно со способностью к мышлению только в определённое время – в раннем детстве, когда рнастущий мозг учится у взрослого мозга. Но юный  мозг - это не «чистый лист», на котором можно «записать» всё, что угодно.
Известно, что воспитанные людьми животные не стали разумнее своих диких собратьев. Очевидно, потому, что морфологически мозг животных очень сильно отличается от мозга человека, он не может воспринять науку быть человеком. То же самое можно сказать и о юном человеческом мозге.
В окружении людей в нём развивается его собственная уникальная личность независимо от того, какие люди его окружают, достаточно, чтобы их мозг был нормальным. На эту тему есть множество примеров из жизни и литературы, например, автобиографическая повесть М. Горького «Детство» и роман Ч. Диккенса «Оливер Твист».
Почему в окружении зверей юный человек становится зверем, а в окружении людей он становится самим собой? Почему юный Алексей Пешков не стал таким же, как окружающие его родственники? Видимо, в растущем мозге развиваются те структуры, которые в нем заложены, а то, чего нет,  развиться не может. По этой причине воспитанные людьми животные не стали разумнее своих диких собратьев, они только научились жить в человеческой стае, стали «домашними». Можно думать, что  в каждом человеческом мозге есть зачатки и животных, и специфически человеческих структур. У детей, воспитанных дикими животными, получили развитие только зачатки животного сознания, мышления и инстинктивного поведения. А зачаточные структуры человеческого мозга остались невостребованными и редуцировались.
Но даже при неполноценном контакте с нормальными людьми развивается человеческий мозг. Напомню известный случай с Джинни из Калифорнии, который произошёл в середине ХХ столетия. По приказу отца она с 20 месяцев и до 13 лет была привязана к стула в пустой комнате. Джинни видела только свою полуслепую мать, которой муж запретил говорить с ребёнком, и девочки не развились речевые центры. Она никогда не двигалась, и у неё появились контрактуры суставов. Её кормили только жидкими смесями из соски, и она не умела жевать.
Таким образом, мозг Джинни получал ещё меньше информации, чем мозг детей, воспитанных дикими зверьми. Но её мозг развился, как человеческий, ибо в отличие от детей, воспитанных дикими зверьми, через 6 лет обучения индекс её умственного развития достиг нижнего предела нормы (мало вероятно, чтобы у её родителей этот индекс был выше нижнего предела, см. «Мозг, разум и поведение», Ф. Блум и др.).
Что заставило её мозг развиваться по человеческому типу? Очевидно, молчаливое присутствие матери. Это значит, что мозг Джинни получил достаточное количество информации, используя только невербальные способы общения с мозгом её матери.

               
                А что есть сознание?

Под сознанием понимают ощущение собственного “Я”: “Я мыслю, я чувствую”. При САМОАНАЛИЗЕ можно заметить, что “Я” имеет врождённые характеристики, которые не изменяются в течение всей жизни, и не зависят ни от обучения, ни от приобретенного опыта, ни от возраста. Эти характеристики невозможно определить словами, их можно заметить только при инстинктивном знакомстве с другой личностью, когда люди видят душу друг друга (обычно, не осознавая этого). При этом возникает непроизвольное сравнение с собственным “Я” и ощущение “нравится - не нравится”.
Например: “Этот человек – такой, как я”, хотя, при обычном общении видно, что по всем остальным параметрам он - другой, или: “Он – очень похож на меня,” или: “Он– совсем не такой, как я, другой, но он мне очень нравится”. Очень вероятно, что сознание – это определённая структура мозга, связанная с множеством других его отделов.  Например. Сознание воспринимает окружающий мир. Это связь “Я”  с анализаторами от пяти органов чувств. Оно РАСПОРЯЖАЕТСЯ ДВИЖЕНИЯМИ. Это связь “Я” с двигательной корой.
Оно ощущает потребности, испытывает влечения, чувства и эмоции. Это  связь “Я” с  центрами гипоталамуса, миндалин и другими структурами лимбической системы.
Оно ПОМНИТ, - это связь “Я” с гиппокампом и с кладовыми долговременной памяти.
Оно МЫСЛИТ, - благодаря связи “Я” с «вычислительным центром» (корой головного мозга и другими структурами) и структурой, в которой заложено ВЛЕЧЕНИЕ К ПОЗНАНИЮ.
