Глава 6. Травля изгоя у животных

Лариса Викторовна Светличная
   
Степень цивилизованности людей не влияет на их поведение при травле изгоя, в любом обществе оно одинаковое. Однотипны и ощущения изгоев. Это говорит о том, что в людях включаются инстинктивные программы поведения. Кроме того, всё то же самое в основных проявлениях можно наблюдать и в стаях животных.

                ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О КОЙОТАХ

Зима в горном лесу. Обилие снега, замёрзли реки. Мелкие животные попрятались в своих норах. Чтобы выжить, койоты собрались в стаю. И тут выяснилось, что претендентов на место вожака стаи - двое. Стая выбрала одного из них. Второй ушёл. Пытаясь жить один, койот понял, что погибнет от голода, ибо крупного зверя ему в одиночку не победить. Он вернулся в стаю и вызвал вожака на бой. Они бились на смерть. Стая не мешала им. Изгой победил и стал вожаком.

                ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О ВОЛКАХ В ЗАГОНЕ

Учёные решили изучить стадное поведение волков. Для того, чтобы можно было наблюдать за ними без боязни, их с самого рождения воспитывали среди людей. И сразу заметили будущего вожака. Люди начали оказывать ему подчёркнутое внимание. И он с достоинством принимал его. Когда волчата достаточно подросли, их поместили как бы в природные условия, но это был ограждённый участок, на котором не было других зверей. Волки не могли охотиться и не могли уйти. Туши лосей им привозили люди.
В стае очень быстро наметился ИЗГОЙ - родной брат лидера (из одного помёта). Это был крупный и сильный волк с красивой густой шерстью. Он был такой же, как и его брат. А с точки зрения учёных - даже лучше, он "лучше пел". Учёный, ведущий этот рассказ, отзывался о нём с ВОСХИЩЕНИЕМ и сожалением в голосе.
Волк-изгой вёл себя, как типичный изгой в человеческой стае, когда у него нет возможности уйти. Этот волк - НЕ ПРЕТЕНДОВАЛ на лидерство. Тем не менее, его травили точно так же, как травят изгоя у людей. С той только разницей, что вожак, судя по его виду, НЕ ИСПЫТЫВАЛ НЕНАВИСТИ к брату-изгою и не старался уничтожить его. Он только силами стаи постоянно напоминал ему, что его место - последнее.
Волк-изгой страдал, в его потухших глазах была тоска. Но он не роптал и был покорен.
               
КАДРЫ КОРМЛЕНИЯ

Волки увидели тушу лося и бросились к ней. Но изгоя от туши злобно отгоняли. Когда уже все наелись и ушли, изгой робко направился к остаткам, но тут же двое волков с властным видом отогнали его. Они смотрели на него с насмешливым превосходством и лёгким презрением. Изгой не оказывая сопротивления, молча отошёл. Унижение и страдание светилось в его волчьих глазах.
Налетели вороны и стали есть мясо. А изгой с побитым испуганным видом сидел в стороне, не смея приблизиться к туше. Но есть-то хочется! Валяясь в ногах у брата, волк выпросил у него разрешение поесть. Но только он подошёл к остаткам туши, волки-наблюдатели снова отогнали его с весёлым удовольствием. Потом один из них с возмущённым видом схватил изгоя за морду (обхватив рот и нос, как хищники делают с крупными травоядными, чтобы лишить их возможности дышать и тем самым лишить их силы), но не плотно, подержал и отпустил, - знай, мол, и помни своё место.
И только когда вороны наелись и улетели, волки-наблюдатели, оглянувшись на улыбающегося вожака, позволили изгою подойти к остаткам. И при этом на их мордах было написано такое же удовольствие от власти над ним, как и на лицах людей, травящих изгоя.

Когда учёные закончили свои исследования, они решили переселить волков в естественные условия. Но, поскольку волки не умели охотиться, их решили передать под покровительство одного из местных индейских поселений, которое жило в лесу.


КАДРЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

Все волки уже вышли из своих клеток и отбежали к лесу. Только волк-изгой, тоскливо сжавшись, сидел возле открытой дверцы клетки и чего-то ждал. Тогда вожак вернулся к нему и, снисходительно улыбаясь, всем своим видом по-дружески, без властного высокомерия, без презрения, молча сказал ему - на всеобщем инстинктивном языке немого общения:
- Выходи, не бойся, я не буду преследовать тебя.
Без радости, вяло и нерешительно изгой вышел из клетки и пошёл за вожаком.

