Две пропажи художника Волкова

Леонид Терентьев
"ОДИН ИЗ МНОГИХ"

 ...Окутанные пороховым
дымом руины некогда величественных зданий, на фоне которых прямо на зрителя движутся силуэты солдат небольшого отряда. На переднем плане - убитый в бою юный моряк. Он лежит на спине, широко раскинув руки, словно последним жестом пытаясь спасти от врага тот маленький кусочек земли, на который упал. Над телом склонились двое солдат, один из которых достаёт документы погибшего. Чуть поодаль, уткнувшись лицом в землю, - другой... Таков сюжет последней большой батальной картины Ю. Волкова "один из многих" (холст, масло, 1960 год). Своей работой известный крымский художник показал правду о войне. Сколько их, простых парней, отдали жизни за пусть маленький, но шаг к победе!
  Полотно имело широкий успех, сотни людей стремились взглянуть на него во время различных выставок в Симферополе, потом в Киеве, где организаторы, понимая ценность и уникальность полотна, сделали её  фотографию и подарили автору.
  Удивительная история произошла в Киеве. Ожидалась комиссия из Москвы, цель которой - отобрать лучшее для показа в столице. Местное начальство вовсе не собиралось передавать коллегам работу Ю.Волкова. Чтобы она не могла попасть на глаза жюри, ее  повёрнули обратной стороной. Но именно это и привлекло внимание. Увидев огромный холст (123х200 см) лицевой стороной к стене, гости попросили показать его - и решили представить в Москве.
  Там же, в Киеве, автор немного доработал картину - дорисовал проблески восходящего солнца, чтобы внести  в сюжет светлые ноты.
  Но будущее принесло Ю.В. Волкову неожиданный удар: после московского показа 1964 года полотно из Манежа бесследно исчезло, и его местонахождение  неизвестно до сих пор. Все поиски оказались безрезультатными. Сохранились лишь те фотографии и негатив.

  "...И СЧАСТЬЕ СОСТОЯЛОСЬ"

  Про этот эпизод нам рассказала искусствовед О.В. Волкова, вдова ушедшего от нас в 1991 году члена Союза художников СССР Юрия Васильевича Волкова. До сих пор Ольга Васильевна не теряет надежды - в память о муже и выдающемся человеке - разыскать холст, пропавший более полувека назад.
  Что объединило их - молоденькую тогда преподавательницу и признанного живописца?
  Увы, Мастер был одинок, нуждался в житейской помощи, человеческой поддержке, заботе и внимании. И тогда появилась она. У каждого Мастера, говорят, должна быть своя Маргарита...
  - Нас сблизила большая любовь к искусству. Волков для меня был  человеком-легендой - кристально чистый, мужественный, благородный, - говорит Ольга Васильевна. - После Николая Семёновича Самокиша он, вероятно, крупнейший баталист страны. Это был удивительный человек. Он и любимая работа - и счастье моё состоялось...
  В 1996 году Ольга Васильевна безвозмездно передала в дар городу 116 произведений мужа - чтобы все они были собраны в одном месте, а не разлетелись по земному шару. Чтобы их видели жители и гости Евпатории.
  Если его знаменитые полотна "Подвиг пяти черноморцев", "Херсонесский тупик", "Расплата", "Не уйдёшь", "Кризис прошёл" выставлены в крупнейших музеях Крыма, то в коллекцию Евпаторийского краеведческого музея вошли произведения живописи, графики, эксперименты по керамике и цементу, созданные за последние тридцать лет жизни, в том числе и незаконченный пейзаж "Море".

  ЗА ПОСЛЕДНИЕ 20 ЛЕТ

   Неутолимая страсть к исследованиям подтолкнула Ю. Волкова к мысли заняться поиском новых методов и инструментов в области живописи и скульптуры, чтобы сделать свои работы объёмнее и живее, добиться максимального совершенства. Придуманные им особые кисти, перья, приспособления помогли написанию мелких деталей. Юрий Васильевич
нашёл метод наложения угля на бумагу, создавший эффект объёмности. Например, море становилось как живым - с тысячами брызг и преломлением в воде солнечных лучей, что вызывало невероятное ощущение реальности. Его произведения скопировать невозможно, они столь же полноценные и всеобъемлющие, яркие и впечатляющие, как сама жизнь.
  Неужели пропадёт напрасно и его огромное по ценности теоретическое наследие? Материалы экспериментов пока без использования хранятся у вдовы художника. Неужели нет в Крыму и Украине такого института или художественной академии, куда можно было бы передать для изучения уникальные разработки Ю. Волкова, сказавшего новое слово в искусстве?