В 70-х годах прошлого века после операций на мозге, отделяющих полушария друг от друга, обнаружилось, что у человека есть два сознания, которые мыслят и ведут себя по-разному, правое, немое, и левое, владеющее речью.  Но люди даже с разделённым мозгом не ощущают, что у них - два сознания. Речевое сознание является доминирующим: оно руководит последовательным логическим мышлением и принимает волевые решения.  Работу немого сознания люди не ощущают и не осознают. Пациентка с разделёнными полушариями также не ощущала, что у неё - два сознания.
Ещё древние мудрецы  заметили у людей стремление к познанию и назвали его в числе основных страстей, владеющих человечеством. Стремление к познанию обусловливает тягу к исследованию, а поведение индивидуума под влиянием этого влечения стимулируется эмоциями. Чем сильнее выражено влечение к познанию, тем ярче выражены эмоции при его удовлетворении или неудовлетворении. Например, Архимед настолько сильно обрадовался своему открытию, что, забыв одеться, обнажённый выбежал на улицу с криком «Нашёл!».
Особенно сильно влечение к познанию выражено в детском возрасте, когда мозг интенсивно обучается. Обычный человек в раннем детстве (приблизительно около 3 - 5 лет) проявляется как учёный и творец. И мальчики, и девочки задают вопросы от простых до очень сложных, ответы на которые искали гении всех времён, например: «Кто снёс самое первое яйцо?» - они мыслят, но сами пока на возникшие вопросы ответить не могут, а учатся у взрослых. Кроме того, все дети с увлечением рисуют, лепят, строят, получая от этого удовольствие,  как настоящие творцы. По мере взросления степень выраженности инстинктивного влечения к познанию и интерес к творческой деятельности у большинства людей ослабевает. И лишь у немногих людей в этот период влечение к познанию усиливается и становится страстью.
Какая структура мозга и каким образом оценивает степень удовлетворения влечения к познанию?
Операции на мозге обезьян показали, что программы инстинктивного социального поведения размещаются в миндалинах.  Из операций на мозге людей стало известно, что миндалины – органы, в которых заключается (вероятно, частично) ЛИЧНОСТЬ человека. «Например, в качестве крайнего средства для снижения агрессивности применяют амигдалэктомию (удаление лимбических миндалин), хотя правомочность этой операции вызывает серьёзные сомнения в связи с происходящими в её результате ГЛУБОКИМИ ИЗМЕНЕНИИЯМИ ЛИЧНОСТИ» (Физиология человека. Том 1. Перевод с английского под редакцией Р. Шмидта и Г. Тевса. Мир, 1996. Курсив - мой).
Стимулом для доминирующего речевого сознания при его управлении поведением служит метод поощрения и наказания с помощью механизма «приятно-неприятно».
В миндалинах, гипоталамусе и в некоторых других структурах лимбической системы обнаружены центры положительных и отрицательных эмоций. Можно предположить, что дублирование центров эмоций обусловлено тем, что каждая из  этих структур имеет свой собственный аппарат поощрения и наказания для сознания. У миндалин, руководящих социальным поведением, свой, у гипоталамуса, руководящего поддержанием жизни и размножением, - свой. Но оба действуют по одному принципу. Следовательно, именно в этих структурах происходит оценка степени удовлетворения потребностей и влечений, «наказание» сознания отрицательными эмоциями при неудовлетворении влечения, и «награждение» положительными эмоциями  - при его удовлетворении.
Вероятно, структура мозга, в которой содержится инстинктивное влечение к ПОЗНАНИЮ, работает аналогично.
Но влечение к познанию – это особое влечение. Инстинктивная программа для его реализации не только управляет сознательным поведением, направленным на исследование незнакомого предмета или явления, но и запускает МЕХАНИЗМ МЫШЛЕНИЯ для анализа полученных данных. Человеку ХОЧЕТСЯ понять: ПОЧЕМУ?
Затем в сознании возникает чувство удовлетворения или неудовлетворения от результата мышления. Следом подключаются эмоции, которые поощряют или наказывают сознание за правильное или неправильное решение задачи. Но откуда? Вероятно, из центров удовольствия (неудовольствия), которые находятся в той же структуре, где расположено инстинктивное влечение к познанию (как это происходит с другими влечениями). Без признания другими людьми ценности открытий – радости нет. А при осознании того, что о его открытии никто никогда не узнает, человек ощущает страдание. В таком случае, эмоции, сопровождающие мышление, исходят из миндалин, в которых расположены программы социального инстинкта.