ПОСЛЕДНИЙ КАДР

Полуобнажённая молодая женщина-индианка сидит на пне. А вокруг неё - прирученная учёными волчья стая. На её лице отражается чувство ответственности за волков и уверенность в их полном подчинении. Она пристально и сосредоточенно вглядывается в них, явно разговаривая с ними на всеобщем инстинктивном языке немого общения. И волки так же внимательно смотрят на неё с выражением почтительного восхищения и ПОНИМАНИЯ. Они выглядели единой дружной стаей.
               
                -
   
     Очевидная причина конфликта в стае койотов - наличие двух лидеров. Но почему в стае волков травили изгоя? Он ведь ПОДЧИНЯЛСЯ лидеру! И, очевидно, что подчинялся он  инстинктивно, а не сознательно, а вожак  НЕ ИСПЫТЫВАЛ к нему ненависти. Эффект от УНИЖЕННОГО поведения изгоя был только один - ВЫЖИВАНИЕ. Вожак не прощал его и травлю не прекращал. Но вот "боги" отпустили волчью стаю. Волки почуяли свободу. Нет больше богов! И лидер позвал к себе изгоя. Очевидно, инстинктивная лидерская программа у изгоя была слабее, чем у лидера, иначе бы лидер заставил его уйти из стаи при первой возможности. Получается, что причиной травли изгоя в данном случае были люди. Лидер и изгой были из одного помёта, и воспитывали их (как и всю стаю) в одних и тех же условиях. Единственное различие: люди с самого начала ПОДЧЁРКИВАЛИ перед остальными волчатами свою симпатию и уважение к волчонку-лидеру. И тем самым они ВМЕШИВАЛИСЬ в развитие естественных отношений в стае. Вожак, если бы мог говорить, мог бы с полным основанием утверждать, что он избран самими богами на этот пост. Но и его брата, будущего изгоя, люди тоже любили! "Боги" ВЫДЕЛЯЛИ ДВОИХ! Но одного, лидера, осознанно, а его брата - нет. Можно предположить, что вожак испытывал РЕВНОСТЬ к брату и СТРАХ, что высшие всесильные существа, от которых зависит жизнь всей стаи (ибо другого источника жизни волки не знали), могут в любой момент передумать и назначить лидером брата.
      Поведение стаи волков при травле изгоя  в основных чертах очень похоже на поведение людей. Значит, травля - это древний инстинкт, который сформировался задолго до появления человеческого сознания. Поведение и страдания волка-изгоя было таким же, как у людей-изгоев. И это означает, что аналогичное поведение человека-изгоя  также является инстинктивным.
     В стае волков изгой не понравился СОЗНАНИЮ вожака, так как люди тоже уделяли этому волку повышенное внимание. А в стае койотов изгой не понравился ИНСТИНКТУ лидера, ибо изгнанный койот тоже был лидером приблизительно равной силы. Лидер НЕ МОГ ПОДЧИНИТЬ лидера. И лишний лидер был изгнан.
    Инстинкт травли включается у членов стаи при виде недовольства вожака одним из них, но начало травли объявляет только вожак.
    У людей в случае травли изгоя ИНСТИНКТУ лидера тоже не нравится невозможность инстинктивно подчинить равного по силе ведущего лидера или всегда осознанного, а СОЗНАНИЮ  лидера не нравится неправильное поведение кого-либо из членов группы. У людей инстинкт травли также включается по сознательному знаку лидера, а МЕТОД травли - инстинктивный. Видимо, в социальном инстинкте млекопитающих предусмотрено изгонять травлей того, кто НЕ НРАВИТСЯ лидеру, чем бы это ни было вызвано.  Но в социальном инстинкте людей есть существенные отличия, обусловленные наличием у них разума.
    С появлением у предков современных людей человеческого сознания, их инстинкты постепенно обогатились новыми программами поведения, специфичными только для человека разумного. У людей ведущие лидеры (в отличие от ведущих лидеров у животных) не выделяют изгоя и не применяют  травлю. Надо думать, в новом человеческом лидерском инстинкте учитывается наличие у людей осознанного логического мышления, и поэтому допускается исключительно рассудочное подчинение. Вероятно, наличием у людей  разума обусловлено и появление среди ведущих лидеров женщин - в 1/3 случаев.
     В человеческой стае только инстинктивно объединяющие и смешанные лидеры выделяют и  травят изгоя. Этим смешанные лидеры похожи на ведущих лидеров у животных, которые также выделяют изгоя и подвергают его травле. Возможно, инстинкт смешанного лидера - очень древний,  а появление  разума только дополнило его новыми программами поведения, не меняя его сути.