Кроме осознанного мышления под руководством доминирующего речевого сознания, существует и неосознаваемая работа мозга, результат которой речевое сознание получает  в виде интуитивного знания или чувства.
Каждый вид мышления анализирует самостоятельно, постоянно обмениваясь полученными выводами. Осознанное мышление  использует информацию от пяти органов чувств, личный опыт и знания, полученные во время обучения. Неосознанный расчёт мозга, судя по его результатам, использует всю доступную мозгу информацию - из внешнего мира и от собственного организма, включая готовые выводы осознанного логического мышления.  При этом роль сознания заключается только в ощущении  ЖЕЛАНИЯ достичь цели. Всё, что нужно, просчитывается мозгом по желанию сознания, но без его участия.
Примеры расчёта мозга без участия сознания.
Приведу случай, когда я автоматически, без участия сознания, спускалась со скалы. Сначала у меня работало осознанное восприятие и мышление. Осознанно я увидела мелкие уступы, а опыт показал, что они слишком малы, и мои ноги не могут на них удержаться. И осознанное мышление оценило мелкие уступы, как непригодные для спуска. Вывод: спуск для жизни не опасен,  но спуститься я не смогу. И я решила возвращаться. Но я очень устала, у меня не было сил возвращаться назад по крутому подъёму. Я сильно огорчилась, на глазах появились слёзы. Через минуту слёзы исчезли, и я около пяти минут БЕЗ МЫСЛЕЙ смотрела на скалу, не видя на ней  ничего нового. После чего у меня появилось  ЧУВСТВО УВЕРЕННОСТИ в том, что я могу спуститься. Я легко и без напряжения спустилась, ощущая, что моими движениями управляет нечто помимо моей воли, но как бы с моего согласия.
Надо думать, при повторном созерцании скалы у меня было неосознанное восприятие, во время которого мой мозг изучил мелкие уступы, соразмеряя их с моей стопой,  нашёл среди них подходящие для спуска, - не покатые, чуть более крупные, чем остальные (10-15см),  - и создал для меня программу автоматических действий.
Неосознанное восприятие и мышление у меня включились после осознанного, В ОТВЕТ НА ЧУВСТВА усталости и сильного огорчения, граничащего с отчаянием, чтобы найти для меня выход более приемлемый, чем тот, который нашло осознанное мышление (возвращение назад).  И свой вывод мозг сообщил мне, моему доминирующему речевому сознанию,  ТОЖЕ В ВИДЕ ЧУВСТВА уверенности, что я могу спуститься.
В расчёте могут участвовать все нейроны коры головного мозга и другие его структуры, различным образом связываясь между собой. Должен быть единый центр, который бы направлял эту деятельность. При осознанном мышлении  - это сознание. При расчёте мозга без участия сознания этим центром должна быть структура мозга, которая связана со всеми отделами мозга двусторонней связью, - «внутренний оператор» (сознание - «внешний оператор»). Такой структурой может быть таламус. Известно, что все процессы в головном мозге происходят с его участием.
Всех нас, людей и животных, живущих на планете Земля, объединяет наличие эмоций. Эмоции воспринимаются, как признак наличия сознания. У внутреннего оператора эмоций нет. Он владеет всей информацией и управляет всем мозгом, включая оба его сознания. Это его тихий голос, безличный и бесстрастный, слышим мы иногда и называем его «интуицией». Это он будит умирающего, находящегося в обычном или медикаментозном сне, чтобы тот успел позвать на помощь. Он предупреждает нас о надвигающейся опасности или грозном осложнении болезни. Он переключает каналы управления поведением с сознательного на инстинктивное и обратно, он оценивает ситуацию, учитывая всю доступную ему информацию, в том числе и выводы осознанного мышления, и включает инстинкт самосохранения вопреки воле сознания. Он разумен! И потому мне хочется назвать его «ТРЕТЬИМ СОЗНАНИЕМ», которое не испытывает ни чувств, ни эмоций и потому всегда «трезвое». Но он подчиняется речевому сознанию, за которым остаётся «последнее слово».
Мозг без участия сознания решает очень многие повседневные вопросы. Можно сказать, все, которые не требуют осознанного логического мышления. Речевое сознание получает готовые выводы, которые легко принимает на веру. И действительно, оснований для сомнений нет, расчёт мозга в этих случаях основан на непосредственных данных.

                Сознание и  мышление

Непосредственно анализировать процесс мышления человек не может, речевому сознанию в «счётный отдел» мозга  доступа нет. Но то, что происходит в нём самом, в том числе и во время мышления, сознание анализировать может. Моему сознанию процесс мышления  представляется следующим образом.
Я анализировала своё сознательное мышление, когда мне нужно было придумать название для статьи, чтобы оно было максимально коротким и в то же время отражало содержание статьи. Я задала себе вопрос.  Т.е. моё речевое сознание задало своему мозгу вопрос и ждёт. Что в это время происходит, сознание не знает. Сразу или через некоторое время (в зависимости от сложности задания) в сознании появляется ответ в виде мысли. Сознание его забраковывает: “Что-то здесь не так, не соответствует”, - говорит оно само себе. И задаёт следующий вопрос. Приходят второй и третий варианты ответов, которые сознание также забраковывает. Наконец, проходит сравнительно более длительный промежуток времени, во время которого сознание не ощущает никаких  мыслей, ничего,  кроме напряжения, и появляется, наконец, ответ, который сознание устраивает или даже радует.
Во время решения более сложной задачи  в качестве ответа к человеку может прийти понимание, что для решения этой задачи данных, знаний или возможностей у него недостаточно.
Когда человек целенаправленно не думает над решением теоретических задач и бытовых проблем, в его речевое сознание непроизвольно приходят мысли и чувства о том, что вызывает у него ИНТЕРЕС на данный момент. Это могут быть воспоминания и размышления о недавних событиях и впечатлениях, размышления над поиском путей для удовлетворения своих желаний, мечты, и проч.,  в том числе - теоретическое мышление и творчество. Мозг с участием сознания анализирует, прогнозирует, создаёт для сознания модели поведения и т.д. О не интересных или неприятных, но необходимых вещах, человек заставляет себя думать усилием воли. Но в любом случае процесс сознательного мышления протекает по  одному типу: сознание задаёт вопрос, счётный отдел вычисляет ответ. 
Если внимательно анализировать процесс появления мыслей в сознании, то можно заметить, что мысли появляются в сознании не виде слов, а в виде мгновенного бессловесного понятия, т.е. в виде кода. Этот ВНУТРЕННИЙ КОД единый для всех народов, в отличие от ВНЕШНЕГО КОДА – слов. А в случае простых мыслей, касающихся потребностей и общения,  этот код единый с кодом животных.
Роль слов в процессе мышления заключается в том, что слова (особенно, записанные) фиксируют мысль и дают возможность анализировать её сколько угодно долгое время. Слова помогают уточнять задание вычислительному отделу, разбивая его на несколько вопросов-заданий для последовательного решения, и тем облегчают процесс логического мышления и творчества
Таким образом, роль речевого сознания в мыслительном процессе руководящая и оценивающая, экспертная. Если сознание  эксперт - значит, оно мыслит, анализирует, но это должно происходить иначе, чем тот участок мозга, работу которого оно оценивает, поскольку одну и ту же работу проделывать дважды бессмысленно. При самоанализе можно сделать вывод, что сознание оценивает БЕЗ РАСЧЁТА. Человек понимает только одно в полученном мысленном ответе: то, что требовалось, или не то.
Решение этой маленькой задачи наглядно демонстрирует последовательное сознательное мышление с помощью слов.
Я (моё речевое сознание) задала себе (своему мозгу) вопрос: «Как именно происходит в сознании оценка полученного от коры ответа?».  Ответ пришёл быстро: «То, что требовалось, или не то». «Как это оценивается?». Ответ мгновенный: «По принципу «нравится или не нравится». Но я нахожу этот ответ не достаточно точным и задаю своему мозгу следующий вопрос: «Что значит «нравится»? Ответ через 2-3 секунды:  «Это когда приятно».  «Что значит «приятно»? Ответ через 1 секунду: «Это значит «подходит»». «Что значит «подходит»? Ответ через несколько секунд: «Это либо сравнение с готовым образцом путём наложения на него, «примерки», либо сравнение путём совмещения, например, выступы должны соответствовать по форме углублениям. И если соответствуют, ответ нравится». Этот последний ответ меня удовлетворил.
Таким образом, после каждого вопроса проходило какое-то время от одной до десяти секунд. Ответ приходил либо сразу словами, либо между появлением ответа в виде понятия и оформлением его в слова проходило некоторое время, от одного мгновения до  минуты (при последнем ответе).
Решение  мозгом поставленной сознанием задачи может занимать разное количество времени.  Но готовые мысли, приходящие в сознание, КАКОЙ  БЫ ОБЪЁМ ИНФОРМАЦИИ ОНИ НИ ЗАКЛЮЧАЛИ, настолько быстро возникают, что создаётся ощущение МГНОВЕННОСТИ.
Движение ионов и медиаторов - относительно медленное, сомнительно, чтобы оно вызывало  ощущение мгновенности при сколь угодно большом объёме информации. Мгновенным может быть только возникновение разности потенциалов на мембранах нейронов, и электромагнитная волна, сопутствующая этому процессу. Но если бы готовые мысли приходили к сознанию путём электромагнитного излучения, то при разделённых полушариях одна половина мозга знала бы, о чём думает вторая. А этого - нет.
Условно процесс вычисления во время осознанного мышления схематично можно представить следующим образом.
Когда сознание задаёт себе вопрос, на мембранах его нейронов возникает разность потенциалов, особый узор из ионов, в котором закодировано задание сознания. И вычисляющие нейроны коры головного мозга получают импульс, заставляющий их работать. А когда задание выполнено, в сознание приходит ответный импульс. Сознание ощущает это как мгновенный приход мысли. И если разность потенциалов исчезает полностью, ощущает  облегчение и радость.
Если ответ неправильный, разность потенциалов не исчезает. Или если ответ логически верный, но в целом - нет, человеку он может нравиться, но он  чувствует, что что-то в этом ответе не так, он не знает, что именно, но это чувство его тревожит.
Что же заставляет человека, его речевое сознание, чувствовать, что «что-то не так»?
В решение задач принимает участие весь мозг, оба его полушария. Результат работы правого полушария (правого сознания) речевое сознание получает в виде чувства или интуитивного знания. В данном случае — в виде чувства тревоги.  Вероятно, правому сознанию не нравится ответ, которое левое сознание расценивает, как  логически верный. Что заставляет человека искать ошибку в своих рассуждениях. Речевое сознание уточняет задание, ионы на его мембранах перестраиваются по иному, и вновь идёт импульс к вычисляющим клеткам, заставляя их искать правильный ответ. Чтобы удержать мысль на месте, нужно усилие для поддержания возникшей разности потенциалов. Весь этот процесс требует много энергии, человек через некоторое время устаёт и делает перерыв в умственной работе. Вероятно, клетки сознания, участвующие в мышлении, имеют иной обмен веществ, чем нейроны вычисляющих отделов, так как сравнительно быстро устают и нуждаются в отдыхе и сне.
Если решение задачи важно для сознания, если сознание испытывает сильное желание найти ответ, то это желание (как ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ ПРИКАЗ) возбуждает нейроны вычисляющего отдела. Они продолжают работать на заданную тему и тогда, когда сознание отдыхает или занято другими делами, и, в конце концов, могут решить задачу без дополнительного участия сознания и неожиданно выдать ему ответ (например, во сне или утром после ночного сна).
Идея возврата возбуждения к месту «первичной проекции» (у меня – в сознание) была подтверждена многочисленными исследованиями нейрофизиологов: “круг ощущений” А.М. Иваницкого, “чувственная петля (sentient loop)” Н. Хамфри и «повторный вход (re-entering)» Дж. Эдельмана.  Но в каждом частном случае места первичной проекции были в разных областях коры головного мозга. Надо думать, вопрос сознания оформлялся, как задание, в той области мозга, которой он касался. Если это были слова и цифры, то в речевой зоне коры, если образы, то в зрительной.
Если задача трудная, и быстро её решить невозможно, сознание отключается от структуры мозга, которой оно дало это задание, и занимается другими делами. А отдел мозга, получивший задание сознания, продолжает его решать, посылая импульсы в другие отделы и проверяя ответ во время «повторного входа». И, наконец, выдаёт сознанию готовое решение. Чаще - утром, после ночного сна, во время которого сознание отдыхало, а мозг продолжал решать поставленную им задачу. Обычно, решение, полученное таким образом, выражено коротко и предельно точно, оно простое и ясное, и настолько сильно нравится сознанию, что оно находит его красивым. Человек ощущает радость и гордость собой.